Недостатки кварто-квинтовой темперации.

Дата создания 30.06.2012, отредактировано 15.05.2013

(В сравнении с терцово-секстовой техникой настройки.)

Кварто-квинтовая темперация — это приблизительный метод настройки. Кварто-квинтовую темперацию  можно использовать только для цвиковки. И этому, на мой взгляд много объективных причин, которые могут быть понятны только практикующему и прошедшему определенную школу настройщику.

Уважаемые коллеги!

Я обращаюсь к настройщикам фортепиано, которые работают преимущественно квартами и квинтами.

Прочитайте повнимательней данный материал! Может быть я прав? Может быть стоит пересмотреть Ваш подход к акустической настройке инструментов? Поверьте, терции и сексты не страшны! Они наоборот являются отличной подсказкой для спокойной и уверенной  работы настройщика. Они не напрягают, а наоборот помогают настройщику. Работа получается быстрой и качественной. Стоит только научиться. А эта техника настройки осваивается так же, как техника настройки кварто-квинтовой системой. .

И так. Недостатки кварто-квинтовой темперации.

Недостаток 1.

Темперированные кварты и квинты относительно хорошо слышны только при хороших струнах, а хорошие струны встречаются редко.

Подробнее.

Если струна плохого качества, например, сама в себе вместо ровного и плоского звучания дает раскачку звука похожую на биения, образуемые между звуками темперированного интервала, то услышать и проконтролировать раскачку в кварте или квинте очень трудно. Такой дефект струны, как раскачка звуковой волны в самой струне, очень похож на биения в темперированных квартах и квинтах. Поэтому трудно отличить (особенно начинающему настройщику) темперированную интервальную раскачку от дефектной струны.

А при настройке и контроле терциями и секстами вибрации намного более частые, чем раскачка дефектной струны. Поэтому дефект струны и вибрацию настраиваемого темперированного интервала не перепутать. Более того мой многолетний собственный опыт говорит, что при настройке терциями и секстами дефектная струна не мешает контролю и осуществлению по настоящему качественной темперации.

 Недостаток 2.

—  При кварто-квинтовом круге каждый шаг — это ошибка.

Смело? Да?

Объясняю.

Возьмем идеальный вариант, когда струны действительно хорошие.

Наши действия.

Настроили первую темперированную квинту – ля1, ре1. Это 1 биение в секунду. Этот 1 шаг правильно настроить с высокой степенью точности можно. С этим я соглашусь.

Далее.

Необходимо настроить кварту ре1, соль1. Эта кварта должна давать 1,33 биения за 1 секунду… .

А теперь у меня вопросы!

Хоть кто-нибудь объясните мне, как уверенно и ясно понять и осознать это (1,33) биение за 1 секунду? Я прошел этот путь и знаю, что правильного и точного ответа на этот вопрос нет. Ответ, конечно, есть, но он будет примерно таким: «чуть живей» или «чуть-чуть быстрее, чем квинта ля1, ре1.», или что-то в этом роде.

После терцово-секстовой настройки для меня этот ответ звучит просто издевательски. Скажите мне, что такое «чуть» или «чуть-чуть»? Это как? Это что? На сколько это «чуть-чуть»? Как это «чуть-чуть» понять? Какая это мера — «чуть»? У меня одни вопросы! И владея устойчивыми профессиональными навыками настройщика, ответа у меня на этот вопрос нет. И это при хороших струнах, когда биения прослушиваются!

А если струны плохие? …

Вывод: Со 2 хода темперации на кварте ре1-соль1, 100% ошибка.

 Дальше.

Необходимо настроить темперированную квинту соль1, до1. (Ходы по кварто-квинтовому кругу) Биения в ней (по таблице) 0,89 за 1 секунду. Все те – же вопросы…и такой же мутный ответ, и тоже пресловутое «чуть-чуть»…,

И такой же вывод, только: на 3 ходу темперации — 100% ошибка, после предыдущей 100% ошибки… .

 И так дальше, и дальше, и дальше… .

Все приблизительно и все примерно +, — , все «чуть-чуть», относительного предыдущего «чуть-чуть».

И если маленький опыт работы (примерно лет 5 — 7 лет, а может и больше) и плохие струны, то  инструмент в принципе не удастся настроить. Если только очень приблизительно.

 Я добавлю, что даже при огромном опыте и при ровных темперированных квартах и квинтах после настройки и проверки, одноименные аккорды по хроматизму звучат жестко и не так мягко, как при настройке терцово-секстовой темперацией. (Поверьте, мне есть с чем сравнить.)

При терцово-секстовой темперации все вибрации во всех используемых в работе интервалах хорошо слышны, легко контролируются и понятны для настройщика. И при этом очень понятно и явно реагируют на движение ключа. И это при струнах любого качества!!! Нужно только знать, какой вибрацией наделить тот или иной интервал.

Недостаток 3.

 — Тема: «Работа ключом»

 Из предыдущего рассуждения логически напрашивается вопрос:

На какой высоте закреплять струну?

Чуть-чуть медленнее биения в интервале, чуть-чуть быстрее биения в интервале… В каком месте этого «чуть-чуть» остановить и зафиксировать струну и быть максимально уверенным, что ты попал в самую 10?

Вопрос: Как после этого со 100% уверенностью научиться правильно и точно работать ключом и быть уверенным, что ты на правильной высоте зафиксировал струну?

После приобретения опыта терцово-секстовой настройки для меня это воспринимается, как мутная вода. Имея опыт работы с кварто-квинтовым кругом со спокойной уверенностью заявляю, что еле заметное микронное изменение высоты звука при кварто-квинтовой темперации не слышно. И приобретя терцово-секстовый опыт темперации всем своим существом понимаю важность фиксации натяжения струны с учетом микронного движения ключа, чтобы попасть в ту самую 10.

Я утверждаю, что при кварто-квинтовой темперации, когда подходит время   настройки хоров в унисон (используя при настройке ленточку) настроенные средние струны хора изменяют свое натяжение незаметно для настройщика. Это происходит из-за несовершенства контроля  за настроенными интервалами. Это микронное смещение струны невозможно услышать при кварто-квинтовом МЫШЛЕНИИ И АНАЛИЗЕ, когда  контролируешь интервалы во время формирования круга и после — во время подстройки унисонов. Ведь анализ темперации происходит постоянно.

При этом.

Кварты и квинты при этих микронных смещения струн звучат очень прилично и кажется правильно, но при этом начинает страдать ровность звучания одноименных аккордов при проверке их по хроматизму. (Например, простые мажорные аккорды.) Аккорды при этом помимо того, что они жесткие тембрально, они еще и не ровные между собой по своей внутренней вибрации. А одинаковость во всех одноименных аккордах со своей внутренней одинаковой вибрацией, является чрезвычайно важным и определяющим критерием окончательного результата настройки и как финал — звучания инструмента, а между нами коллегами — и оценки акустической настройки инструмента.

Недостаток 4.

При кварто-квинтовом круге легко перейти грань суженного или расширенного интервала и незаметно для себя ошибиться.

Особенно если настройщик начинающий, то это может случиться, как 2х2. О важности этого пишется и в обучающей литературе., но в ней не делается акцент на плохие струны.  Я же утверждаю, что с плохими струнами такую ошибку может не заметно для себя совершить даже и достаточно опытный настройщик. Например, в момент сильной усталости или по другим, каким-либо стрессовым причинам или без серьезной причины, например, отвлекся, задумался. А потом «иди» по кругу и перебирай, где ошибся!

В терцово-секстовой темперации перейти границу суженного или расширенного интервала невозможно или «надо очень постараться».

Объясню.

При кварто-квинтовой темперации все рабочие темперированные интервалы приближены к чистым.

Подробнее.

