Как научиться дирижировать хором


Методы и приёмы работы над техникой дирижирования

МКОУДО «Кореневская детская школа искусств имени А.М. Руденко»

Методическая разработка

по предмету «Основы дирижирования»

Тема: «Методы и приёмы работы над техникой дирижирования»

Автор: И.Г. Нечипуренко, преподаватель отделения хорового пения

Коренево, 2019 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка посвящена формам и методам работы преподавателя с обучающимися в классе «Основы дирижирования» над овладением первоначальными навыками и приёмами дирижирования. В работе раскрываются этапы работы над постановкой дирижёрского аппарата, овладения дирижёрским жестом, преодоления возникающих трудностей.

Данная работа — методическое пособие для преподавателей по дирижированию на отделениях хорового пения детских школ искусств, посвящённая проблемам обучения дирижированию на начальном этапе становления юного дирижёра-хормейстера.

Тема методической разработки возникла как результат практических занятий с обучающимися ДШИ отделения хорового пения по предмету «Основы дирижирования».

Содержание:

  1. Введение

  2. Основная часть:

  1. Постановка дирижёрского аппарата

  2. Работа над основными приёмами дирижирования

  1. Заключение

  2. Литература

Введение

От учащихся требуется особая культура мышления, высокий уровень коммуникативности, (в соответствии с концепцией развития образования в сфере культуры и искусства РФ). Именно те качества личности, позволяющие активно включаться в творческий процесс познания окружающей действительности. Таким образом, в центре внимания оказываются проблемы с развитием творческого, активного мышления, выявление художественно-одаренных детей и их подготовке к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также воспитания эстетически-заинтересованной аудитории слушателей и приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

«Основы дирижирования» — одна из дисциплин учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение», направленная на развитие потенциальных способностей и навыков учащегося, раскрытия в нем творческой индивидуальности.

Первоначальные навыки дирижирования целесообразнее развивать и формировать в школьном возрасте, чтобы впоследствии обучения в учреждениях среднего звена профессионального образования поступали уже технически подготовленные абитуриенты, что обеспечит их дальнейшее обучение на более качественном и высоком уровне.

Воспитание дирижера хора с детского возраста позволит выявить и развить те качества, которые так необходимы в данной профессии. В то же время, дети, не обладающие особыми способностями в этом виде музыкальной деятельности, в дальнейшем будут представителями аудитории любителей музыки.

Перед педагогом возникают "вечные" вопросы: «Что делать?» и «С чего начать?». Особенно это касается начинающего педагога. Не имея достаточного опыта в своей педагогической деятельности, начинающий педагог с удивлением обнаруживает, что самые простые вещи оказываются весьма сложными для усвоения его учениками. 

Целью данной разработки является помощь преподавателям в работе по приобретению обучающимися специальных дирижерских умений и навыков.

Задачи: постановка дирижёрского аппарата, приобретение дирижёрско-хоровых навыков, пути решения возможных трудностей.

Основная часть.

  1. Постановка дирижёрского аппарата.

Для того, чтобы занятия по дирижированию были наиболее содержательными и продуктивными, необходимо в первую очередь заниматься в специально оборудованном для этого классе. В дирижерском классе обязательно должны находиться: зеркало (чтобы ученик мог контролировать свои действия), стол, стулья для специальных подготовительных упражнений, а так же фортепиано, дирижерский пульт.

При постановке дирижёрского аппарата, преподаватели часто сталкиваются с мышечной зажатостью у обучающихся, скованностью движений.

Почему возникает мышечная зажатость? Причины зажатости и конвульсивности движений дирижерского аппарата, могут быть разными. Физические: общая физическая неразвитость, природная неуклюжесть. Психические: незнание партитуры и отсутствие ясного плана действий, не посильность художественного задания, волнение, повышенная нервная возбудимость и т.д. У холериков и флегматиков зажатость встречается чаще, а свобода достигается труднее, чем у сангвиников.

Поэтому, немаловажным фактором успешного овладения дирижерской техникой, а так же умением освобождать дирижерский аппарат, является психофизическая свобода. И для достижения такой свободы существует целый ряд специальных, «вольных» упражнений на снятие мышечного напряжения и на свободу дирижерского аппарата, при выполнении которых, в первую очередь, важен самоконтроль.

Ученику очень полезно будет сделать следующие упражнения:

  1. Стать ровно, спокойно, полностью освободившись от всякого напряжения. Ноги поставлены на небольшом расстоянии друг от друга. Затем одну руку (правую или левую) поднять выше головы совершенно вытянутой и, полностью освободив все мышцы, подержав вверху, затем бросить. Все мышцы освобождены одновременно, рука падает вниз, как плеть. То же самое проделать другой рукой. Необходимо добиться такого полного освобождения, чтобы рука падала как неживая, без какой-либо помощи. Одновременно направляется внимание ученика на то, чтобы мышцы шеи были совершенно свободны от напряжения: с падением рук следует держать голову ровно, глаза смотрят вперед.

Подобное упражнение проводится отдельно для кистей. В отличие от предлагаемых многими авторами упражнений, в классе по дирижированию апробирован более быстрый путь освобождения и самостоятельной работы кисти - отрабатывать это упражнение, сидя за столом. Предплечье располагается на столе, а кисть поднимается вверх, опускается вниз, делаются вращательные движения кистями.

  1. Левую руку поднять вперед от локтя, при этом кисть свободно свешивается вниз. Задержать руку в верхнем положении и затем отпустить. Обратить внимание на свободное падение руки. Упражнение повторять поочередно, потом обеими руками вместе.

Дирижёрский аппарат включает в себя следующие части тела: корпус (грудь, плечи), ноги, руки, голову (лицо, глаза).

Постановка дирижёрского аппарата начинается с постановки корпуса. Важно найти естественную для ученика позу. Одним из способов нахождения естественности позы может быть такое упражнение. Ученику предлагается опереться спиной на стену, как бы лёжа. При этом важно почувствовать свободу корпуса, устойчивость постановки ног на удобном расстоянии. Плечи развёрнуты, грудная клетка расправлена и не напряжена. Отойдя от стены, ученик должен сохранить данную постановку с прежним ощущением свободы.

Основное внимание учащемуся следует обратить на то, что при поднятии руки свободу её движения обеспечивает подвижный плечевой и локтевой суставы, а не поднятие плеча с ключицей.

Позиция ног должна создавать прочную и упругую опору, обеспечивать устойчивое положение корпуса при дирижировании. Лучше всего ставить ноги на полную ступню, не слишком широко, и одну ногу (правую или левую) несколько выдвигать вперёд для устойчивости.

Одной из проблем начинающих дирижёров является покачивание корпуса в такт музыке, что мешает восприятию и выразительности жеста. Это такой же "дурной тон" как, например, у баянистов отбивание долей такта ногой.

Следующая проблема неверной постановки корпуса, с которой чаще всего сталкивается начинающий дирижёр и которую приходится решать педагогу - нетвёрдое положение ног, например, сгиб в колене.

Поднятая пятка с опорой на носок - это довольно часто встречающийся недостаток дирижёров. Чтобы избавиться от этого недостатка, педагог предлагает перенести опору ног в пятки. Ученику необходимо почувствовать крепость опоры ног с выпрямленным коленом.

Совершенно недопустимо держать ноги прижатыми друг к другу, т. к. это создаёт известную напряжённость.

Уже на начальном этапе педагог обязан акцентировать внимание учащегося на роль в дирижировании каждой части тела, в т. ч. головы и глаз. Дирижёр обязан глазами общаться с хором.

Положение головы во многом определяется тем, что лицо дирижера должно быть всегда обращено к хору и отчетливо видно всем исполнителям. Не следует допускать, чтобы голова была излишне подвижной, или наоборот - прикованной к туловищу. Наклон головы вперед, или отклонение назад также в известной мере определяются требованиями выразительности.

У начинающих дирижёров существуют проблема непроизвольного движения головы, кивки, которыми сопровождаются движения рук. Положение головы может и должно изменяться при обращении дирижёра к какой-либо партии хора. Как жест, так и взгляд дирижёра должен быть направлен к исполнителям. Часто ауфтакт, определённый жест руки подменяется кивком головы.

Руки – ведущая часть дирижерского аппарата, главное средство общения с хором. Посредством рук дирижер передает свое толкование музыкального произведения, раскрывает его внутреннее содержание, воздействует на исполнителей.

Для того чтобы правильно поставить руку обучающемуся и заставить его самого сознательно относится к дирижерским движениям, контролировать себя, нужно прежде всего рассказать о строении руки и из каких частей она состоит: кисть (пальцы, лучезапястный сустав), предплечье с локтевым суставом и плечо с плечевым суставом. Рука должны быть обязательно свободна во всех частях и в то же время представлять единое целое. Все части руки должны действовать согласованно, а степень активности каждой из них – обуславливается задачами исполнительства.

Основные требования при постановке руки – полная мышечная свобода, удобство, естественность, подвижность каждой части и ощущение единства. Большое значение в технике дирижирования имеет развитие кисти. Кисть является направляющей и наиболее важной частью руки. Она состоит из трех частей: запястья, пясти и пальцев. Станиславский называл кисти рук «глазами тела». Ею передаются наиболее тонкие детали исполнения. Кисть имитирует разные виды прикосновения: она может касаться, гладить, нажимать, ударять, опираться и т.д..

Правильная постановка рук - дело трудное и требует большого терпения как от педагога, так и от учащегося. Первоначальные навыки дирижирования закрепляются очень прочно, а приобретённые недостатки с трудом исправляются в дальнейшем.

