Почему расстраиваются пианино и рояли

Дата создания 08.06.2012, отредактировано 12.10.2012

Конструктивная особенность пианино и роялей по отношению к причинам рассстройки инструмента, или (почему расстраивается пианино).

Я затрону причину не связанную с активной эксплуатацией пианино и рояля. Активная эксплуатация — это плановая расстройка инструмента. Это когда на инструменте занимаются по 5-10 часов в день.

Я затрону причину, о которой практически все обычные люди — пользователи инструментов даже не догадываются.

Позвольте объяснить.

Струнные, клавишные инструменты (пианино и рояли) имеют принципиальную и очень важную часть.  Эта часть формирует звук и тембр инструмента.  Эта часть — этот узел,  называется резонансная дека. Резонансная дека, это очень тонкий большой деревянный щит, имеющий практически такой же размер, как инструмент и занимающий точно такую же площадь, как инструмент (от 1,2 до 1,7 м. кв.) Это очень подвижный и самый быстро реагирующий узел в инструменте. Реагирует резонансная дека на динамично изменяющееся и самое неустойчивое, в чем мы все люди живем. Речь идет О ВОЗДУХЕ, его температуре и влажности.

Вы все прекрасно понимаете, что

если на деревянный брусок влиять холодным или горячим воздухом, то данный брусок будет реагировать на это в виде изгибания или деформации. А теперь представим, что это не  толстый брусок, а большой и тонкий деревянный щит, то этот щит еще более подвержен деформации от холодного или горячего воздуха. Резонансная дека, это и есть большой и тонкий деревянный щит.

Конструкция пианино и роялей такова, что струны инструмента очень сильно сцеплены, «привязаны» к резонансной деке за счет порожков или мостиков, соединяющих струны и деку. Это необходимо для того, чтобы колебания струн (звуковые волны) легко скользили и вливались в деку. А резонансная дека в свою очередь усиливает звучание струн и дает им свой индивидуальный тембр и окраску.

А теперь самое главное…

Если при проветривании комнаты устраивать сквозняки (резкую смену температуры), которые захватывают инструмент, то большой тонкий щит (резонансная дека), в первую очередь подвергается влиянию этого воздуха и как следствие изгибанию и деформации. А к деке, как мы только что выяснили, «привязаны» струны… Струны тоже претерпевают смещение, движение, и как следствие чуть-чуть изменяют необходимую высоту, на которую ее настроил и закрепил настройщик. ПИАНИНО РАССТРАИВАЕТСЯ. !!!  Вот почему категорически запрещается устраивать при проветривании сквозняки.

Существует и другая причина расстройки пианино и роялей. Назову её — объективная причина.

Объясню.

Даже если на инструменте не играть вообще, то при смене сезонов (весна и осень) пианино также расстраивается, т.к. в помещении происходит общее изменение микроклимата на влажный — если лето или на сухой — если зима (начинается отопительный сезон).

Поэтому пианино и рояли требуют хотя бы ежегодной настройки и проведения профилактических работ связанных с клавишным механизмом.

Самая идеальная периодичность настройки фортепиано — это настраивать инструмент сразу после смены сезона – в конце весны и в коные осени, т.е. 2 раза в год. Но не реже, чем через 12 месяцев, когда пройдут два изменения микроклимата (два сезона – весна и осень).

Рекомендую каждому владельцу инструмента выбирать удобную и необходимую для него периодичность обслуживания.

А это для гурманов…

Инструменты разделяются по классификации на 5 категорий, от низшей и до высшей. Бытовые пианино российского производства – моделей «Элегия», «Этюд», «Ноктюрн» и т.п., относятся к низшей категории. Это выражается в следующем моменте: Даже при хорошей и правильной настройке, интервалы и аккорды звучат не совсем приятно для слуха, не так мягко, как на первоклассных инструментах. Это уже зависит не от настройки, а от качества сборки инструмента, от общего тембра, его голоса. Один и тот же интервал, одинаково настроенный на разных инструментах будет звучать по-разному, это зависит от класса инструмента. Чем выше класс, тем звучание на порядок отличается от фортепиано низкого класса, хотя оба инструмента настроены одинаково. Только профессиональный настройщик может определить акустические особенности данного инструмента и причины данной окраски звука.

Но существует такая техника настройки, при которой любые инструменты настраиваются всегда правильно и звучат предельно мягко и красиво. Это настройка при помощи терций и секст. В отзывах артистов Вы можете ознакомиться с потрясающим эффектом от использования этого метода настройки. Приходилось обслуживать инструменты далеко не первого класса. При этом, как популярные артисты довольны звучанием роялей!

Хочется надеяться, что данный материал немного расширил кругозор читателя.

Буду рад Вас обслужить.

Желаю успехов.

Геннадий.


Комментарии

Почему расстраиваются пианино и рояли — 4 комментария

  1. Здравствуйте! На самом деле любой инструмент начинает расстраиваться  сразу  после настройки, но так незначительно, что услышать расстроенный звук можно только по прошествии довольно большого количества времени. По этой причине в концертных залах рояли настраивают каждый раз  перед выступлением  пианиста.

  2. Привет! На самом деле любой инструмент начинает расстраиваться  сразу  после настройки, но так незначительно, что услышать расстроенный звук можно только по прошествии довольно большого количества времени. По этой причине в концертных залах рояли настраивают каждый раз  перед выступлением  пианиста.

    • Привет! Совершенно верно. Инструмент начинает расстраиваться сразу после настройки.
      Цель статьи «Почему расстраиваются пианино и рояли» заключается в том, чтобы вооружить владельцев инструментов информацией о причинах расстройки. С тем, чтобы люди знали о «подводных камнях» содержания и как можно более продолжительного сохранения и хорошего звучания пианино и роялей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: