Хокку как научиться писать


Как писать хайку на русском языке — HAIKAI.RU

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Традиционное японское хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. Переводы и хайку, сочинённые на других языках, принято записывать в три строки.

 садзарэгани аси хаинобору симидзу канна
 
 Маленький краб
 побежал по ноге.
 Чистая вода.
 Мацуо Басё

В одной из этих частей, как правило, содержится «киго» – сезонное слово или словосочетание, дающее понять, в какое время года происходит действие стиха. Это может быть прямое указание на сезон – «осенний вечер», или же слово, за которым закреплено то или иное сезонное значение, например, «луна», «ирисы», «краб» и т.д.

Хайку выделилось как жанр в процессе развития поэтической игры по дописыванию чередующихся трехстиший и двухстиший, называемой «хайкай-но рэнга» (дословно «шуточная рэнга»), впоследствии «рэнку».

Важным звеном рэнку было первое трехстишие, называвшееся хокку (начальная строфа). Хокку обладало особыми качествами по сравнению с другими строфами цепочки: наличием киго, а также «кирэдзи» – паузы между двумя частями строфы. Кроме того, хокку обладало недосказанностью, незавершенностью, многосмысленным толкованием и тем самым побуждало читателя или участника сложения рэнку к сотворчеству в процессе развёртывания цепочки образов.

Постепенно хокку стали восприниматься как самостоятельные произведения и дали начало жанру ХАЙКУ, который занял одно из главных мест в японской поэзии.

Хайку завоевало множество поклонников по всему миру. Пишут хайку и на русском языке.


Если и вас заинтересовал этот жанр, то попробуйте при написании хайку придерживаться нескольких правил, приведённых ниже. Это поможет вам писать трёхстишия приближенно к классическому пониманию хайку. Потом, когда правила будут усвоены, вы можете их «забыть» и перейти к написанию хайку в современном ключе, как это сегодня делают многие и на родине хайку. Сейчас в Японии существует несколько сотен школ хайку, составляющих две больших группы: школы «классического хайку» и школы «современного хайку».

Формальные моменты: количество слогов, кирэдзи, киго

Количество слогов и строк

Вопрос о количестве слогов в хайку, написанном на русском и других языках, уже давно считается решённым. Русские слоги и звуковые единицы в японском – это разные вещи, можно лишь придерживаться общей схемы расположения слогов, помня про краткость и лаконичность. Пишите в три строки. Не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза, т.е. располагайте в каждой строчке не более 10 слогов. Старайтесь одну из строчек делать чуть длиннее остальных двух. Также допускается использование только строчных букв.

Сезонные слова

После длительных многолетних литературных дискуссий и попыток отойти от канона современные японские поэты всё же согласились признать обязательным наличие в хайку сезонных слов. По их мнению, киго необходимы – потому что они влекут за собой определённые ассоциации, значительно расширяющие смысловую и эмоциональную ёмкость стихотворения. К тому же традиция использования сезонных слов сформировалась гораздо раньше хайку – в поэзии танка – и составляет важную часть японской художественной культуры.

В русской литературной традиции такая привязка слов к определённым сезонам не выражена столь отчетливо. Но всё же рекомендуется включать в хайку слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. Важны не сезонные слова сами по себе, а образы, которые они вызывают. Например «сажаем картошку» – поздняя весна, «бенгальские огни» – Новый год и т.д. При этом важно находить точные и лаконичные слова, переносящие читающего в то же самое ситуативное пространство действия хайку, что подразумевал автор.

 Ты улыбнулась.
 С медленной льдины вдали
 Птица взлетает.
 Андрей Шляхов
 

Если же вы хотите написать о каком-то исключительном природном явлении, свойственном только вашей области, городу или деревне, то пишите хайбун (небольшая прозаическая зарисовка, увенчанная хайку), иначе вас поймут только живущие рядом с вами.

Режущее слово

Разделительное слово (кирэдзи) не имеет аналогов вне японского языка и заменяется знаками русской пунктуации – точка, тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие – то есть интонационно, так как сами знаки могут быть опущены автором.