Заниматься постановкой рук следует очень внимательно, неторопливо, исправлять малейшие недостатки необходимо "на ходу", пока они не стали привычкой. Только свободный дирижёрский аппарат даст возможность правильно развиваться учащемуся в дальнейшем, придаст дирижированию выразительность и пластичность и создаст учащемуся надёжную основу для свободного владения тонкостями дирижёрской техники.

Чтобы определить правильное и естественное положение всех частей руки, преподаватель предлагает ученику следующий приём. Рука, опущенная вниз и свободно висящая вдоль тела, поднимается вверх простым движением, без малейшего напряжения. При подъёме рука сгибается в локте. Примерный высотный уровень руки - линия талии. Точками опоры при дирижировании являются концы пальцев, соприкасающиеся с воображаемой плоскостью.

Естественное положение руки быстро и доступно можно найти и другим путём. Обучающемуся предлагается сесть за стол таким образом, что бы уровень талии находился на уровне стола (можно использовать подставки для сидения, что бы отрегулировать уровень посадки),  который и является видимой плоскостью. Положить локти и кисти на стол (не выдвигать руки далеко вперёд, но и не прижимать к корпусу), поднимать и опускать руки от локтя до кисти на плоскость, почувствовать опору.

Значение кисти руки в дирижировании исключительно велико, и работа

над техникой кисти должна быть всё время в центре внимания педагога на протяжении всего периода обучения технике дирижирования . При работе с ней необходимо следить за состоянием всей руки, постоянно освобождая мышцы от скованности и зажатости. Начинать работу с кистевых освобождения плеча и локтя.

Для развития кисти существует ряд упражнений:

  1. Крепко держать левой рукой запястье правой, обхватив его и не давая ему возможности двигаться самостоятельно. Кисть независимо от всей руки

поднимать вверх и вниз, отклонять вправо и влево. После того как движения

будут полностью освоены, их можно усложнить, описывая круги, квадраты,

треугольники, «восьмѐрки». Упражнение следует проделывать поочерѐдно

каждой рукой.

  1. Встать прямо. Кисть расположить на уровне пояса. Ладонь слегка развернуть в сторону, для этого соединить 1, 2-й пальцы в «колечко» с ощущением опоры на них. Остальные пальцы закруглены. Вести горизонтальную линию в сторону от себя и обратно аналогично ведению смычка. Основной акцент на подвижности лучезапястного сустава. Упражнение выполнять поочерѐдно каждой рукой, затем одновременно.

  2. Выполнять волнообразные движения вверх и вниз обеими руками как бы «ныряя», «выныривая». Главная задача – активизировать кисть. Следующие упражнения (4 – 6) выполняются на столе. Они отличаются тем, что ученику, имея реальную опору на плоскости, легче контролировать их выполнение.

Немаловажную роль в выразительных движениях играют пальцы. Они указывают, образуют внимание, отмеряют и соразмеряют, собирают и «излучают» звук, подражают тем или иным игровым и артикуляционным движениям и т.д. Значение кисти руки в дирижировании исключительно велико, и работа над техникой кисти должна быть всё время в центре внимания педагога на протяжении всего периода обучения технике дирижирования. При работе с ней необходимо следить за состоянием всей руки, постоянно освобождая мышцы от скованности и зажатости.

Очень важно найти естественную форму пальцев кисти. Встречаются обучающиеся со слишком прижатыми друг к другу или слишком растопыренными пальцами, поэтому необходимо прийти к естественному положению пальцев кисти. Одним из способов, апробированных на практике, является следующий прием: кистью одной руки мягко обхватить запястье другой руки. Таким образом, рука не зажимается, первый палец не торчит в сторону, пальцы руки имеют округлую форму, мягко согнуты, пальцевые косточки обозначены ясно. Пальцы расставлены нешироко, но и, вместе с тем, не скованы друг с другом. Пальцы выглядят естественно в соответствии с физиологией данного дирижёра.

Главное - сохранить это положение пальцев при прикосновении с плоскостью.

Важно обратить внимание учащегося на то, что пальцами, ведущими звуковую нить, являются указательный и средний. Первый палец - вспомогательный, он расположен ниже всех остальных. Четвёртый палец мягко прилегает к третьему, а пятый, как самый короткий, располагается выше плоскости стола.

Особое внимание обращать на положение локтя. Локоть не должен располагаться выше пальцев, так как это создает дополнительную нагрузку мышцам, которые удерживают вес руки без возможности расслабиться, как это бывает при падении руки.

2. Работа над основными приёмами дирижирования.

На начальном этапе все движения лучше отрабатывать на плоскости, например, сидя за столом, как отмечалось выше.

Чтобы корпус держался прямо, спина не сутулилась, учащийся, сидя за столом, опирается спиной о спинку стула. При этом так же распрямляются плечи. Корпус не напрягается и держится естественно.