1 биение в секунду, чуть реже и чуть быстрее — такие биения кварт и квинт в темперации. И при малейшем изменении натяжения струны по самым разным причинам, интервал может оказаться не темперированным, а чистым. Вот и опасность ошибки (особенно при плохих струнах). При этом, как я говорил выше все приблизительно. (0,89 или 0,74 это очень близко к чистому интервалу).

А при терцово-секстовой темперации, интервалами, которыми работаешь по всей клавиатуре дают вибрацию до 12 биений в секунду и реже. Я сам лично работаю с интервалами, которые дают 12 вибраций за 1 секунду. Возьмем даже более редкие биения в секунду, например, 6 или 4 биения в секунду. Все равно это очень далеко до чистого интервала. (Это не 1, или 0,5 биений в секунду.)

Контролировать и влиять на более частые вибрации (более 12 биений в секунду) у меня не получается, но этого мне вполне достаточно для ясного понимания и четких действий при создании такой темперации, в которой одноименные интервалы постепенно ускоряются вверх и замедляются к нижнему регистру. Самые редкие биения – это 2 биения в секунду, в контроктаве. Вибрации в интервалах очень постепенно замедляются и замедляются до контроктавы. До чистых интервалов в теноровом и басовом регистрах, как видно очень далеко. Поэтому перейти границу чистого интервала невозможно. А именно эти регистры и дают гармонический тембр и сочность аккордов, и, как следствие, красоту звучания всего инструмента.

Например,

необходимо настроить интервал, в котором 8 биений в секунду, а не 7 или 9. Как видно до чистого интервала о-о-очень далеко. Приходится работать ключом буквально микронными шагами и закрепить этот интервал именно с 8-ю биениям в секунду без  + и — , поэтому грубых кварто-квинтовых ошибок здесь просто нет. Здесь присутствует спортивный интерес настройки инструмента с целью, как можно более плавного учащения или замедления вибраций в одноименном интервале, контролируя его по хроматизму вверх или вниз.

Просто удовольствие, а не работа!

А звучит то как инструмент!!! Мягко. Просто. Неузнаваемо приятно. Прочтите отзывы артистов – мировых звезд, которым я настраивал рояли.

Недостаток 5.

Тема: «Настройка октав»

Если брать октаву изолированно от любых других интервалов, то это – самый трудно настраиваемый интервал. В басах эта работа еще более усложняется из-за отчетливо слышимых вторых, третьих и последующих обертонов, причем, по-разному выделяющихся у каждого инструмента.

Поэтому, при настройке октав необходимо как можно большее количество контрольных интервалов.

Так вот.

Кварто-квинтовый метод настройки не дает возможности максимально разнообразного количества контрольных интервалов. И те контрольные интервалы, которые есть в арсенале кварто-квинтового метода настройки, прямо скажу, очень ограничены для, по-настоящему точной настройки октавы. Как правило октавы настраиваются используя кварты и квинты с одной общей нижней или верхней нотой.

Мое мнение.

При настройке октав в любом регистре, кварто-квинтовое мышление и контроль для хорошей настройки просто не подходит.

 Объясню.

Пример на теноровом и басовом регистрах.

Самая простая для анализа темперированная квинта ре1 — ля1, имеет 1 биение в секунду.

На октаву ниже в малой октаве эта квита должна иметь биения в 2 раза реже. Это 0,5 биений в секунду.

Еще ниже на октаву в большой октаве эта квинта должна иметь биения еще в 2 раза реже. Это 0,25 биений в секунду.

Практикующий настройщик прекрасно понимает, что в малой и большой октавах, услышать 0,5 и 0, 25 биений за 1 секунду и при этом быть 100% уверенным, практически невозможно. Можно, конечно слушать следующий уровень биений, но если это не 0,5 биений, а реже — 0,20 биений в секунду. Как проконтролировать эти вторые биения от 0, 20? Вот и получается, что приблизительно слышна и квинта и, как следствие – приблизительно настроена и октава.

Это можно сказать еще легкий пример. Эти биения хотя бы просчитываются и понимаются теоретически. А теперь квинта на 0,5 тона ниже – до-диез1 – соль-диез1 имеет биения 0,94. В малой октаве эта квинта должна иметь 0,47 биений в секунду, а в большой — 0,23 биения в секунду. А как услышать и понять эти цифры? Даже подключая контроль следующим уровнем биений?

И если взять по полутонам кварты и квинты, и проанализировать биения на октаву и 2-е октавы ниже, то будет полный туман и «грустная» картина. И вразумительного ответа так и не последует. Все приблизительно и примерно.

А ведь есть еще контроктава и субконтроктава, которые дают помимо «тембрального мяса» еще и гармоническую окраску, и красоту гармонического звучания всего инструмента.

 В сравнении.

В терцово-секстовой настройке есть возможность с высочайшей степенью точности контролировать необходимую вибрацию в настраиваемых интервалах, в басах — до контроктавы включительно и как следствие — очень точную настройку октав.

Про дискантовый регистр.

Настройка в дискантовом регистре без использования терцово-секстовой техники для меня это отсутствие даже минимальной уверенности в правильной точности настройки октав. В дискантовом регистре я использую контрольные ступени на 1 и 2-е октавы ниже настраиваемого звука. Уверен, что только так в дискантовом регистре можно правильно настроить октавы и оттемперировать дискантовый регистр.

Октавы при этом звучат совсем по-другому. Прямо наслаждение какое-то! И это слышно даже, когда слушаешь октаву изолированно. Октава начинает звучать полно и просто. Даже дефекты струн заглаживаются. Конечно, дефект струны совсем спрятать невозможно, но за счет мягкого гармонического звучания всего инструмента в целом, дефект струны сглаживается.

Недостаток 6.

— Бытовые инструменты, как правило настраиваются с низким качеством т.е., плохо.

Подробнее.

Из-за того, что темперированные кварты и квинты получаются приблизительными, настройщик вынужден возвращаться назад на уже ранее настроенные звуки. Ведь настройщик слышит, что где-то закралась ошибка, поэтому возвращаясь назад он пытается выровнять темперацию и исправить ошибку. И такое может продолжаться бесконечно долго. (Темперация — это логическая цепочка интервалов связанных друг с другом.) Вот настройщик и ходит по этой цепочке то вверх, то вниз. Продолжительность такого выравнивания темперации зависит от того, какой перед настройщиком инструмент — концертный рояль или бытовое пианино. Для концертного нструмента выделяется много времени т.к. это для коцерта и должно быть все чики-чики, на высшем уровне, а для бытового инструмента выделяется: а) мало времени; б) очень мало времени; в) время для точной темперации совсем не выделяется. (Все равно клиенты ничего не понимают в темперации. Инструмент в камертоне, унисоны с октавами не плывут и отлично. Так рассуждает недобросовестный настройщик)  Вот, потому что настройщик понимает, что перед ним не концертный инструмент, он выравнивает темперацию по стольку, по скольку… т.е. не ровно, т.е. плохо.

При терцово-секстовой технике настройки, благодаря проверенным расчетам соотношений вибраций интервалов, настраиваемые ступени попадают легко и сразу в самую 10.

Очень незаметный, но достаточно важный недостаток.

Недостаток 7.

— Значительное замедление начала настройки инстрмента, т.е. формирования основы настройки — «круга».

Потому что,

при кварто-квинтовой темперации процент появления ошибки очень высокий. Я скажу так — ошибка неизбежна. Настройщик слышит эту ошибку и пытается её исправить. Выравнивает темперацию, выравнивает. Ходит по кругу ходит и постепенно приходит к «общему знаменателю». И качество, при этом далеко не блеск. А времени потрачено много. После этого еще и басы с дискантами настраивать.