Двухчастность

Хайку должно читаться легко и естественно. Не пишите хайку в три разных предложения – трёхстишие будет выглядеть «рваным».

Также обычно не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части, разделяя их знаками пунктуации и смысловой разбивкой и говоря в каждой из них о разном. Чем дальше будут разнесены части – при внутреннем тяготении друг к другу – тем сильнее будет пробегать ток от одного полюса стиха к другому. Например:

 бабье лето…
 над уличным проповедником
 смеются дети
 Владислав Васильев
 

Взору предстаёт живописная, чуть ироничная сценка, поданная без давления на восприятие читателя, даже с некоторой загадкой – две части стиха разнесены довольно сильно. Но присмотревшись, можно разглядеть связующие ниточки, которые заставляют звучать пространство между строк: тепло бабьего лета в первой строке и смех детей в третьей, бабье лето как последний островок сезонной жизни природы и – проповедник как посредник между людьми и «истиной». «Будьте как дети» – приходит на ум под смех детей… Кто же приходит к людям и возвещает о мире ином, о лучшей доле и т.п. в тот момент, когда мир этот еще столь хорош и чарующ в своём последнем перед осенними холодами всплеске тепла, цветенье трав, празднестве цвета ещё не облетевшей листвы…

Не пишите лишнего, но и не отсекайте нужное

В хайку – минимум слов. Поэтому каждое значит очень много. Создавая хайку, отбирают только самые необходимые, точные слова.

 Взгляд на жену –
 и снова
 лепит кувшин гончар.
 Багджо
 

Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись. Избегайте повторов слов, однокоренных слов, смыслов – любого масленого масла – если это не является осознанной задумкой.

 планы на новый год
 заваленный бумагами стол
 планы на новый год
 С.М.Ли
 

Любое художественное произведение – это место встречи автора и читателя. Но для хайку это утверждение особенно актуально – ввиду малости его объёма. Понятное с полуслова человеку одной культурной традиции может быть не понятным человеку, живущему в другой стране, с другими обычаями и привычками. В хайку такое сотворчество возможно только если они оба – автор и читатель – находятся в едином смысловом и культурном поле.

Точно так же может оказаться игрой в пустые ворота описание опыта человека с другой, нежели читатель, «эмоциональной планеты». Поэтому если вы хотите написать хайку, которое смогут понять другие люди, прежде подумайте, как построить мост от образа, появившегося у вас в сознании, – к образу, который должен возникнуть у возможного читателя.

 стал я стар
 молодая картошка
 зелёный лук
 Боруко
 

Показывайте, а не рассказывайте!

Рисуйте картину, показывая самый минимум, но закладывайте в него толику смыслового пороха. Акцентируйте внимание на одной-двух взаимосвязанных деталях так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок. Читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ.

 Утренний сумрак.
 У дырок в заборе
 большие очереди
 Polay
 
 Первый летний дождик.
 Раскрываю и…
 складываю зонт.
  Феликс Тамми

Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова

Не надо говорить высокопарно, пафосно или использовать «словечки», понятные только вам. Показывайте всё таким, какое оно есть. Но соединяйте образы внутри хайку так, чтобы они могли задеть, тронуть читателя, заставить его задуматься. Представьте, что вы режиссёр кинокартины, и всё, что у вас есть – это три мгновенья и изображения, которые можно снять без спецэффектов; ещё у вас есть запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – всё то, что можно воспринять органами чувств…

 ёлочный базар.
 сняв варежку ребёнок
 гладит иголки
  Светлана Бобкова
 

Ещё на заре формирования жанра творцы хайку называли его поэзией искреннего чувства и глубокой мысли. Для того чтобы хоть на секунду изменить читающего, чтобы соединить в трёх строках вечное и преходящее, природное и человеческое, высокое и обыденное – чтобы сказать многое через малое, показав при этом тесную взаимосвязь всего сущего, хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Такая смысловая концентрированность и точность может быть достигнута несколькими путями.

Не разжёвывайте, а недоговаривайте

Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование.

 то один, то другой
 вздрогнет
 лист на яблоне
  Ореховая Соня
 

Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подводя читающего к развёртыванию своей цепочки ассоциаций. Эффект, вызываемый хайку, сравним (по мысли Алексея Андреева) с эффектом недостроенного моста: перебраться по нему на «противоположный берег» можно лишь достроив его в своём воображении.
Откажитесь от слов «какая тоска», «мне так плохо», «любовь ушла» и т.д.

 маленький мальчик
 смотрит вслед поездам…
 закатное солнце
  Владислав Васильев
 
 потише радио
 лицом прижался к стеклу
 листок за окном
  Petrovich_dk
 
 случайная встреча –
 зовём своих детей
 именами друг друга
  Тайша
 
 и в самом большом доме
 нет места
 для сорванных кувшинок
  Константин Карабчеев

Используйте приём контраста и противопоставления – объектов, планов, явлений, ощущений…

 С яростным треском
 Раскрываю полено
 Внутри тишина
  Андрей Шляхов
 
 капель по крышам
 переводят в летний вольер
 бегемотов
  Вячеслав Канин
 
 Застряли в пробке.
 Неспешно проплывает
 Белая тучка.
  Юрий Рунов
 
 Шум паровоза.
 Дрожат
 Слоники на комоде.
  Александр Врублевский
 
 Нет звёздам числа
 По дну бездны бредём
 Я и моя собака.
  Кицунэ

Сопоставляйте, сравнивайте – объекты, планы, явления, ощущения…

Это один из самых распространённых приёмов в хайку. Размещайте рядом родственные объекты и явления. Только забудьте про слова «как», «будто», «словно», «похож» – просто находите те точки времени и пространства, где совпадение случается само.

 Залюбовался
 Огнём осенних листьев
 Бывалый пожарный
 SKYdancer
 
 туман над рекой.
 мальчишки с удочками
 клюют носами
 Шеба
 
 поздняя пасха
 пробует все куличи
 дождик на пляже
  Широки Мируками
 
 в сквере белят
 стволы деревьев...
 первые мини
 Олег Тэнгу
 
 полнолуние.
 на одну пуговицу
 застёгнут твой плащ
  Глеб Секретта
 
 замело все пути...
 сосед выходит во двор
 со своею дорожкой
  Тайша

Приём общей строки

Вторую строчку можно читать и с первой и с третьей. Этот приём создаёт объём стиха, но не стоит придумывать специально поворотную строку – только чтобы сделать «перевёртыш». Как и всякий приём, поворотная строка хороша там, где она уместна.

 полнолуние
 меж балконных прутьев
 кошачья морда
  Леонид Попов
 
 закрыт журнал
 на самом интересном месте
 перемена
  Лена Талаева
 
 ночь напролёт
 не шелохнувшись
 падает снег
  Алексей Грохотов

Каламбуры, использование омонимов, игра слов

В русском языке омонимии гораздо меньше, чем в японском, но её тоже можно использовать.

 вино октября
 под тёплым дождём
 побродить, настояться...
  Тэнгу
 
 Паром отходит
 Рвётся душа на ветру…
 Прощай и не плачь.
  О'Санчес
 
 ветер в грядках
 прихватил на живую нитку
 пару капустниц
  Алексей Грохотов
 
 раннее утро…
 прислушиваюсь
 ко второму дыханию
  Константин Микитюк
 
 темнеет
 в твоих глазах зажигаются
 первые огоньки
  Михаил Бару
 
 рождественский дождь
 сел в лужу
 снеговик
  Ореховая Соня

Аллюзии, литературные и культурно-исторические ассоциации

 Сон или явь?
 Трепетанье зажатой в горсти
 бабочки...
  Ёса Бусон
 

«У Бусона это осязаемо достоверное ощущение зажатой в горсти бабочки, но эта конкретная бабочка может восприниматься шире – как человеческая жизнь вообще, а у более подготовленного читателя слова «сон» и «бабочка», поставленные рядом, неизбежно вызовут ассоциацию с известной притчей Чжуанцзы. Тому однажды приснилось, что он бабочка, и, проснувшись, он не мог понять – то ли он Чжуанцзы, которому приснилось, что он бабочка, то ли он бабочка, которой приснилось, что она Чжуанцзы. Таким образом, смысл стихотворения всё более и более расширяется – так брошенный в воду камень оставляет после себя расходящиеся в стороны круги на воде». (Т. Соколова-Делюсина. Японская поэзия. М., 1999).

 в море о камни
 изрезала ноги:
 русалочья бухта.
  Наталия Хараг
 

То, что ноги были поранены не просто в какой-то там бухте, а именно в Русалочьей, сразу выводит конкретное событие за рамки опыта отдельного человека – вспоминается сказка Андерсена… «Русалочья» прочитывается как культурно-историческая реминисценция, то есть воспринимается как приём, широко распространённый в классической японской поэзии. Стих воспринимается естественно и легко – именно из-за изящной аллюзии.

Необычное в привычном

Старайтесь показывать необычное в привычной ситуации. У средневековых японских хайдзинов много трёхстиший, построенных на этом принципе, часто сопровождаемых восклицанием, например: «и вдруг – глициний цвет».

 в раме небо
 меняют
 рекламный щит
  Дарья Баталина
 
 перед лекцией
 то, что сейчас напишет
 стирает с доски
  Светлана Бобкова
 
 на цыпочках
 подходит к кровати
 разбудить дитя
  Светлана Бобкова
 
 Густо замешан
 На жёлтых листьях
 Первый снеговик
  Нора
 
 перед парадом
 расстреливают
 облака
  Марина Хаген

Кратко о том, чего не стоит делать при написании хайку

  1. Не пишите в рифму, она даёт чувство завершённости, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
  2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
  3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
  4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
  5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
  6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
  7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное её прочтение.
  8. Приём ради приёма делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
 хлопнула калитка
 закрываются на ночь
 лепестки ромашки
  Этель Янова
 
 не везёт
 этот трамвай в парк
  Белка
 
 к старости
 столько извилин в мозгу…
 мысль потерял!
  Wanja-san

Ищите тайну. Недостроенный мост

Когда в хайку сополагаются или контрастируют два понятных образа – с этим всё ясно, мост строится и даёт нам перейти из одного видимого пространства в другое. Но бывают хайку, в которых виден только один берег – тот, с которого всё начинается, на котором стоит один конец моста. Другой же – теряется в загадочной дымке недовысказанного в стихе. Мы можем только почувствовать глубину и манящую красоту бытия сквозь умело созданные междустрочия хайку, разложить же на составляющие неуловимый аромат, витающий вокруг такого стиха, – так просто не удёется, его можно только вдохнуть… Надо очень пристально, нежно и глубоко, почти медитативно внимать миру, природе, своей душе, и тогда, быть может, смотрящему да откроется…

 грохочет прибой.
 девушка с телефоном
 смотрит на воду
  Глеб Секретта
 

И напоследок – одна восточная притча, перекликающаяся с поэзией хайку

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.

Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение мастера Лин-чи, который считался непревзойдённым знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:

– Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.

Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть с ними. Шорох листьев – и сад ожил! Мастер сказал:

– Теперь всё в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен.

Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.

© 2009 Наталия Леви (впервые опубликовано на AIF.RU)
 © 2010 c исправлениями и дополнениями, Наталия Леви
 

.

Как написать хайку

Хотите научиться писать хайку? В этой статье вы узнаете о богатой истории стихотворений хайку и попробуете написать свои собственные.

Стиль хайку фактически произошел от танка , короткого стихотворения с ритмом из 5-7-5-7-7 слогов. Первоначально танка практиковали японские дворяне и буддийские священники.

В IX-XII веках написание танка превратилось в игру под названием «ренга», в которой один человек написал первые три строки стихотворения, а другой человек написал следующие две строки.

Чтобы произвести впечатление на других игроков, поэты начали писать первые три стиха еще до того, как началась игра «ренга».

Эти не рифмующиеся трехстрочные стихи стали восприниматься как форма поэзии, известная как хокку . В конце концов, японский поэт 19 века Масаока Сики ввел термин хайку .

Теперь, когда вы немного знаете историю возникновения стихотворений хайку, давайте посмотрим, как писать хайку.

Как написать хайку за 7 шагов

Хайку - это микро-стихотворение, которое состоит из 20 или менее слов.Это стихотворение из трех строк о природе или условиях жизни человека.

Писатель фиксирует обычный момент, используя простые и прямые слова. Другими словами, поэт скорее показывает , чем рассказывает.

Чтобы начать учиться писать хайку, выполните следующие простые шаги:

  1. Выберите тип хайку (традиционное или произвольное), которое вы хотите написать.
  2. Выберите тему. Если хотите, можете писать о природе.
  3. Решите, собираетесь ли вы включить киго (сезонная справка) или киру (сравнивая две разные идеи).Помните, что в традиционных стихах хайку обычно есть киго и киру, а в хайку свободной формы их нет.
  4. Начать писать. Не забывайте считать слоги и убедитесь, что в вашем хайку не более 20 слогов.
  5. Отцентрируйте свое хайку на странице, как стихи ниже.
  6. Стихи хайку обычно не рифмуются и не используют такие вещи, как сравнения, аллитерации или метафоры. Но не бойтесь нарушать эти правила! Большинство мастеров хайку тоже нарушают эти правила.
  7. Развлекайтесь и делитесь своими стихами с другими!

Что такое Haiku?

Хотя существует много типов хайку, традиционный образец английского языка состоит из 17 слогов.Первая и последняя строки состоят из пяти слогов каждая, а средняя строка - из семи слогов. Схема слогов выглядит так:

1-2-3-4-5
1-2-3-4-5-6-7
1-2-3-4-5

Вот еще два примера из традиционных стихов хайку:

Несомненно, эта весенняя луна,
Такая желтая и такая хрупкая,
Треснет облако!
-Ричард Райт

Стареющая ива -
ее изображение неустойчиво
в текущем потоке
-Роберт Спайс

Киго и Киру

Когда вы учитесь писать хайку, важно обращать внимание на киго и киру .

У хайку обычно есть киго, сезонная ссылка. Например, вы можете включить такие слова, как «апрель» или «зима», или упомянуть цветущие сакуры, которые цветут весной, тем самым обозначив время года.

Хайку часто содержит киру или две противоположные идеи. Писатель создает скачок между двумя идеями, придавая поэме более глубокий смысл.

Создание этого сравнения может быть самой сложной частью написания хайку, потому что оно может быть либо слишком очевидным, либо неясным. Обратите внимание на киру в этом стихотворении американского поэта Майкла Уэлча:

Метеоритный дождь…
нежная волна
смачивает наши сандалии

СМОТРИ ТАКЖЕ: Как написать песню

Типы стихов хайку

Имейте в виду что существует более одного типа хайку.Большинство американских поэтов не используют 5-7-5-слоговый ритм при написании хайку.

Когда поэты начали писать английское хайку в 1950-х годах, они осознали, что 17 слогов в английском языке передают больше информации, чем 17 слогов в японском языке, и пришли к тому, что хайку написано меньшим количеством слогов, обычно 14 или меньше.

Большинство американских хайку по-прежнему состоит из трех сегментов, которые следуют схеме короткая-длинная-короткая. Этот стиль называется хайку «свободной формы».

Вот три примера хайку в произвольной форме:

Весеннее утро
гусиное перо плавает
в тихой комнате
-Брюс Росс

Снег в моей обуви
Заброшенное
Воробьёвое гнездо
-Джек Керуак

Маленький паук ,
ты переживешь
меня?
-Cor van den Heuvel

Некоторые американские поэты хайку полностью отошли от трехстрочной формы хайку.Самый распространенный вид хайку - это одна линия.

свинья и весенний дождь
-Марлен Маунтин

сосулька луна, дрейфующая сквозь нее
-Мацуо Аллард

В самом минимальном случае хайку может состоять из одного слова, как в примере ниже.

Tundra
-Cor van den Heuvel

Haiku иногда может иметь четыре строки с одним или двумя словами в строке. Эта форма хайку называется «вертикальное хайку». См. Примеры ниже:

Она наблюдает,
удовлетворена любовью
он лежит
смотрит в никуда
-PW

Под
формой из листьев
камень
прохладный
камень
-Марлен Уиллс

Американский поэт Джон Карли изобрел фиксированные или застегнутые хайку.Эта форма хайку состоит из 15 слогов, разделенных на две строки. В каждой строке есть пауза, разделенная двойным интервалом.

поддерживаются нарастающим приливом
флот головных досок ударяет о стену
-Джон Карли

У вас есть другие советы, как писать хайку? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже или поделитесь своим любимым хайку! Получайте удовольствие от творчества с этими забавными стихотворениями и не бойтесь нарушать правила, если это необходимо.

Об авторе: Через Кобб - журналист, писатель и самопровозглашенный фанат хайку.Она может ответить на ваши вопросы о конкурсах Haiku и написать через Twitter @ Poemgirl88. Узнайте больше о Cherese здесь.

Автор фото .reid.

.

Примеры стихов хайку

Хайку - это традиционно японское стихотворение, состоящее из трех коротких строк, которые не рифмуются. Истоки поэм хайку можно проследить еще в 9 веке.

Считается, что хайку - это нечто большее, чем просто стихотворение; это способ взглянуть на физический мир и увидеть что-то более глубокое, например, саму природу существования. Это должно оставить у читателя сильное чувство или впечатление. Взгляните на следующие примеры традиционных и современных стихотворений хайку, чтобы понять, что мы имеем в виду.

Традиционное хайку

Было четыре главных поэта хайку из Японии, известных как «Великая четверка»: Мацуо Басё, Кобаяси Исса, Масаока Сики и Ёса Бусон. Их работа и сегодня остается образцом для написания традиционных хайку. Мы также включили сюда примеры Нацумэ Сосэки, известного романиста и современника Сики, который также написал хайку.

Просмотр примеров стихотворений хайку - отличный способ познакомиться с этой формой поэзии и чувственным языком, который она использует, и получить некоторое вдохновение.

В японском языке в первой и третьей строке пять мора, а во второй - семь, что соответствует стандартной структуре хайку 5-7-5. Мора - звуковая единица, очень похожая на слог, но не тождественная ему. Этот ритм часто теряется при переводе, поскольку не каждое английское слово имеет такое же количество слогов, или мора, как его японское слово. Например, в английском языке хайку состоит из двух слогов, а в японском - из трех мора.

Мацуо Басё

Вот три примера стихотворений о хайку Мацуо Басё (1644–1694), который считается величайшим поэтом хайку:

Старый тихий пруд...
Лягушка прыгает в пруд,
плещется! Снова тишина.

Осенний лунный свет -
червяк молча роет
в каштане.

Под сумеречным дождем
этих ярких цветов гибискуса -
Прекрасный закат.

Йоса Бусон

Вот три примера стихов хайку от Йоса Бусона (1716-1784), мастера хайку, поэта и художника:

Летняя река пересекается
как приятно
с сандалиями в руках!

Свет луны
Движение на запад, тени цветов
Ползание на восток.

В лунном свете,
Цвет и аромат глицинии
Кажется далеким.

Кобаяси Исса

Вот три примера хайку от Кобаяси Иссы (1763-1828), известного поэта хайку:

О улитка
Поднимитесь на гору Фудзи,
Но медленно, медленно!

Доверяя Будде, хорошее и плохое,
Я прощаюсь
С уходящим годом.

Все, к чему прикасаюсь
с нежностью, увы
колет, как ежевика.

Масаока Сики

Вот семь примеров стихотворений хайку из Масаока Сики (1867–1902), которым приписывают возрождение хайку и развитие его современного формата:

Я хочу спать
Прихлопните мух
Мягко, пожалуйста.

После убийства
паука, как мне одиноко,
, в холодную ночь!

Ради любви и ненависти
Прихлопываю муху и предлагаю
муравью.

Горная деревня
под заваленным снегом
шум воды.

Ночь; и еще раз
, пока я жду тебя, холодный ветер
переходит в дождь.

Летняя река:
хотя есть мост, моя лошадь
идет по воде.

Вспышка молнии:
между деревьями в лесу
Я видел воду.

Нацумэ Сосэки

Нацумэ Сосэки (1867-1916) был широко уважаемым писателем, у которого также было опубликовано много сказок и хайку. Вот три примера его хайку:

Лампа когда-то погасла
Холодные звезды входят
Оконная рама.

Храм сливового цветка:
Голоса поднимаются
С предгорья

Ворона улетела:
покачивается на вечернем солнце,
безлистное дерево.

Современное хайку

Многие современные западные поэты не придерживаются схемы 5-7-5.Академия американских поэтов признает эту эволюцию, но утверждает, что несколько основных принципов остаются вплетенными в гобелен современного хайку. То есть хайку по-прежнему фокусируется на одном кратком моменте времени, использует провокационные, красочные образы и обеспечивает внезапный момент озарения.

Вот семь примеров стихотворений хайку 20-го века:

Из-за озера,
Мимо черных зимних деревьев,
Слабые звуки флейты.
- Ричард Райт

Лилия:
вне воды
вне себя
- Ник Вирджилио

суслик
балансирует свой помидор
на садовом заборе
- Дон Эйлерт

Сумрак,
Слишком темно, чтобы читать страницу
Слишком холодно.
- Джек Керуак

Просто друзья:
он смотрит, как мое марлевое платье
дует на леску.
- Алексис Ротелла

Маленький мальчик поет
на террасе, глаза горят.
Хребет уходит вверх.
- Роберт Йехлинг

метеоритный дождь
нежная волна
смачивает наши сандалии
- Майкл Дилан Велч

История и структура стихотворений хайку

Хайку состоит из трех строк, первая и последняя строки имеют пять «мора», и средняя линия, состоящая из семи (называемая структурой 5-7-5).Поскольку мора плохо переводятся на английский язык, хайку было адаптировано для использования слогов в качестве мора.

Стихи хайку зародились как популярное занятие в Японии в IX-XII веках под названием «танка». Танка - это поэма прогрессивного характера, в которой один человек писал первые три строки со структурой 5-7-5, а следующий добавлял раздел со структурой 7-7. Цепочка будет продолжаться таким же образом.

Первый куплет назывался «хокку» и задавал настроение остальным стихам.Иногда использовались сотни стихов, и авторы хокку часто вызывали восхищение за их мастерство. В XIX веке хокку обрело самостоятельную жизнь, и его начали писать и читать как отдельные стихотворения. Слово хайку происходит от слова хокку.

Эволюция стихотворений хайку

Разве не замечательно знать, что такая богатая традиция выдержала испытание временем? Эволюция хайку может восприниматься как естественный процесс, как и все остальное в жизни, но приверженность его подлинности сохранила его основные принципы.

В то время как великие поэты 1800-х годов, такие как Исса, писали свои хайку по традиционному образцу 5-7-5 - если читать по-японски - предпосылка оставалась такой же, как и сегодня. Эти мастера-поэты созерцали небольшие фрагменты времени, использовали образы на своем языке и искали в своей прозе просветление.

Совсем недавно такие поэты, как Джек Керуак, проложили путь к более свободному ритму в хайку. Однако те же самые крошечные моменты времени по-прежнему запечатлены очень красочно и ярко.Хайку остается зарезервированным для тех особых моментов в жизни, когда вы хотите исследовать саму природу существования, от звона церковного колокола в ночи до ошеломляющего момента, когда вы понимаете, что он любит вас.

Соблюдайте наши правила написания хайку и запечатлейте свой особенный момент.

Перо и чернила как примеры стихотворений хайку.

примеров интенсивных и глубоко значимых стихотворений хайку

Знаете ли вы, что хайку, поэтическая техника, зародившаяся в Японии, по сей день следует той же структуре? Мы успешно адаптировали его под западные структуры. Примеры могут помочь нам лучше понять эту форму поэзии.

Хайку возникла в Японии 9 века и популярна даже сегодня. Его структура осталась без изменений. Поэма хайку на японском языке состоит из трех строк. В первой и последней строке по 5 моров.Вторая линия - 7 мор. Мора похожа на слог, но не то же самое. В английском нельзя использовать moras. Традиционные японские стихи содержат «киго», то есть сезонное слово, или «киредзи», которое определяется как «режущее слово». Киреджи используется в конце любой из трех строк и помогает окончательно окончить строку. Поэма хайку на английском языке состоит из следующей структуры:

  • Поэма состоит из 3 строк
  • Первая и последняя строчки стихотворения состоят из 5 слогов
  • В средней строке стихотворения 7 слогов
  • Строки стихотворения хайку редко рифмуются

В древней Японии написание хайку было популярным занятием, именуемым «танка».Здесь человек напишет первые три строки в той же структуре 5-7-5. Затем следующий человек должен был добавить больше в следующем разделе, используя структуру 7-7, и цепочка продолжалась. Таким образом, «хокку», или первый стих, задавал настроение стихотворению. Иногда к хокку можно было добавить сотни стихов. Термин «хокку» дал начало названию «хайку». Давайте посмотрим на несколько интересных примеров стихотворений хайку.

Примеры Haiku

Под солнцем можно написать обо всем.Есть много форм стихов хайку, давайте рассмотрим несколько примеров.

Стихи хайку на английском языке

Следующие ниже примеры хайку на английском помогут вам понять, как написано хайку. Одно существительное и соединительная фраза из пяти слогов состоят из традиционных японских стихотворений хайку.

Старый тихий пруд…
Лягушка прыгает в
пруд, плещется! Снова тишина.

~ Basho

Болезненный и лихорадочный
Взгляд вишни
цветков
По-прежнему дрожит.

~ Рюноскэ Акутагава

Летняя река:
хотя есть мост
, моя лошадь
идет по воде.

~ Масаока Сики

Над зимним лесом
завывают ветры
в ярости
без листьев до
дуют.

~ Сосэки Нацумэ

Стихи хайку о природе

Возник более 300 лет назад в Японии. Эти короткие стихи помогают вкратце запечатлеть момент. В хайку человеческая природа связана с природой.Следующие примеры хайку о природе помогут вам понять эту идею.

Шепчет
ей–
пятнистый олень, глаза
протянул
водяную лилию.

Больной в пути -
По выжженным
полям
Сны блуждают
дальше.

~ Basho

Вы рисовые
девиц!
Единственное, что
не мутно
Это песни, которые вы поете
.

~ Райзан

Бабочки
танцуют
Яркие цвета
радуг
Волны, как вода.

Земля кружит хор
.
Трепещущая ярмарка
женских разговоров.
Зима качается подарками.

Примеры Haiku для детей

Теплое солнце
сверкающих,
тысяч
неожиданных
бассейнов.

~ Пол Браун

Остановка
на полпути по лестнице

белых хризантем.

~ Элизабет Сирл Лэмб

ивовых листьев
опавших
чистой воды высохшей
камней
то в одном месте, то в другом.

~ Йоса Бусон

Дождь прояснился -
на время аромат дикой розы

~ Такахама Киоши

Я хочу спать
Прихлопни мух
Мягко, пожалуйста.

~ Масаока Сики

Смешные примеры хайку

Учительский ящик

в нем лягушка
Класс очень тихий.

~ Карма Тенцинг Вангчук

Поездка на красных трехколесных велосипедах.
Гуфи звенит
бланкманже.
Носы хихикают.

Вы всегда набираете
.
Что ж, давайте посмотрим,
вы проигнорируете мой
, сидящий у вас на руках
.

Моя жизнь - это желе.
Сидеть и ждать
в миске
Терпеливо геля.

Вишня, яблоко, роза,
соцветий в
бесчисленных цветах - по
каждого из них
розовых.

~ Пол Браун

Как видите, эти стихи просты и по существу. Они легко объясняют идею или момент тремя простыми строчками.

.

Смотрите также