Локти располагаются на плоскости и являются дополнительной опорой, руки не прижимаются к туловищу. Кончики пальцев, соприкасаясь с крышкой стола, вырабатывают конкретное соприкосновение с плоскостью, а не абстрактное, как при дирижировании стоя, а так же точное положение точек в разных дирижерских схемах. Педагог обязан следить за тем, чтобы запястье не прогибалось, и все точки брались сверху, а вес руки, при соприкосновении с плоскостью, ощущался в кончиках пальцев.

Начиная обучать дирижированию, педагогу особое внимание следует уделять объяснению понятия ауфтакта: в дирижировании посредством ауфтакта осуществляется единство и одновременность действий хорового коллектива. Ауфтакт - жест предварения, предупреждения, играющий в дирижировании огромную роль. Ауфтакт предваряет очень многие моменты исполнения: момент дыхания, вступления, снятия, наступление новой динамики, темпа, штрихи.

С первых уроков внимание педагога должно быть направлено на развитие у обучающихся технических навыков по показу ауфтакта. От того как руководитель хора показывает ауфтакт, будет зависеть качество звучания фразы, ритмический и художественный ансамбль.

Ауфтакт – это преддействие, которое представляет собой простое неподготовленное движение. Основная функция ауфтакта (замаха) – предупреждение, накапливание энергии необходимой для дальнейшего действия. Значение ауфтакта в дирижировании велико. Оно предшествует любым вступлениям в середине произведения, показам остановок и дальнейшего движения музыки, смены темпа и динамики, появлению каждого нового штриха, выделяемого слога и т.д. Необходим ауфтакт в той или иной степени и перед каждым долевым движением при тактировании.

Поскольку ауфтакт предвосхищает предстоящее звучание, то его выбор определяется эмоционально-образным характером произведения. Здесь важно понимать основные функции ауфтактов.

Начальным в дирижировании принято называть ауфтакт до начала исполнения. Из всех функций ауфтакта обозначение начального момента доли и темпа исполнения имеет наибольшее значение. Эта функция наиважнейшая потому, что совместность вступления всех исполнителей с одновременным возникновением у них единого ощущения темпа, всецело зависит от четкости и определенности жеста дирижера, который замахом готовит все основные компоненты звучания (темп, характер, штрихи, характер атаки звука), обеспечивает одновременность вступления исполнителей. Импульсивность ауфтакта зависит от интенсивности показа «точки» в жесте и скорости движения руки кверху после показа «точки» в начале жеста.

Ауфтакты ко всем последующим долям такта называются междольными или внутритактовыми. Ощущения, связанные с процессом руководства исполнением, достаточно существенные намерения, так, как связаны с воздействием дирижера на исполнителей, подчиняя их своей воле, руководить темпом, динамикой и пр.

Важнейшее отличие междольного ауфтакта в том, что этот ауфтакт, определяя каждую последующую долю, оказывает влияние и на ту, во время которой он выполняется. Выполняя междольный ауфтакт необходимо помнить о том, что звучащая снимаемая доля одновременно является ауфтактом к последующей доле. В произведениях с изменчивой динамикой, меняющимся темпо - ритмом роль междольных ауфтактов трудно переоценить, поскольку именно они оказывают решающее влияние на темп и динамику предвосхищающей доли.

Прежде всего, ученику необходимо объяснить, что в дирижировании начало исполнения включает в себя 3 основных момента: внимание, дыхание, точка вступления. Эти три момента следуют друг за другом и имеют свои функции.

Внимание настраивает хор на нужный характер и предельно вместе. Необходимо предостеречь обучающегося от ошибок при показе внимания. Они выражаются либо в поспешности, преждевременности подачи "сигнала", когда дирижер поднимает руки на "внимание" слишком рано, не собрав хор глазами, результат - неряшливое и неодновременное вступление хора. Либо в передержке внимания. Дирижер очень долго держит руки на "внимании", не чувствует его нарастания и кульминационной точки. Реакция хора в этом случае пропадает, остывает «накал», внимание снова рассеивается.

Движение руки дирижера после фиксированного внимания - есть показ дыхания. Показ дыхания является важнейшим моментом вступления, т. е. с него фактически и начинается исполнение

Ученику необходимо объяснить, что показ дыхания дается рукой на долю, предшествующую доле вступления. При этом следует обратить внимание обучающегося на одну особенность жеста дыхания.

Жест вступления связан тесно с жестом дыхания, являясь его следствием и отражением. Правильно показанное дыхание обеспечивает и правильное одновременное вступление. После жеста вступления, произведя удар (толчок), дирижёр решительно направляет руку вниз к "точке" следующей – полной доли.

Таким образом, прием вступления является важнейшим моментом в исполнении. Педагогу следует следить за правильным показом начала исполнения и немедленно пресекать ошибки - поспешность, небрежность.

Программа по «Основам дирижирования» включает в себя изучение простых схем дирижирования: двухдольный, трёхдольный и четырёхдольный размеры.

Важно что бы ученик точно представлял себе схему и точки "опоры" каждой доли. Для этого нужно показать наглядное изображение схемы. После изучения строения, хорошо выполнить следующие упражнения: подойти к стене, на расстояние, соответствующее жесту "внимание", поочерёдно руками "рисовать" схему на стене кончиками указательного и среднего пальца. Рука – кисть художника, рисуем схему плавными движениями, с небольшими остановками в точке каждой доли. Потом соединяем руки в зеркальном положении.

Особое внимание уделить отработке жеста  legato, которому соответствует связное прикосновение. Отличительными чертами legato являются плавные движения и мягкие "точки". Здесь больше горизонтальных движений, скользящих по плоскости. Движение руки в legato сходно с ведением смычка скрипки. Направляет движение "смычка" лучезапястный сустав, а пальцы как бы "держат" звуковую нить. Исполняя legato, рука движется по рисунку схемы без толчков, очень ровно. "Точки" на гранях долей почти стираются, даются лёгкими скользящими касаниями руки. Legato выполняется мягкой, "певучей", освобождённой рукой. Все её части (кисть, предплечье, плечо) должны быть пластичны, подвижны и в то же время объединены в целое.

Момент окончания звучания не менее ответственный наряду с приемом вступления. Требования, предъявляемые к окончанию - одновременность, точность, соответствие характеру исполняемого произведения. Движению «снятие» также обязательно предшествует ауфтакт. Он дается в темпе и характере исполняемой музыки, так же четко, как жест "вступления". Для одновременности и необходимой остроты снятия звука большое значение имеет четкость и характерность точки снятия. Точка снятия должна быть достаточно отчетливой и видимой. Выбор приемов снятия хоровой звучности обусловлен содержанием музыкального произведения, особенностями ритма, нюансировки, фразировки. В снятии задача дирижера состоит в сохранении характера звучания музыки, целостности музыкального образа.

Заключение

Дирижёрская деятельность – одна из самых сложных среди музыкально – исполнительских профессий. Её структура многокомпонентна, а проявления многогранны. Поэтому дирижёру предъявляются самые высокие профессиональные требования.

Обучение дирижерской профессии таит в себе много своеобразных сложностей. Дирижирование представляет собой совершенно особый вид

музыкального искусства, оно имеет свою специфику. Его главное и принципиальное отличие заключается в том, что дирижер сам не извлекает ни единого звука, не отражает независимо от его воли реального звучания, а воплощает слышимый им звуковой образ сочинения через коллектив музыкантов-исполнителей, он направляет и передает своему коллективу те или иные творческие предназначения. Это отличает технику дирижирования от техники любого другого музыканта-исполнителя.

Хор является сложнейшим «музыкальным инструментом», с помощью которого дирижер раскрывает содержание хоровых произведений различных стилей и эпох, жанров и направлений, различной степенитехнической сложности и художественной содержательности. Являясь единым организмом, состоящим из числа ярко выраженных индивидуальностей (певцов), хор представляет собой достаточно «капризный» и «непослушный» музыкальный инструмент. Для мастерского владения данным «музыкальным инструментом» дирижеру необходимы такие качества, как профессионализм, воля и авторитет.

Все эти качества закладываются с раннего возраста, начиная с занятий по предмету «Основы дирижирования» в ДШИ на отделении хорового пения. Дирижирование требует профессионализма, овладеть которым необходимо под руководством опытного педагога, привлекая специальную учебную литературу, которая отвечала бы на самые разные вопросы. Поэтому, преподаватель по дирижированию несёт ответственность за качество формирования первоначальных навыков по технике дирижирования, за становление юного дирижёра-музыканта.

Литература

  1. Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования.
    М., «Музыка», 1969.

  2. Асафьев Б. - « О хоровом искусстве» - Издательство «Москва», 1980 г.

  3. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. М., «Музыка», 1967.

  4. Канарштейн М. Вопросы дирижирования. М., «Музыка» 1965.

  5. Малько Н. Основы техники дирижирования. М, «Музыка» 1965.

  6. «Методика преподавания дирижирования». – Составитель – доцент

кафедры Б.Н. Цыков. Методические рекомендации. Петрозаводск,

1990г.

  1. Мусин О.А. - О воспитании дирижера: очерки / О.А. Мусин. – Л.: Музыка, 1987 – 247 с.

  2. Мюнш Ш. Я -дирижер . М., Музгиз, 1960.

  3. Ольхов К.А. - О дирижировании хором : краткое пособие для молодых педагогов муз. училищ / К.А. Ольхов. – Ленинград, 1961 – 108 с.

  4. Соколов В., Попов В., Абелян Л. - « Школа хорового пения» Издательство «Музыка», Вып.2.1971 г.

Ведите как профессионал - Musicnotes Now

Дирижирование хором может показаться непосильной задачей. Когда все взгляды обращены на вас, полагаясь на ваши сигналы, напоминания и энергию, вы не можете позволить себе быть неподготовленным. Но не волнуйтесь, мы здесь, чтобы помочь вам понять основы дирижирования и понять, как вы можете уверенно вести свой хор через отличное выступление!

Проводящие выкройки

Одна из важнейших задач дирижера - играть в темпе.Для этого большинство кондукторов используют проводящие шаблоны .

Образец дирижирования - это образец, по которому ваша доминирующая рука следует , чтобы установить ритм и темп для хора.

Дирижеры, которые руководят большими оркестрами и хорами, часто используют жезл, чтобы вся группа могла ясно видеть движения. Для небольших групп и более неформальной обстановки достаточно просто использовать свою руку.

ОБЕИ руки могут использоваться для проведения удара, когда недоминантная рука не используется для сигналов.

Эти модели поведения меняются в зависимости от размера, но наиболее распространенные модели используются для песен с 4 , 3 или 2 долей в такте. На следующем рисунке:

  • Цифры представляют доли в каждом такте.
  • Стрелки представляют направление движения между ударами.
  • Слово из представляет движение на от вашего тела на .
  • Слово в представляет движение к центру вашего тела.

Эти базовые модели поведения широко используются, и мы предлагаем потратить время на то, чтобы ознакомиться с ними. В зависимости от того, насколько профессиональным вы хотите быть, вы можете пойти куда угодно: от просмотра руководств на YouTube, до занятий и получения степени дирижера! В общем, конечная цель состоит в том, чтобы эти паттерны стали для вас второй натурой, чтобы ваша недоминантная рука была свободна для других сигналов.

Причина, по которой 6/8 указывается с 2/4, заключается в том, что 6/8 обычно соответствует фетру в 2 ( 1 2 3 4 5 6), а не в 6 ( 1 2 3 4 5 6 ).

Входы и отсечки сигналов

Когда вы научитесь сохранять ритм, вам нужно будет подумать о проведении реплик . Реплики важны, потому что, как мы упоминали ранее, ваш хор зависит от вас, чтобы провести его через хорошо исполненное выступление. Даже если песни заучены заранее, реплики гарантируют, что весь ваш хор будет на одной странице.Две наиболее важные реплики, которые вам нужно выучить, как для хора в целом, так и для отдельных голосовых секций :

  1. Подъездов
  2. отрезные

Чтобы передать эти реплики, вы должны знать музыку . Звучит легко, но на самом деле гораздо сложнее, чем вы думаете, управлять своим хором, глядя вниз, чтобы проверить свою музыку. У вас просто не будет времени заниматься и тем, и другим.

Дирижеру важно всегда думать наперед.

Например, если ваша альтовая секция имеет синкопированный вход в такте 52, вам нужно поднять голову и смотреть на альтовую секцию в такте 50. Ваша рука поднимется в такте 51, и ваша реплика произнесет только звук. за мгновение до того, как альты сделают свой (надеюсь) безупречный выход! Все это время вы сохраняете темп и обдумываете следующий сигнал, который вам нужно дать. Вот почему так важно, чтобы вы знали музыку лучше, чем кто-либо другой. Вы должны быть в состоянии сигнализировать о входе и отключении хора во сне!

Выбор фрагментов песни, партий гармонии и слов

Когда дело доходит до фрагментов песни (например, припева или бриджа), партий гармонии и текста, вы захотите придумать различных сигналов рук , которые ваш хор распознает, так что они не имеют чтобы попытаться читать по губам, когда вы шепчетесь, выкрикиваете разные команды.Мы дадим вам несколько идей:

  • Типичный церковный хор обычно состоит из трех гармоничных частей. Если вы руководите церковным хором, чтобы обозначить эти партии, вы можете держать цифры 1, 2 или 3, , чтобы указать, что они поют в унисон (1), две или три части.
  • Если у вашего хора есть лирическая секция, заранее определитесь с сигналом, который будет соответствовать. В противном случае вы можете просто указать на свой рот , чтобы привлечь внимание хора, а затем озвучить предстоящий текст.
  • Используйте язык жестов для обозначения припевов (C) и мостов (B). Это особенно полезно, когда эти разделы повторяются несколько раз.

Аранжировка вашего хора

Когда дело доходит до аранжировки вашего хора, возможности безграничны. Прежде всего, мы рекомендуем для каждого типа формации певцов собирать в небольшую арку . Если это невозможно, певцы на каждом конце должны наклонить свои тела к центру.Это позволяет вашему хору действительно слышать друг друга и хорошо сочетаться. Когда дело доходит до размещения каждой секции внутри арки, наиболее распространенными формами являются:

Вы можете использовать эти формации в качестве отправной точки для своего хора, но не стесняйтесь расширяться и создавать свои собственные! Например, если у вас небольшой хор, вы можете поиграть с переплетением разных голосовых частей во всем составе. Но для любой конструкции, которую вы создаете, вы должны помнить об этих двух вещах:

  1. Каждый член вашего хора должен быть на виду .
  2. Вы должны услышать равных голосов вашего хора.

Зарядите свой хор

Пожалуй, одна из самых важных задач хорового дирижера - задавать энергию хора!

Если дирижер выглядит усталым или будто он не хочет быть рядом, хор, скорее всего, отразит это отношение.

Вы можете повысить энергию своего хора с помощью:

  • Напутствие перед выступлением
  • Делаем веселые вокальные разминки
  • Сделайте растяжку или потирайте плечо партнером
  • Подтверждающие улыбки и жесты во время выступлений
  • Гримасничать на хоре (да, работает!)
  • Хвалите свой хор за то, что он хорошо сделал

Высокий уровень энергии от вашего хора приведет к целенаправленному исполнению, а также к мотивации делать хорошую работу! Это также гарантирует, что ваш хор будет сосредоточен на и , когда вы будете вести его через каждую песню и переход.


Мы надеемся, что эти советы и уловки были для вас полезны и вы почувствуете себя более подготовленными к началу своего путешествия! Как и все остальное, чем больше у вас будет практики, тем лучше вы станете. Вы всегда должны оставаться мотивированными, чтобы продвигаться в трудные времена, потому что связь между великим дирижером и великим хором остается с вами навсегда. Удачного проведения!

Раскрытие материальной связи: некоторые ссылки в сообщении выше могут быть «партнерскими ссылками».«Это означает, что если вы нажмете на ссылку и сделаете покупку, Musicnotes получит партнерскую комиссию. Мы раскрываем это в соответствии с Федеральной торговой комиссией 16 CFR, часть 255:« Руководства по использованию одобрений и отзывов в рекламе. «.

20 жестов для управления хором (и способы их использования)

Евангельские хоры не читают нот; они читают директора!

Когда вы дирижируете хором, вы общаетесь с хором в основном руками.

Эффективное использование жестов руками - жизненно важный навык для любого руководителя хора.

Вот некоторые вещи, которыми вы общаетесь с помощью жестов руками, когда дирижируете хором.

Поскольку госпел-хор не поет по нотам, они не всегда поют песню точно так же каждый раз.Они могут делать разное количество повторов или исполнять части песни в разном порядке от одного выступления к другому. По этой причине сигналы руки директора важны для определения:

  • Какой отрывок в песне хор собирается петь (куплет, припев, мост и т. Д.)
  • Какая часть хора должна петь прямо сейчас ( сопрано, альты, теноры или басы)
  • Когда вы хотите закончить определенный пассаж
  • Когда вы хотите, чтобы они что-то повторили
  • Когда приближается смена тональности или инверсия.

Сигналы рукой также могут напоминать хору о вещах, которые они уже выучили на репетиции, но это не повредит освежить их воспоминания. Например:

  • Какие слова будут следующими
  • Форма мелодии, которую они поют
  • Когда петь в унисон, а когда петь в гармонии

Показывает хору, какую часть песни вы хотите, чтобы они спели в следующей

Первый уровень сигналов, которые вы подадите своему хору, - это те, которые сообщают им, какой отрывок песни они собираются спеть:

1: Для «верхней» или начальной части песни - похлопайте по макушке или лбу.

2: Для ведущего куплета - укажите на ведущего певца. Если есть два или более куплета, сначала укажите на ведущего певца, а затем удерживайте число, указывающее, какой куплет вы хотите, чтобы он спел.

3: Для хора - Сформируйте рукой букву «С».

4: Для бриджа (средняя часть песни) - я двумя руками формирую нечто похожее на букву «Т». Это напоминает мне мост.

5: Для вампира (повторение припева) - Поднимите руку, скрестив пальцы.

6: В конце песни (или в конце определенного отрывка) - поднимите сжатый кулак.

Чтобы помочь вам это представить, на видео ниже показаны жесты рук. (Кроме сигнала припева, я забыл вставить его. Извините.)

Сигналы руками для более подробной информации в последовательности песни

Следующий уровень сигналов имеет дело с более мелкими деталями, которые происходят в одной части песни, такими как небольшие повторы и тому подобное. Вот некоторые жесты, которые можно использовать для передачи этих деталей:

7: Для повторов - вращайте руки друг вокруг друга, как колесо вращается.

8: Чтобы выйти из раздела после того, как вы повторили - Укажите большими пальцами за спину (через плечи).

9: Обратный отсчет до выхода из повторяющегося раздела - Укажите числа пальцами и начните обратный отсчет. , , 4. , , 3. , , 2. , , 1. , ,

10: Если вы хотите, чтобы хор замолчал - прижмите сжатые кулаки к груди. Также можно немного опустить голову.

11: Повторить только последнюю строку песни (это распространенный способ закончить песни; это называется обманчивой каденцией) - это знак, который я придумал.Большим и указательным пальцами одной руки я формирую букву «L», а другой рукой делаю круговое движение вокруг нее (как сигнал «повторить»).

Все эти жесты показаны в этом видео:

Ручные сигналы, сообщающие хору, КАК петь отрывок

Это сигналы для проведения хором ключевых изменений, инверсий, изменений громкости и других указаний:

12: «Пой тихо» - используйте движения рук, приближенные к телу, и делайте их небольшими.

13: «Пойте громко» - используйте широкие жесты, широко раскройте руки.

14: Если вы хотите, чтобы пела только одна часть хора - укажите на эту часть, как если бы вы указывали на солиста.

15: Унисон против гармонии - если хор пел в унисон и пришло время переключиться на трехчастную гармонию, вытяните три пальца на руках, направив пальцы в сторону хора, и вытяните руки. немного в стороны.

16: Модуляция (изменение тональности) - движение указательным пальцем «вверх».

17: Инверсия - Сформируйте L-образные формы обеими руками так, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу. Затем легким движением вверх переверните руки так, чтобы большие пальцы были направлены в потолок.

18: Если одна часть хора поет недостаточно громко - укажите на нее, а затем на свое ухо.

Все эти сигналы демонстрируются в этом видео:

Сигналы руками, которые помогают улучшить исполнение хора

Директор хора хочет, чтобы хор пел точно, и есть несколько сигналов, которые вы можете подать руками, которые помогут в этом:

19: Иногда, когда я режиссирую, я использую движения рук, чтобы следить за формой мелодии, которую поет хор (двигая рукой (руками) вверх, когда ноты идут вверх, и вниз, когда ноты уходят вниз).Это напоминает хору, как звучит мелодия, но, что более важно (я думаю), все синхронизируются друг с другом. Движения ваших рук могут быть визуальным ориентиром, который держит всех вместе в ритме песни.

20: Еще один способ сделать пение хора более точным - сделать так, чтобы все начали и заканчивали свои ноты одновременно. На длинной ноте держите руки открытыми до тех пор, пока звучит нота, а затем закройте ладонь (руки), когда нота должна заканчиваться.

Вы можете увидеть оба этих движения рук (и некоторые другие движения, которые мы обсуждали) в этом видео живого выступления. На отметке 0:20 есть фраза с длинной нотой в конце, и вы можете видеть сигнал закрытия рук, так что все заканчивают ноту вместе. И есть много рук, чтобы следить за формой мелодии на протяжении всей песни. Использование ярко выраженных жестов помогает удерживать всех вместе в ритме. В последнем отрывке песни вы также можете увидеть, как я подаю сигнал для инверсии (ищите его на 2:49 и 3:01).

Попробуйте иногда использовать настоящий язык жестов!

Я считаю, что настоящий язык жестов (ASL) очень полезен иногда во время режиссуры. Более того, это может быть полезным напоминанием хору в тех местах песни, где легко забыть, какой текст будет следующим.

Например, один из хоров, которым я руководил, поет "King Of Love" Hillsong. В первом куплете некоторые певцы не могут вспомнить, какое слово стоит первым - «чудесный» или «чудесный».Когда мы поем эту часть, я сначала делаю знак ASL для буквы «M», чтобы напомнить им, что первое, что они скажут, это «Ты замечательный». Затем, в следующем разделе, я подписываю букву «W», чтобы они пели «Ты замечательный».

Другие знаки, которые пригодились во время некоторых наших песен, включают знаки «любовь», «исцеление», «и», «да» и другие. Это очень хорошая альтернатива произнесению слов, чтобы сказать им, что будет дальше.

Даже если участники хора не знают языка жестов, во время репетиции вы можете научить их паре жестов, которые вы планируете использовать во время определенной песни.

Если вы хотите выучить несколько знаков, есть книги на языке жестов, написанные специально для церковного служения.

Подробнее об основах управления хором

Перед тем, как вы будете готовы встать перед своим хором и дирижировать им, вам нужно будет тщательно спланировать и подготовиться. На моей странице «Руководство по управлению евангельским хором» описаны наиболее важные навыки, которые необходимо развить руководителю хора.

,

Слепой певец изучает изобразительное искусство дирижирования хором

Как вы дирижируете хором, если не видите музыку или исполнителей перед собой?

Для слепой оперной певицы Виктории Орувари это вызов, с которым она сталкивается, когда присоединяется к четырем другим слабовидящим музыкантам, которые собрались вместе на мастер-класс по дирижированию, прежде чем публично принять эстафету и провести исполнение выбранной ими музыки в лондонском Вигмор-холле.

Класс, проводимый Королевским национальным институтом слепых, направлен на то, чтобы помочь слепым и слабовидящим музыкантам лучше понять роль дирижера, а также дать им возможность учиться у одного из лучших в стране.

Виктория совершенно слепая и говорит, что во время выступления не особо думает о том, что делает дирижер. Так что овладеть этим навыком всего за один день - настоящая проблема, тем более что ей приходится выучивать сложные жесты на ощупь.

BBC News присоединилась к Виктории, когда ей пришлось пройти через испытания.

Чтобы посмотреть версию этого видео без субтитров, щелкните

.

Смотрите также