Как научиться думать размышлять


Как научиться мыслить лучше. Тренировка ума

Как научиться мыслить лучше

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.

Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо.

СРЕДНЕ: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда даже решаю крайне сложные задачи.

НИЗКО: моя голова - это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта - то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить - в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида--ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.

Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.

На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.

Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.

После этого рассмотрите дольку поближе.

Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.

Как бы тогда выглядела клетка?

Как бы выглядела молекула?

Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.

Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.

Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление - в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегант-ному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума - это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума - это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума - это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна - все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потре-буется координация ума, то есть синхронизация мысли-тельных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума - это виртуозное владение тех--никой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества - сила, гибкость, выносливость и координация - и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,

так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.

Гениальность - результат их взаимного влияния.

Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме. Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка - это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь - ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня - в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек - привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Сымпровизировать на сцене.

Разобрать трудный текст.

Приготовить изысканный ужин.

Отчетливо представить лицо приятеля.

Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.

Прочитать наизусть сонет Шекспира от конца к началу.

Назвать по именам своих первых учителей.

Продолжить ряд 2, 4, 8, 16 как можно дальше.

Выучить новый язык.

Убедительно солгать.

Написать программу на компьютере.

Разобраться, как работает тостер.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Сочинить "документальную драму".

Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Спроектировать усовершенствованную мышеловку.

Переоборудовать спальню.

Задать вопрос влиятельному лицу.

Написать реферат по философии.

Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.

Обсудить условия контракта.

Блефовать в покере.

Развлечься компьютерной игрой.

Искать истину...

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика - все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способ-ностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания - будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, - является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, - то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума - это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава - это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария - аналитической, логической части мозга, другие - для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.

Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.

Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.

Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.

Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.

Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.

Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.

Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.

Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.

Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.

Тренажер 11: Импровизация. Творчество.

Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Полезные советы

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.

Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.

Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами - так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка - ключ к успеху.

СОВЕТ 3.

Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.

Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.

Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете - тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки - тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы - можно начинать

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Светоотражающая практика | SkillsYouNeed

Что такое рефлексивная практика?

Рефлексивная практика в своей простейшей форме - это размышление или размышление о том, что вы делаете. Это тесно связано с концепцией обучения на собственном опыте, поскольку вы думаете о том, что вы сделали и что произошло, и на основании этого решаете, что вы будете делать по-другому в следующий раз.

Думать о том, что произошло, - это часть человеческого бытия. Однако разница между случайным «мышлением» и «рефлексивной практикой» заключается в том, что рефлексивная практика требует сознательного усилия, чтобы думать о событиях и развивать их понимание.Как только вы приобретете привычку использовать рефлексивную практику, вы, вероятно, найдете ее полезной как на работе, так и дома.

Рефлексивная практика как навык

Различные ученые касались рефлексивной практики и экспериментального обучения в большей или меньшей степени на протяжении многих лет, в том числе Крис Аргирис (человек, который ввел термин «двухцикловое обучение», чтобы объяснить идею о том, что размышление позволяет вам выйти за рамки »). single loop »из« Опыт, размышление, концептуализация, применение »во второй цикл, чтобы распознать новую парадигму и переформулировать свои идеи, чтобы изменить то, что вы делаете).

Кажется, все они согласны с тем, что рефлексивная практика - это навык, которому можно научиться и отточить, что является хорошей новостью для большинства из нас.

Рефлексивная практика - это активный, динамичный, основанный на действиях и этический набор навыков, применяемых в реальном времени и позволяющий справляться с реальными, сложными и трудными ситуациями.

Мун, Дж. (1999), Отражение в обучении и профессиональном развитии: теория и практика, Коган Пейдж, Лондон.

Ученые также склонны соглашаться с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высотой» теории и «болотистой низменностью» практики. Другими словами, это помогает нам исследовать теории и применять их к нашему опыту более структурированным способом. Это могут быть либо формальные теории, полученные на основе академических исследований, либо ваши собственные личные идеи. Это также побуждает нас исследовать наши собственные убеждения и предположения и находить решения проблем.


Разработка и использование рефлексивной практики

Что можно сделать, чтобы развить критическое, конструктивное и творческое мышление, необходимое для рефлексивной практики?

Нил Томпсон в своей книге People Skills предлагает шесть шагов:

  1. Прочтите - по темам, которые вы изучаете или хотите узнать и развить
  2. Спросите - других о том, как они работают и почему
  3. Часы - что происходит вокруг
  4. Feel - обращайте внимание на свои эмоции, на то, что их вызывает, и как вы справляетесь с отрицательными
  5. Talk - поделитесь своими взглядами и опытом с другими в вашей организации
  6. Думай - научись ценить время, потраченное на размышления о своей работе

Другими словами, важно не только мышление.Вам также необходимо развить понимание теории и практики других, а также изучить идеи с другими.

Рефлексивная практика может быть совместной деятельностью: ее необязательно выполнять в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предположили, что обучение происходит только тогда, когда мысль выражается в языке, письменном или устном. Это может объяснить, почему мы стремимся объявить о том или ином открытии вслух, даже если мы сами! Тем не менее, это также имеет значение для рефлексивной практики и означает, что мысли, не сформулированные четко, могут не сохраняться.

Иногда бывает сложно найти возможности для совместной рефлексивной практики на загруженном рабочем месте. Конечно, есть и очевидные, например, оценочные интервью или обзоры конкретных событий, но они происходят не каждый день. Поэтому вам нужно найти другие способы выразить понимание словами.

Хотя это может показаться немного надуманным, может быть полезно, особенно на первых порах, вести дневник опыта обучения. Речь идет не о документировании формальных курсов, а о том, чтобы брать повседневные дела и события и записывать то, что произошло, а затем размышлять над ними, чтобы рассмотреть, что вы узнали от них, и что вы могли или должны были сделать по-другому.Речь идет не только об изменениях: учебный журнал и размышления также могут выявить, когда вы что-то сделали хорошо.

Взгляните на нашу страницу Что такое обучение? , чтобы узнать больше о цикле обучения (PACT) и роли, которую в нем играет рефлексия (или «рассмотрение»).


В своем учебном журнале может оказаться полезным отработать простой процесс, как показано ниже. Когда вы наберетесь опыта, вы, вероятно, обнаружите, что хотите комбинировать шаги или перемещать их, но это, вероятно, будет хорошей отправной точкой.

Рефлексивный процесс обучения

Определите ситуацию, с которой вы столкнулись на работе или в личной жизни, которую, по вашему мнению, можно было бы разрешить более эффективно.
Опишите опыт
Что случилось? Когда и где возникла ситуация? Есть ли у вас другие мысли по поводу ситуации?
Отражение
Как вы себя вели? Какие мысли у вас были? Как вы себя при этом почувствовали? Были ли другие факторы, которые повлияли на ситуацию? Что вы узнали из опыта?
Теоретическое обоснование
Как опыт соответствовал вашим предвзятым представлениям, т.е.е. результат был ожидаемым или неожиданным? Как это соотносится с известными вам формальными теориями? Как вы думаете, какое поведение могло повлиять на результат?
Эксперименты
Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать или сказать сейчас, чтобы изменить результат? Какие действия вы можете предпринять, чтобы изменить подобные реакции в будущем? Какое поведение вы могли бы попробовать?

Преимущества рефлексивной практики

Рефлексивная практика имеет огромные преимущества в повышении самосознания, которое является ключевым компонентом эмоционального интеллекта, и в развитии лучшего понимания других.Рефлексивная практика также может помочь вам развить навыки творческого мышления и стимулировать активное участие в рабочих процессах.

В рабочих ситуациях ведение учебного журнала и регулярное использование рефлексивной практики будет способствовать более содержательным обсуждениям о карьерном росте и вашем личном развитии, в том числе во время личной оценки. Это также поможет предоставить вам примеры для использования в ситуациях собеседования на основе компетенций.

Посетите наши страницы Организационные навыки и Стратегическое мышление , чтобы узнать больше о том, как важно время на размышления и планирование для эффективной работы и правильного управления временем, а также для сохранения вашей стратегии.Это пример использования рефлексивной практики с упором на то, что вы собираетесь делать и почему.


Предупреждение


Рефлексивная практика - одна из самых простых вещей, от которой легче всего отказаться, когда давление растет, но это одна из тех вещей, от которых вы меньше всего можете себе позволить отказаться, особенно в таких обстоятельствах. Время, потраченное на рефлексивную практику, гарантирует, что вы сосредоточитесь на вещах, которые действительно важны как для вас, так и для вашего работодателя или семьи.

Заключить

Рефлексивная практика - это инструмент для улучшения вашего обучения как в студенчестве, так и в связи с вашим рабочим и жизненным опытом.Хотя на освоение техники рефлексивной практики потребуется время, в конечном итоге это сэкономит вам время и силы.



Дополнительные материалы по навыкам, которые вам нужны


Руководство по личному развитию «Необходимые навыки»

Узнайте, как ставить перед собой эффективные личные цели и найти мотивацию, необходимую для их достижения. Это суть личного развития, набор навыков, призванных помочь вам полностью раскрыть свой потенциал на работе, в учебе и в личной жизни.

Наша электронная книга идеально подходит для всех, кто хочет улучшить свои навыки и учебный потенциал, и она полна простой и практической информации.

.

Обучение через размышления

Мы учимся на опыте, который позволяет нам (Wertenbroch, Nabeth, 2000):

  • Абсорбировать (видеть, слышать, чувствовать, пробовать, обонять)
  • Сделать (выполнить действие)
  • Взаимодействовать (общаться)

Кроме того, мы учимся, размышляя о таком опыте (Dewey 1933). Рефлексия - это мышление в течение длительного периода времени путем связывания недавнего опыта с более ранним, чтобы продвигать более сложную и взаимосвязанную ментальную схему или шаблоны.Мышление предполагает поиск общих черт, различий и взаимосвязей за пределами их поверхностных элементов. Цель состоит в том, чтобы развить навыки мышления высшего порядка.

Педагоги часто считают Дьюи современным автором концепции отражения, хотя он опирался на идеи более ранних педагогов, таких как Аристотель, Платон и Конфуций. Он думал об отражении как о форме решения проблемы, которая связывает несколько идей вместе, связывая каждую идею с ее предшественницей, чтобы решить проблему.

Основы отражения

Хаттон и Смит (1995) выделили четыре основных вопроса, касающихся рефлексии:

  • Мы должны научиться формулировать и переосмысливать сложные или неоднозначные проблемы, проверять различные интерпретации, а затем соответственно изменять свои действия.

  • Наши мысли должны быть расширены и систематизированы, оглядываясь назад на наши действия вскоре после того, как они произошли.

  • Определенные виды деятельности, обозначенные как рефлексивные, такие как использование журналов или групповые обсуждения после практического опыта, часто не направлены на решение конкретных проблем.

  • Мы должны сознательно учитывать более широкие исторические, культурные и политические ценности или убеждения при формулировании практических проблем, чтобы прийти к решению. Это часто называют критическим размышлением. Однако термин критическое размышление, как и само размышление, по-видимому, используется вольно, некоторые понимают его не более чем конструктивную самокритику своих действий с целью улучшения.

Критическое отражение

Шаг вперед - это Critical Reflection - процесс анализа, пересмотра и постановки вопросов в рамках широкого контекста проблем (Murray, Kujundzic, 2005).Четыре вида деятельности имеют ключевое значение для критического осмысления (Brookfield 1988):

  • Анализ допущений - это первый шаг в процессе критического размышления. Это предполагает мышление таким образом, чтобы бросить вызов нашим убеждениям, ценностям, культурным обычаям и социальным структурам, чтобы оценить их влияние на нашу повседневную деятельность. Предположения - это наш способ увидеть реальность и помочь нам в описании порядка отношений.

  • Контекстная осведомленность - Осознание того, что наши предположения создаются социально и лично в конкретном историческом и культурном контексте.

  • Воображаемое предположение - Воображение альтернативных способов размышления о явлениях, чтобы предоставить возможность бросить вызов нашим преобладающим способам познания и действия.

  • Рефлексивный скептицизм - Опрос универсальных утверждений истины или неизученных моделей взаимодействия посредством трех предыдущих действий - анализа предположений, контекстуального осознания и воображаемых спекуляций. Это способность думать о предмете так, чтобы доступные свидетельства из области этого предмета были приостановлены или временно отклонены, чтобы установить истинность или жизнеспособность предложения или действия.

Ободряющие размышления

Большинство преподавателей считают, что размышления полезны в процессе обучения, даже без подтверждающих данных исследования. Однако часто бывает трудно побудить учащихся к размышлениям. Густафсон и Беннетт (1999) обнаружили, что продвижение рефлексии среди военных курсантов посредством письменных ответов в дневниках или журналах было трудным. Курсанты трех разных лет, как правило, не давали ответов, указывающих на глубокие размышления.Хотя результаты неутешительны, они согласуются с исследовательской литературой, в которой говорится, что продвижение рефлексии является труднодостижимым (Stamper, 1996).

В своей работе Густафсон и Беннетт (1999) определили переменные, которые влияли на отсутствие рефлексивного поведения у курсантов. Эти одиннадцать переменных сгруппированы по трем основным характеристикам:

  • Ученик

  • Окружающая среда

  • Задание на отражение

Характеристики ученика

1.Навыки и опыт рефлексивного мышления учащегося

Способность размышлять - это усвоенное поведение, которое человек культивирует в течение определенного периода времени. Насколько рефлексивным может стать человек, вероятно, является его личностной чертой. Тем не менее, планирование соответствующего обучения может развить рефлексивные навыки.

2. Широта знаний учащегося в области содержания

Способность размышлять на конкретную тему прямо пропорциональна тому, сколько человек уже знает.Если схема учащегося для темы ограничена, то у него меньше возможностей связать с ней новую информацию.

3. Мотивация учащегося к выполнению задания на рефлексию

Как внутренние, так и внешние источники мотивации влияют на качество рефлексии. Внутреннюю мотивацию по своей природе трудно поднять, и еще труднее точно оценить или измерить. Внешние стратегии, такие как создание умственной задачи, организация учащихся в пары или формирование конкурентоспособных команд, повышают мотивацию, но эффективность этих и других стратегий для содействия размышлениям требует проверки.

4. Психологическая подготовка (мысленная установка) к рефлексии

Хотя ментальный настрой человека можно рассматривать как мотивационную переменную, он описывается отдельно, чтобы подчеркнуть его вероятную важность для содействия рефлексии.

5. Степень безопасности при сообщении фактических отражений по сравнению с ожидаемыми желаемыми ответами

Когда есть уверенность в профессионализме и порядочности рецензентов, количество и качество ответов повышаются.Это особенно верно, когда задания требуют суждения о ценности деятельности или качестве инструкции. Этот тип размышлений можно использовать для стимулирования размышлений о том, что было и что не было включено, что учащийся хотел или должен был изучить, что разработчик инструкции мог неверно предположить о вводимых знаниях или навыках учащегося, или почему инструкция была или не был эффективным.

Характеристики окружающей среды

6.Физическая среда, в которой происходит отражение

Возможность для учащегося создать соответствующий мысленный набор для рефлексии связана с природой физической среды, в которой, как ожидается, будет иметь место рефлексия. Другие факторы могут способствовать плохой физической среде, например, конкурирующие раздражители (например, телевизор, личные разговоры, окружающий шум, плохая вентиляция, высокая или низкая температура, неудобная мебель).

7.Межличностная среда, в которой происходит размышление

Среда, которая способствует межличностному взаимодействию, может привести к большему размышлению (Bandura, 1977). Социальное взаимодействие может повысить мотивацию и продлить время выполнения задачи. Социальное взаимодействие почти наверняка принесет больше информации и идей, которыми можно будет поделиться, и, возможно, приведет к более глубокому осмыслению предмета. Это взаимодействие может происходить во время учебной деятельности или может происходить позже в формальных или неформальных групповых обсуждениях.

Характеристики отражающей задачи

8. Тип стимула: вопросы, указания или зонды

Характер отражаемого стимула влияет на качество отражения. Surbeck, Han, and Moyer (1991) выделили три уровня рефлексии:

  • Реагирование - комментирование чувств по отношению к опыту обучения, например, реакция с личной озабоченностью по поводу события.
  • Разработка - сравнение реакций с другим опытом, например, ссылка на общий принцип, теорию, моральную или философскую позицию.
  • Созерцание - сосредоточение внимания на конструктивном личном понимании или на проблемах или трудностях, например на вопросах образования, методах обучения, будущих целях, отношениях, этических вопросах или моральных соображениях. Природа стимула или указаний, первоначально предоставленных учащимся, а также обратная связь, которую они получают после первоначального размышления, будут определять степень, в которой они достигают уровня размышления.
9. Формат, необходимый для сообщения размышлений

Йингер и Кларк (1981) полагают, что записанные результаты размышлений более эффективны, чем их устное сообщение. Однако рукописный ввод медленный, требует письменной поверхности, и изменения или расширения того, что было записано, менее вероятны, чем для продуктов, созданных на текстовом процессоре. Обработка текста имеет преимущество легкости редактирования, но требует наличия легкодоступного оборудования.

10. Качество обратной связи, предоставленной после отражения

Обратная связь принимает несколько форм: от отсутствия обратной связи до подтверждения того, что работа была сделана, до комментариев о том, насколько хорошо она была сделана, до выхода за рамки или уточнения того, что было отправлено.

11. Последствия отражения

Цайхнер и Листон (1996) постулировали таксономию отражения, состоящую из пяти частей, из которых отражение по завершении действия относится только к одному типу:

  1. Быстро во время акции.
  2. Задумчиво во время акции.
  3. Вкратце как обзор после действия.
  4. Систематически в течение определенного периода времени после действия.
  5. Долгосрочные, если человек пытается разработать формальную или неформальную теорию.

Способствует отражению

Из одиннадцати переменных, перечисленных выше, номер 7 - Межличностная среда, может быть наиболее многообещающим для поощрения размышлений.

Хаттон и Смит (1995) наблюдали за студентами, получающими четырехлетнюю среднюю степень бакалавра образования.От них требовалось выполнить несколько заданий, призванных побудить их задуматься. Мероприятия включали собеседование в диадах «критически настроенных друзей» и письменные отчеты, в которых они размышляли о факторах, которые повлияли на их мышление и действия.

Их исследование показало, что общение с другим человеком таким образом, чтобы побуждать его к разговору, заданию вопросов или конфронтации, помогает рефлексивному процессу, помещая учащегося в безопасную среду, чтобы он мог раскрыть себя.

Кроме того, студенты смогли дистанцироваться от своих действий, идей и убеждений, подвергая их внимательному изучению в компании сверстников, с которыми они готовы пойти на такой риск.

В исследовании также были определены рамки для четырех типов письма: первый не является рефлексивным, а остальные три характеризуются как разные виды рефлексии.

  • Описательное письмо для отчетов о событиях. Его основная цель - предоставить поддержку или отправную точку для фреймворка.

  • Описательное отражение пытается предоставить причины, основанные на личном суждении. Например: «Я выбираю это упражнение по решению проблем, потому что считаю, что учащиеся должны быть активными, а не пассивными».

  • Диалогическое размышление формирует дискурс с самим собой посредством исследования возможных причин. Например: «Мне стало известно, что ряд студентов не ответили на письменные текстовые материалы. Размышляя об этом, могло быть несколько причин.Некоторым учащимся, возможно, все еще не хватало уверенности в том, что они владеют языком текста.

  • Критическое размышление включает обоснование решений или событий с учетом более широкого исторического, социального и / или политического контекста.

Стратегии развития рефлексии

Хаттон и Смит (1995) сообщили о четырех действиях, которые находятся в процессе рефлексии:

  • Проекты практического обучения (или исследования действий)

  • Примеры и культурологические исследования

  • Практический опыт

  • Задачи структурированного учебного плана:

    • Чтение художественной и научно-технической литературы

    • Устные интервью

    • Написание таких задач, как рассказы, биографии, рефлексивные эссе и ведение дневников.

Тем не менее, хотя эти стратегии могут побудить к размышлениям, мало исследований, подтверждающих, что это действительно достигается.

Очевидные вопросы о фактах не способствуют размышлениям (например, каковы функциональные области производственного предприятия?). Кроме того, создание гипотетических ситуаций привело к столь же неутешительным результатам (например, предположим, что вы унаследовали значительную сумму денег и хотите купить землю в экологически уязвимом районе для строительства.Какие факторы повлияют на ваше решение и почему?).

Напротив, наиболее успешное исследование предлагает учащимся написать одностраничное письмо родителю, брату или сестре или другому значимому человеку в их жизни с описанием недавнего опыта или события.

Обратная связь

Расширение оценочной обратной связи может иметь еще более сильные эффекты. Предоставление зондов может заставить учащегося продолжать размышлять над темой, например:

  • "Вы не думали, как это может сделать опытный оператор?"
  • "Насколько нарушается безопасность, если вы не пользуетесь защитной обувью?"

Указание на другие возможности также может привести к дополнительным размышлениям о взаимосвязях между факторами, которые ранее не учитывались, например:

  • «Еще один фактор, который вы можете принять во внимание, - сколько разных инструментов потребуется, если вы будете использовать в конструкции болты разного размера?»
  • «А что, если скорость потока воды увеличится вдвое?»

Хотя такая обратная связь может быть предоставлена ​​в виде письменных комментариев, обычно они наиболее эффективны при использовании в межличностном диалоге.Диалог с одним или несколькими учащимися о работе, которую они представили, вероятно, является лучшим средством для размышления с помощью обратной связи. Но логистика для этого и наличие лидеров дискуссий, которые разбираются в содержании и обладают хорошими навыками межличностного общения, могут оказаться за пределами возможностей системы; если только это каким-то образом не связано с компьютером.

Другие советы для поощрения размышлений включают:

  • Искать альтернативы
  • Вид с разных сторон
  • Найдите основу, теоретическую основу, лежащее в основе обоснование (поведения, методов, техник, программ)
  • Сравнить и сопоставить
  • В различных контекстах
  • Спросите: «А что, если.. . ? "
  • Рассмотреть последствия

Следующий шаг

Критическое мышление

Учебные эссе

Артикул

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Брукфилд, С. (1988). Развитие критически рефлексивных практиков: обоснование обучения педагогов взрослых. Подготовка педагогов взрослых: теория и практика последипломного образования для взрослых .Брукфилд (Ред). Нью-Йорк: Рутледж.

Дьюи, Дж. (1933). Как мы думаем: подтверждение связи рефлексивного мышления с образовательным процессом . Бостон: округ Колумбия Хит.

Густафсон, К., Беннет, В. (1999). Проблемы и трудности в развитии рефлексии учащихся: результаты трехлетнего исследования . http://it.coe.uga.edu/~kgustafs/document/promoting.html

Хаттон, Н., Смит, Д. (1995). Отражение в педагогическом образовании: к определению и реализации .Сиднейский университет: Школа преподавания и изучения учебных программ. http://www2.edfac.usyd.edu.au/LocalResource/Study1/hattonart.html

Цайхнер, К., Листон, Д. (ред.) (1996). Рефлексивное обучение: введение . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

Мюррей М., Куюнджич Н. (2005). Критическое размышление: Учебник для критического мышления. Квебек, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина.

Стэмпер, К. (1996). Содействие рефлексивному мышлению с помощью компьютерного ведения журнала .Неопубликованная докторская диссертация. Темпе: Университет штата Аризона.

Сурбек, Э., Пак Хан, Э., Мойер, Дж. (1991). Оценка рефлексивных ответов в журналах. Лидерство в образовании . 25-27 марта.

Йингер, Р., Кларк, М. (1981). Рефлексивное написание дневника: теория и практика . Ист-Лансинг, Мичиган: Университет штата Мичиган. Институт исследований в области преподавания (периодическая статья № 50). .

Вертенброх А., Набет Т. (2000). Расширенные подходы к обучению и технологии: перспектива CALT . http://www.insead.fr/CALT/Publication/CALTReport/calt-perspective.pdf

.

Рефлексивное обучение: изучение нашей собственной практики в классе | TeachingEnglish | British Council

Собирая информацию о том, что происходит в нашем классе, а также анализируя и оценивая эту информацию, мы выявляем и изучаем наши собственные практики и лежащие в основе убеждения. Это может затем привести к изменениям и улучшениям в нашем обучении.

Рефлексивное преподавание - это средство профессионального развития, которое начинается в нашем классе.

  • Начало процесса отражения


Почему это важно
Многие учителя уже думают о своем обучении и говорят об этом коллегам.Вы можете подумать или сказать кому-то, что «Мой урок прошел хорошо», или «Мои ученики, кажется, не поняли», или «Мои ученики сегодня вели себя так плохо».

Однако, не тратя больше времени на обсуждение или обсуждение того, что произошло, мы можем сделать поспешные выводы о том, почему что-то происходит. Мы можем замечать только реакцию более громких студентов. Таким образом, рефлексивное обучение предполагает более систематический процесс сбора, записи и анализа наших мыслей и наблюдений, а также мыслей и наблюдений наших учеников, с последующим внесением изменений.

  • Если урок прошел хорошо, мы можем его описать и подумать, почему он был успешным.
  • Если учащиеся не понимали языковой вопрос, который мы представили, нам нужно подумать о том, что мы сделали и почему это могло быть неясным.
  • Если ученики плохо себя ведут - что они делали, когда и почему?

Начало процесса размышления
Вы можете начать процесс размышления в ответ на конкретную проблему, возникшую в одном или ваших классах, или просто как способ узнать больше о вашем преподавании.Вы можете решить сосредоточиться на конкретном классе учеников или взглянуть на особенности своего обучения - например, как вы справляетесь со случаями плохого поведения или как вы можете побудить своих учеников больше говорить на английском в классе.

Первый шаг - собрать информацию о том, что происходит в классе. Вот несколько способов сделать это.

Дневник учителя
Это самый простой способ начать процесс размышления, поскольку он носит исключительно личный характер.После каждого урока вы записываете в тетрадь о том, что произошло. Вы также можете описать свои собственные реакции и чувства, а также те, которые вы наблюдали со стороны студентов. Вы, вероятно, начнете задавать вопросы о том, что вы наблюдали. Ведение дневников требует определенной дисциплины, чтобы уделять им время на регулярной основе.

Вот несколько советов, на которых следует сосредоточиться, чтобы помочь вам начать свой дневник.

Скачать дневник предложений 51k

Наблюдение со стороны сверстников
Пригласите коллегу прийти в ваш класс и собрать информацию о вашем уроке.Это может быть простое наблюдение или ведение записей. Это будет относиться к той области, которую вы определили для размышлений. Например, вы можете попросить своего коллегу сосредоточиться на том, какие студенты вносят наибольший вклад в урок, какие различные модели взаимодействия происходят или как вы справляетесь с ошибками.

Запись уроков
Видео или аудиозаписи уроков могут предоставить очень полезную информацию для размышлений. Вы можете делать в классе то, о чем не подозреваете, или в классе могут происходить вещи, которые вы как учитель обычно не видите.

  • Аудиозаписи могут быть полезны при рассмотрении аспектов беседы учителя.
    • Сколько ты говоришь?
    • А что?
    • Ясны ли инструкции и пояснения?
    • Сколько времени вы уделяете выступлениям студентов?
    • Как вы отвечаете на студенческие выступления?
  • Видеозаписи могут быть полезны для демонстрации аспектов вашего собственного поведения.
    • Где ты стоишь?
    • С кем ты говоришь?
    • Как вы относитесь к студентам?


Отзывы учеников
Вы также можете спросить своих учеников, что они думают о том, что происходит в классе.Их мнения и восприятие могут добавить иную и ценную точку зрения. Это можно сделать, например, с помощью простых анкет или учебных дневников.


Что делать дальше
Что вы делаете после того, как записали некоторую информацию о том, что происходит в вашем классе?

  • Think
    Возможно, вы заметили закономерности, возникающие в вашем обучении, благодаря своим наблюдениям. Вы также могли заметить вещи, о которых раньше не подозревали. Возможно, вы были удивлены отзывами некоторых ваших учеников.Возможно, у вас уже есть идеи для внесения изменений.
  • Обсуждение
    Просто говоря о том, что вы открыли - поддерживающему коллеге или даже другу - вы можете придумать некоторые идеи, как поступать по-другому.
    • Если у вас есть коллеги, которые также хотят развивать свое обучение, используя рефлексию в качестве инструмента, вы можете встретиться, чтобы обсудить проблемы. Обсуждение может быть основано на сценариях ваших собственных классов.
    • Используя список утверждений об обучении убеждениям (например, парная работа является ценным занятием на уроке языка, или лексика важнее грамматики), вы можете обсудить, с какими из них вы согласны или не согласны, и какие из них отражены в вашем собственном обучении. свидетельствовать о своем самонаблюдении.
  • Читать
    Вы можете решить, что вам нужно узнать больше об определенной области. Сейчас существует множество веб-сайтов для учителей английского языка, на которых можно найти полезные идеи для преподавания или научные статьи. Также существуют журналы для учителей, в которых можно найти статьи на самые разные темы. Или, если у вас есть доступ к библиотеке или книжному магазину, есть много книг для учителей английского языка.
  • Задавайте
    Задавайте вопросы веб-сайтам или журналам, чтобы получить идеи от других учителей.Или, если у вас есть местная ассоциация учителей или другие возможности для повышения квалификации без отрыва от производства, попросите о занятии по интересующей вас области.


Заключение
Рефлексивное обучение - это циклический процесс, потому что, когда вы начинаете внедрять изменения, рефлексивно-оценочный цикл начинается снова.

  • Как ученики реагируют?
  • Как это сделать лучше?


В результате размышлений вы можете решить сделать что-то по-другому, или вы можете просто решить, что то, что вы делаете, является лучшим способом.И в этом суть профессионального развития.

Джули Тайс, учитель, тренер, писатель, Британский Совет, Лиссабон

Эта статья была впервые опубликована в 2004 году

.

Как стать рефлексивным учителем - Полное руководство для рефлексии в обучении

«Саморефлексия - это школа мудрости». - Baltasar Gracian

Если вы поразмыслите над собой, вы войдете во врата мудрости. Или школа ворота…

Обучение - это то, чем ваши ученики занимаются в школе. Но не только студенты там учиться: учитель тоже. Чтобы стать лучшей версией себя, вы должен воспринимать обратную связь и критику и размышлять над своим собственным обучением.

«Легче сказать, чем сделать», - слышите вы. Некоторые учителя являются мастерами в саморефлексия, но не у всех такой дар. Вот почему я хочу дать вам несколько советов о том, как вы можете осмыслить свое обучение.

В этом сообщении блога я перечислил 10 способов, которые поощряют рефлексивное обучение. Наверху из них я добавил несколько примеров саморефлексии учителей и шаблоны размышлений вы можете использовать в своем классе.

Но сначала:

Что такое рефлексивное обучение?

Рефлексивное обучение означает, что вы смотрите на то, что вы делаете в своей в классе и подумайте, зачем вы это делаете.Затем подумайте, работает ли это для ваших учеников и для себя.

Почему рефлексия важна в обучении? Ну, размышляя, ты сбор информации о том, что происходит в вашем классе. При анализе и оценивая эту новую информацию, вы можете определить и изучить свои собственные практики и лежащие в основе убеждения, которые могут привести к изменениям и улучшениям в ваше учение.

Рефлексивное обучение - это пример профессионального развития, которое начинается в вашем собственном классе.

Процесс отражения сопровождается следующим циклом:

  1. Обучай
  2. Самостоятельная оценка воздействия вашего преподавания на обучение
  3. Рассмотреть новые способы преподавания, которые могут улучшить качество обучения
  4. Попробуйте эти идеи на практике

И, конечно, повторите процесс еще раз: саморефлексия никогда не прекращается, даже если ты старый человек, который работал вечно.

10 способов осмыслить свое учение

Чтобы получить четкое представление о состоянии вашего обучения, вам нужно собрать информация в первую очередь.Есть несколько способов сделать это, используя отражение мероприятия ниже.

1. Используйте выходные скобы

Выходной талон (он же выходной билет) - отличный способ быстро оценить понимание учащимся в конце урока. Он дает вам представление о том, насколько хорошо учащиеся поняли сегодняшний урок, чтобы вы могли сказать, можете ли вы приступить к созданию следующего слоя.

Конечно, выходной билет также можно использовать для сбора информации о вашем обучении вместо содержания урока.

Задайте своим ученикам 2 вопроса в конце урока, которые касаются вашего обучения.Вот пример:

Нажмите, чтобы открыть

Ответы ваших учеников появятся в вашем почтовом ящике вместе с красивым обзором в BookWidgets (если вы используете этот пример отражения выходных листов).

Если вы хотите использовать (или изменить) этот пример выхода, обязательно сделайте его копию в своей учетной записи BookWidgets (которую вы можете создать бесплатно).

2. Включите размышления в свой план урока

При построении уроков вы должны составить план уроков.Желательно оставить пустое место в нижней части плана урока. Это место можно использовать, чтобы оценить собственное учение и поразмышлять над ним.

Посмотрите этот пример шаблона цифрового урока с областью для размышлений учителя внизу.

Нажмите, чтобы открыть

Вы можете использовать этот шаблон цифрового плана урока сколько угодно раз. Вот как это работает:

  • Заполните план урока
  • Загрузите полный план урока (нажмите кнопку загрузки в правом верхнем углу).
  • Сохраните законченный план урока на вашем компьютере.

Когда вы закончите, вы можете просто очистить шаблон и начать заново. Или вы можете просто использовать это в качестве примера. Если вы хотите внести некоторые изменения в шаблон, щелкните здесь и сделайте копию шаблона.

3. Воспользуйтесь опросом учителей

Еще один очевидный способ поразмышлять о вашем обучении - дать вашим ученикам анкету, которую они смогут заполнить анонимно.

Я создал для вас вот это:

.

Смотрите также