(Уважаемый читатель, это правда, это мой личный опыт. Попробуйте переубедить меня в обратном! Или задумайтесь и проанализируте.)

А при настройке терцово-секстовым методом, ступени настраиваются сразу с высочайшей степенью точности. Ошибки при этой системе исправляются сразу в процессе темперации. Вот и экономия времени.

А сейчас объясню первое мое высказывание: Кварто-квинтовая темперация — это приблизительный метод настройки. Кварто-квинтовую темперацию  можно использовать только для цвиковки.

И хочется его выделить, как итоговым 8 — м недостатком.

И так. Недостаток 8.

Кварто-квинтовой темперацией, для окончательной настройки пользоваться нельзя. 

А если в своей работе использовать еще и тюнер, то последний еще и дезориентирует. (Личный опыт)

Кварто-квинтовую темперацию нельзя использовать для окончательной настройки, потому что абсолютно все темперированные интервалы настраиваются и контролируются приблизительно. Повторяю — ВСЕ ИНТЕРВАЛЫ НАСТРАИВАЮТСЯ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО. Все ступени находятся, как будто в мыле. Хорошо могут быть настроены только унисоны. Даже октавы получаются не ровными. А все другие интервалы (не буду перечислять), просто не адекватны. Из-за этого инструменты звучат жестко. При этом мажор от минора отличается. Понятны и квартсекстаккорды, и малые вводные, и уменьшенные вводные, и все другие аккорды, но инструмент звучит жестко и не красиво. Поверьте, мне есть с чем сравнить. А если настройщик имеет малый опыт работы (7-10 лет), или не ищущий (самовлюбленный), то хорошего результата не будет никогда.

Для классических фортепианных произведений кварто-квинтовая темперация просто вредна, т. к. пьесы не расцветают и звучат не так впечатлительно. Я понимаю, что от прикосновения к клавишам зависит очень много, т. е. от пианиста, но общее звучание гармоний, интервальных созвучий и общее впечатление от инструмента совсем другое.

Разговаривая об акустической настройке фортепиано с Давидом Тухмановым, на одном из концертов перед выступлением артистов, послушав меня он сказал, что если контролировать настройку фортепиано только квартми и квинтами, то аккорды будут не равномерными и рояль будет звучать плохо. На мою просьбу написать об этом мне в поддержку, он сказал, что не хочет встревать между нами настройщиками, пожал мне руку и на прощание сказал — «Знайте, Вы на верном пути и у Вас хорошо получается». Естественно, после этих слов наш диалог прекратился. Это было на концерте Валерии в ККТ «Космос» у нас в Екатеринбурге. Давид Тухманов и Иосиф Кабзон были на этом концерте в качестве приглашенных артистов, для поздравления Валерии .

Пианист и композитор Марк Гройзбург подарил мне диск со своими песнями, на котором в мой адрес написал: «Геннадию, мастеру тонкой темперации«. Мы с ним также разговаривали на тему качества акустической настройки фортепиано. Оказывается  Марк Гройзбург сам очень хорошо разбирается в специфике настройки фортепиано и, как он сам сказал, что если ему не нравится звучание рояля, то перед концертом он сам берет ключ и перестраивает инструмент. Если есть время, посмотрите и другие отзывы артистов и их впечатление о моей работе.

Для полной ясности рекомендую в качестве сравнения прочитать мою статью — «Преимущества терцово-секстовой техники настройки». Предполагаю, что если Вы дочитали до этих строк,то Вам это будет интересно.

Уважаемые коллеги, поверьте, пришлось долго готовить данный материал! Данный труд — это моё сегодняшнее видение части важной темы, такой как — акустическая настройка фортепиано. Ведь нас называют НАСТРОЙЩИКАМИ. Возможно, мне не удалось полно осветить то, на что сфокусировал Ваше внимание.

Что скажете?

Дополняйте или возражайте!

Готов дискутировать.

Геннадий.


Комментарии

Недостатки кварто-квинтовой темперации. — 20 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: