Обращение к коллегам — профессионалам.

Дата создания 03.04.2012, отредактировано 06.05.2013

Стаж работы настройщиком составляет 26 лет. Есть отзывы российских и мировых пианистов. Имею высшее музыкальное образование.

Уважаемые коллеги!

Из многогранной профессии настройщик фортепиано, в настоящий момент, я хотел бы выделить только акустическую настройку инструмента. Рассказывать о плане темперации, т. е. перечислять ноты, без подробного объяснения каждого шага, считаю пустой тратой времени. Мне будет очень интересно, КАК и ЧТО думают мои коллеги по данному взгляду и мышлению. С удовольствием пообщаюсь с единомышленниками.

Многие виды работ настройщика фортепиано, а именно  ремонт и регулировка клавишного механизма пианино и роялей, столярные работы и др. в настоящей статье я затрагивать не стану. О них я буду рассуждать и делиться своим опытом по мере подготовки печатного материала.

Предварительно

хочу сказать, что в акустической настройке я использую  почти все интервалы находящиеся в пределах одной октавы и много интервалов за пределами октавы. Так же разнообразные аккорды в различном расположении по всей клавиатуре. И финальный акцент, для окончательной фиксации струны делаю на высокочастотные интервалы, а именно на терции и сексты. Этим я и поделюсь. Ведь поговорить некогда! Все время работа и работа!

И так …

Акустическая настройка фортепиано.

Если брать во внимание малую и 1-ю октавы, то в этом диапазоне я разделяю интервалы на низкочастотные и высокочастотные. Низкочастотные интервалы — это кварты и квинты. Высокочастотные интервалы — это все остальные, существующие в пределах одной октавы: обе секунды, обе терции, тритон, обе сексты и обе септимы.

Объясню, что я подразумеваю под термином низкочастотные интервалы.

Низкочастотные интервалы — это интервалы, биения которых за 1 секунду реального времени пульсируют максимум 3 раза. Это значит, что за 1 секунду низкочастотный интервал  в зоне 1-й и 2-й октавах, дает максимум 3-и звуковых волны или 3 биения, а в малой октаве — 0,22 биения в секунду.

Если струны отличного  качества, то эти биения с большим напряжением, как-то  еще можно проконтролировать. А если струны плохие или очень плохие, то мой опыт говорит, что кварты и квинты с высоким процентом точности установить просто невозможно.

Объясню, что я подразумеваю под термином высокочастотные интервалы.

Высокочастотные интервалы — это интервалы, биения которых за 1 секунду реального времени начинаются от 5-ти  и доходят до 12-ти раз. Я это называю вибрацией интервала.

Собственный опыт:

Частые биения за 1 секунду слышать и контролировать совсем не трудно. Такое количество биений — от 5 до 12 раз,  я различаю, контролирую и фиксирую за 1 секунду реального времени. И такие частые биения слышны даже на очень плохих струнах.

Уверен, что…

Производить темперацию можно и нужно интервалами, которые дают вибрацию 12 биений в секунду и ниже, а именно до 3-4 биений (середина 1-ой октавы и до контроктавы включительно). Только так можно получить качественную темперацию и отличный результат. Возможно, кто-нибудь слышит и контролирует еще более частые вибрации за 1 секунду.

А в конце 1-й и в начале 2-й октав вибрация настолько высока, что её лучше контролировать интервалом терция, нижний звук которого расположить на октаву ниже, а именно использовать интервал дециму. Вибрация терций  в этом регистре  достигает 24 — 28 биений в секунду, что, по моему опыту, просто не реально просчитать и проконтролировать. А в дециме вибрации в 2 раза реже. В данном регистре также можно использовать контроль интервалов и по тембру.

Было даже так…

Я прошел школу настройки фортепиано по кварто-квинтовому кругу. Я даже понял взаимосвязь между соседними квартами и квинтами, и создал систему для определения контроля и фиксации раскачки этих интервалов пошагово. Кварты и квинты при настройке круга постепенно-постепенно замедлялись, и постепенно-постепенно увеличивали волну (частоту биений). Мне казалось, что я нашел ключ к пониманию и осмыслению настройки фортепиано.

Эта система основана на совершенно понятном ритмическом соотношении биений между квартой и квинтой, объединенными одной нотой, но только при настройке круга. Далее надо было решать задачу настройки басов и дискантов. Кварто-квинтовый круг у меня получался просто идеально. Контролировать восходящие и нисходящие кварты и квинты было приятно, т.к. они постепенно замедлялись, опускаясь по хроматизму вниз, и также постепенно учащались, поднимаясь по хроматизму вверх. Я принялся даже писать «труд», в котором излогал данное понимание кварто-квинтовых отношений. Я ликовал.

Но…

В 1993 году на семинаре настройщиков в г. Екатеринбург я встретил человека, который сказал, что кварто-квинтовый круг  для начинающих настройщиков. Что реально существует другой принцип контроля интервалов при настройке фортепиано (и не только ф-но). Это терцово-секстовая система.

На то время только слышал об этой системе. Видел в профессиональной литературе таблицу биений интервалов и при этом считал, что это лишь теория настройки. Я был глубоко убежден, что эти цифры в таблице появились только из-за появления приборов — осцелографов, которые могут определить такую высокую частоту между двумя звуками. Например, 20 или 25 биений в секунду. Это невозможно просчитать и тем более проконтролировать человеческим ухом (большая терция 19,60 или большая секста 22,41). Есть, конечно, и реже. Например: большая секста 9,42 или большая терция 5,83.  Я считал, что это только для того, чтобы настройщики только «тянулись» к эталону. А этот эталон – ТЕОРИЯ. Я так думал…

Этот человек, с которым я встретился на семинаре в Екатерибурге -Толстых Виктор Леонидович. Он послушал, что я вдохновенно рассказывал о своей системе контроля кварт и квинт, и после моего монолога он скромно спросил слушал ли я терции после настройки. И предложил мне внимательно вслушаться в вибрации терций, поднимаясь и опускаясь по полутонам. Я же считал, что на терции обращать пристальное внимание не обязательно, т.к.  контролировать их просто невозможно. 12,35 биений в секунду. Ну кто это сможет услышать и повлиять на ЭТО !? Поэтому, …

Когда я приехал к себе домой и послушал терции, то они были, конечно, разные и явно отличались друг от друга, а как их сделать и выстроить постепенно ускоряющимися и замедляющимися я просто не представлял.

И когда мы встретились на второй день семинара, я спросил о том, как он контролирует и управляет терциями. Виктор Леонидович мне предложил пообщаться у инструмента и пригласил меня к себе в Первоуральск. Я приехал и после общения с ним понял, что в процессе настройки фортепиано делаю, думаю и слышу многое не так как он. И я решил для себя, что буду прилагать все силы, для того чтобы понять и изучить его подход к процессу настройки фортепиано.

  Я понял, что я многого не знаю и, как оказалось, не понимаю что делать.

Через некоторое время я снова приехал к нему в Первоуральск, потом еще и еще раз. И так постепенно, я стал понимать, как необходимо мыслить и работать, настраивая фортепиано терциями и секстами. По началу, было трудно и многое не получалось. Пришлось пересматривать  технику работы с ключом, придумывать совершенно другой план темперации и т.д. А далее становилось все легче и легче. За эти годы мы подружились, т.к. мы взаимообогощались. Я объяснял, как я произвожу столярные ремонты тех или иных узлов инструментов, а он мне свое слышание интервалов и аккордов. Мы также обменивались опытом регулировок и ремонтов различных узлов клавишных механизмов пианино и роялей.  Затрагивали тему интонировки.

А спустя некоторое время…

У меня сформировалось свое видение, свои ПРИНЦИПЫ НАСТРОЙКИ И МЫШЛЕНИЯ при терцово-секстовом плане темперации, с которыми предлагаю Вас ознакомиться. Я предполагаю, что Вам будет интересно, как и что думает Ваш коллега. Ведь мы обычно не все говорим. Все некогда, да некогда.

А в настоящее время я настраиваю так.

Сейчас я темперирую весь инструмент, т. е. каждую ноту связываю одну со многими ранее настроенными. И я понимаю всем своим существом, насколько совершенна и прекрасна терцово-секстовая система настройки фортепиано. Инструменты просто расцветают. Особенно концертные рояли. Ведь если контролировать только кварты, квинты и октавы, то переходя в нижний регистр, начиная с малой октавы и ниже, кварты и квинты имеют такие редкие биения, что их очень и очень трудно, во-первых услышать, а во-вторых быть совершенно точно уверенным, что ты попал правильно в ноту. Кварты и квинты в нижнем регистре воспринимаются вообще как будто они без биений, настолько они (биения) редки.

 На моем опыте был такой факт. Когда я настроил концертный рояль «Эстония» для филармонического концерта, музыканты, как обычно поиграли на репетиции перед концертом и с удивлением сказали, что эта «Эстония» звучит, как «Behstein». Это были приезжие музыканты из Москвы. При этом с «Эстонией» была произведена работа связанная только с настройкой инструмента, ремонтом клавиатуры и полной регулировкой клавишного механизма. Рояль был в возрасте примерно 30 — 35 лет, и никогда за всю свою «жизнь» он не ремонтировался. Ни какой работы со струнной одеждой, декой и прочих столярных работ не производилось.

Я думал, что терцово-секстовый план темперации это сложно понимаемое теоретически и невыносимо трудно применяемое практически дело. А на самом деле это оказалось не только реально выполнимо, но при этом и совсем не трудно реализуемо, в практическом ежедневном и скурпулезном выполнении.

И таким образом я настраиваю все инструменты. И занимает эта работа у меня 40 – 50 минут в спокойном режиме. При условии, что инструмент был настроен в камертон. Если инструмент был настроен на много ниже камертона, то 1 час 10 минут или 1 час 20 минут. При этом 1-я настройка позиционная, а со 2-й уже терцово-секстовая. И для работы головного мозга это обычная, удобная нагрузка. Переутомления нет совершенно. И со временем у меня появилось осмысление  того, что данный подход к настройке фортепиано дает огромное преимущество. Вы можете ознакомиться с моими умозаключениями о преимуществе этой системы и эффекте от её использования на практике.

 

Хочу заявить ответственно и очень серьезно, что без отличного знания сольфеджио и гармонии я бы не смог научиться ТАК настраивать фортепиано. Я утверждаю следующее: для того чтобы стать хорошим настройщиком, необходимо очень крепкое классическое профессиональное высшее музыкальное образование  и отлично владеть музыкальным предметом — гармония, так же необходимо уметь очень хорошо ориентироваться в любой тональности. Именно на базе такого образования я смог догадаться, как связать техническую профессию — настройщик фортепиано  с чисто  музыкальной профессией и понять терцово-секстовую настройку. Причем, эти знания понятны и при определенной тренировке доступны любому музыканту. Правильно говорится – все гениальное просто.

Или другой путь становления хорошим настройщиком. Это — в процессе становления настройщиком, необходимо приобрести вышеперечисленные навыки. Все просто!  Надо просто учиться и совершенствоваться.

 

Я знаю, как эти знания передать. Знаю как и чему надо предварительно учиться для полного и ясного понимания данной техники настройки. В связи с этим у меня появились веские доводы, для доказательства необходимости задуматься более внимательно над терцово-секстовой темперацией. В следствие чего рекомендую внимательно прочитать «Недостатки кварто-квинтовой темперации» (В сравнении с терцово-секстовой темперацией) Я постарался описать эти недостатки простым языком.

Важный момент. (Этого я не встречал ни в одной литературе.)

Совершенно очевидно, что все инструменты (фортепиано) разные по звучанию. Это понятно абсолютно всем. И причины тоже известны. Я же утверждаю, что и  высокочастотные интервалы на разных инструментах звучат по-разному.

В зависимости от классности инструмента, интервалы и аккорды получаются разными по своей насыщенности, колориту и по своей внутренней вибрации. И это влияет на окраску общего звучания инструмента.

Объясню.

У каждого инструмента существует свой индивидуальный колорит. И не смотря на то, что инструмент настраивается высокочастотными интервалами и вибрации во всех интервалах правильные, но при этом сами по себе интервалы (внутри себя) дают по громкости и насыщенности разные по очередности виброны, присущие конкретному данному инструменту (как писал настройщик Голубев в своем труде о терцово-секстовой темперации). И поэтому, особенно высокочастотные интервалы и аккорды (которые и состоят из высокочастотных интервалов) на каждом инструменте отличаются индивидуальным колоритом и это показывает индивидуальную общую окраску, присущую только этому данному инструменту. На каком-то инструменте они более жесткие и долбящие, но одинаково жесткие и долбящие по всему диапазону, а на каком-то – менее жесткие и более легкие, как будто танцующие, но также по всему диапазону. Повторюсь, при этом все высокочастотные интервалы настроены правильно.  Интервалы разные в силу того, что в разных инструментах по-разному выделяются те или иные биения (четные или нечетные), разные инструменты по качеству деки, струн, молоточков. И чем выше класс инструмента, тем мягче, проще и чище звучат все высокочастотные интервалы и аккорды. Даже если это сложные джазовые созвучия, в которые вплетены септимы большие и ноны, звук у инструмента очень мягкий и простой. Я в этом с удивлением не 1 раз убеждался. И соответственно, чем ниже класс – тем более жесткие и более настырно бьющие вибрирующие интервалы и аккорды, но одинаковые по всей клавиатуре.

У недостаточно опытного настройщика может создаться впечатление, что у него получилось не так удачно, как это было всегда. Но на самом деле, необходимо просто  убедиться в правильности количества биений в высокочастотных интервалах и взять себе на вооружение, что может быть и вот такой колорит… и не заморачиваться, что почему-то не такое мягкое звучание, как должно быть. Это просто вот такой инструмент…  Это необходимо просто знать и понимать, и предвидеть, что так может быть. И быть готовым к этому, и не смущаться, что интервалы и аккорды звучат не так мягко, как хотелось бы. Повторюсь : Этой мысли я не встречал ни в одной литературе.

Уважаемый читатель, если я еще не сильно утомил своими рассуждениями, то ВЫ можете ознакомиться с организациями с которыми я сотрудничаю и почитать отзывы о моей работе артистов, которые выступают в основном на мировых площадках. Убежден, что это результат терцово-секстовой техники настройки.

Уважаемые коллеги! Если кого заинтересовал мой труд, пишите или звоните.

Желаю всем успехов!

Продолжение следует.

Геннадий.


Комментарии

Обращение к коллегам — профессионалам. — 3 комментария

  1. Здравствуйте! Опытные грузчики,славяне.Перевозка пианино,утилизация.89086381070

    • Здравствуйте!
      Спасибо за предложение.
      Позвоню. Поговорим.
      Желаю успехов.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: