Как научиться любить ближнего


Как возлюбить каждого: 7 шагов к христианской любви

Мирянин поинтересовался у своего духовника:
— Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога — недостаточно?
— Достаточно, вполне достаточно, — ответил духовник. — Только вот чем ты можешь измерить свою любовь к Богу?
Мирянин задумался и ответил:
— Ничем не могу измерить…
— Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил духовник. — Она — мера первой!

«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя», учил святитель Василий Великий.

В наши дни человечество по-прежнему далеко от вселенской любви: семьи разрушаются, взрослые совращают детей, народы воюют, политики клевещут друг на друга. И только малочисленные праведники удерживают Россию и мир на краю бездны.

Как обычному мирянину постичь и ощутить любовь к каждому человека? Нас окружают ближние со своими пороками, мешают спокойно жить, раздражают непорядочностью. А христианство предписывает радоваться и благотворить им.

По улицам гоняют водители, из машин которых несётся матерщинный рэп. Праздничные дни превращаются в разгул пьяниц. За стеной сплетничают соседи. В интернете подстерегают мошенники. И всю эту ораву нужно вместить в своё сердце, как вместил Христос и разбойника, и блудницу, а не только друзей-апостолов.

Любовь означает безусловное принятие?

Мы часто слышим о том, что любовь это безусловное принятие. Обывателю кажется, что и христианство говорит о том же, призывая в каждом видеть образ Божий.

Таким образом, получается, что судья не должен выносить приговор преступнику, родители не вправе наказать сына-хулигана, муж должен мириться с блудом жены, семья не может порицать извращенца. И тысячи подобных ситуаций. Но к чему это привело бы в результате? Только к большей распущенности человека и страданиям окружающих его людей.

В начале зимы под Петербургом был арестован отец-педофил, семья которого подозревала о его домогательствах к дочери, но молчала. Эти люди посещали церковь, и, видимо, считали, что не имеют права осуждать главу семьи. В итоге они всё-таки прозрели, но дело зашло так далеко, что детей отберут даже у безвинной матери, вовремя не остановившей беспутного отца.

Любовь это не капитуляция перед грехами ближнего в духе толерантного века сего. Образ Божий нужно не только видеть в каждом, но и стараться очистить его от наслоений греха. Как старую икону очищают от копоти и пыли.

Христос, чья любовь к человечеству является эталоном для нас, в своих проповедях и беседах осуждал порочных людей, хотя, несомненно, любил всех.

Он пришёл спасти каждого.

Как горячо обличал Сын Божий своих современников:
“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?” (Матф 23:29-38).


Мы должны меняться к лучшему и вправе менять к лучшему других мирян. Разумеется, не нарушая закона Божьего.

Любовь к себе полезна?

Возлюбить как самого себя. А любим ли мы себя и в чём это выражается? Мы часто слышим о том, как греховны эгоизм и самолюбование. Чем они отличаются от христианской любви к себе, из которой произрастает любовь к ближним?

— Любовь к себе означает заботу о собственной душе, избавление её от грехов, стремление к её спасению. Борьба с унынием, гневом и дурными страстями подобает христианину.

— Любовь к себе подразумевает внимание к собственному здоровью, потому что тело также создание Бога и жилище души. Человек избегает дурных привычек, не занимается саморазрушением: пьянством, наркоманией, блудом.

— Любовь к себе означает развитие своих талантов, дарованных Богом. Созидательный труд во благо. Создание семьи, чтобы продолжить свой род. Или монашеское стремление к святости.

Говорит протоиерей Вячеслав Брегеда:
— Святые отцы поучают о том, что наша плоть – это как ослик, на котором мы едем. Если ослика не кормить, то он не поедет. К себе надо относиться так, чтобы не допустить создания «самоидола», чтобы человек не чувствовал себя центром Вселенной. Любить самого себя – это, прежде всего, знать самого себя. Познай самого себя – познаешь и мир! А чтобы любить себя, надо знать свои собственные немощи, надо увидеть самого себя таким, какой ты есть, и самому себе помочь. Самого себя любить – это как самого себя спасти, вытащить, бывает это очень трудно сделать. Но в этом есть стремление и желание прийти к Богу. Так и вы старайтесь, вникайте в себя, научитесь видеть свои немощи и страсти, боритесь с ними и угождайте Богу.

Эгоизм, напротив, приводит к потаканию своим слабостям и страстям, что приводит, в том числе, к суициду.

7 способов научиться любви к каждому человеку

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Недавно я прочитала рассказ православной христианки о том, как она старается следовать совету старца Паисия Святогорца: «Непрестанно благословляйте». Порой для этого ей приходится преодолевать чувства раздражения. Вот школьница бредёт по газону, вот парни пьют пиво и ругаются, не всё нравится пожилой женщине, но она твердит:
«Господи, благослови эту деточку, помоги ей в учении и утверди в добром, и святыми ее молитвами помилуй мя, грешную».
«Господи, благослови и этих молодых ребят, вразуми их и помоги их мыслям и чувствам быть выше и чище, благослови понять и перенять красоту и богатство родного языка, и святыми их молитвами помилуй мя, грешную».

Вряд ли эти юные россияне молятся, но когда-нибудь, в свой час, каждый обратится к Богу, как желает им добрая старушка.
Несомненно, один из способов возлюбить всех людей – благословлять каждого, несмотря на собственные эмоции: от возмущения до отчуждения.

МОЛИТВА

За кого мы молимся? Я знаю людей, которые просят у Бога милости для недоброжелателей. Но помним ли о том, что христианство – вселенская религия, проповедь которой должна охватить весь мир?

Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий чудодейственную силу. (Св.Филарет Московский)

Нам подобает молитва не только за семью, но и за народ, за всё человечество. Для этого нужно мыслить широко и не питать вражды к другим странам, ведь некоторые привыкли обвинять и оскорблять то иноверцев, то инородцев в проблемах России. Обратим взор на собственные недостатки.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и успокоились в Нем». И дерзал молиться не только за всех живущих, но и за умерших грешников, томящихся в Аду.

ПРОЩЕНИЕ

Мы прощаем себе то, чего никогда не простили бы ближним. Находим себе оправдания в большинстве случаев. Даже преступник, убийца, похититель людей, считает, что поступал правильно, а его жертвы неправы. Но попробуйте искать оправдания для оступившихся ближних, словно для себя. И прощать ненавидящих и обидящех вас лично. Пожалуй, это самое сложное. Н.В.Гоголь психологически точно заметил, что для человека самое страшное – хотеть отомстить, но не мочь отомстить. Но христианство призвано победить человеческую низменную природу.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Когда дело касается нашего комфорта, мы очень волнуемся. Когда узнаём о проблемах чужих людей, чаще всего проявляем апатию или праздное любопытство.

Но если ближнему холодно, голодно, страшно, мы должны воспринимать это, словно холодно, голодно, страшно нам лично. Сопереживание тоже путь к любви. Недаром в старину любимую называли жалечкой – той, которую жаль. И это не унижало, а усиливало чувство.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф. Достоевский)

ОПРАВДАНИЕ

Евангелие учит не осуждать. Противоположность осуждению — оправдание. Если человек совершил неблаговидный поступок, старцы советуют найти причину, по которой он мог оступиться. Это лучше, чем злорадствовать, сплетничать и клеймить, чем мы нередко занимаемся. Некоторые женщины часами не отрываются от телефона, перемывая косточки всем знакомым и малознакомым.

Но Христос учил нас искать оправдание даже на кресте. Вспомним, как Он просил Отца Небесного не карать палачей: «Ибо не ведают, что творят».

ПОМОЩЬ

И поскольку вера без дел мертва, мы по мере своих сил должны пытаться помочь страдающему. Как мало способных на это в наши дни. А ведь Иисус на вопрос собеседника: «Кто мой ближний?» ответил притчей о добром самарянине, который спас раненого иудея-иноверца и таким образом стал для него ближним.

Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Кто же мой ближний, которого я должен возлюбить как самого себя? Ближний это не тот, который тебе близок, не тот, который тебе дорог, не тот, кого ты, оглядываясь, заметишь и приблизишь к себе, — это тот, который в тебе нуждается, всякий, кто бы он ни был, знакомый и незнакомый».

Епископ Пантелеимон (Шатов): Как научиться любить ближнего? (+ ВИДЕО)

Как полюбить ближнего? Кто такой ближний? Можно ли полюбить врагов? — по итогам выступления епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова) на конференции «Церковь и бедные» в редакцию пришло много просьб продолжить поднятую тему.

Как полюбить ближнего?

Этот вопрос мучает многих людей, в том числе и меня. Прежде чем ответить на него, нужно понять – кто он, наш ближний? В Евангелии Господь объясняет, что ближний – любой человек, который нуждается в нашей помощи. Даже если он нам совсем чужой, принадлежит другой национальности, исповедует другую религию. Этот человек может быть неприятен внешне, мы можем не испытывать к нему никакого расположения, но любой, кто нуждается в помощи, является нашим ближним. Именно его Господь и заповедовал нам полюбить.

В Евангелии есть и другая заповедь, о любви к врагам. Мудрые люди говорят, что речь в этой заповеди идет не о врагах Отечества, а о личных врагах. Но если нужно любить врагов, то полюбить ближнего, наверное – легче? Но на самом деле даже это нам очень трудно. Что уж говорить о любви к врагам, это кажется нам совсем невозможным.

Но если Господь дал нам такие заповеди, значит, Он вложил в нас способность к любви. И, наверное, любить у нас не получается не потому, что это сверх наших сил, а потому, что мы испорчены грехом и слишком любим самих себя. Чтобы полюбить ближнего, нужно что-то делать. Но, прежде чем начать что-то делать, нужно понять, почему же мы не имеем той любви, которая в нас должна быть?

Любовь вложена в наше естество Богом. Но почему муж не любит свою жену, а родители – своих детей? Почему дети не любят своих родителей? Почему происходят измены, предательства? Почему естественная любовь для человека является неестественной? Если нам сложно любить даже свою семью, то где уж говорить о любви к людям, которые от нас отличаются – к бездомным, которых мы презрительно называем бомжами, к гастарбайтерам, мигрантам?

В естество человека вложена любовь, он создан Богом, чтобы быть любовью. А во мне этой любви почему-то нет! Можно сказать, что человеческое естество, искаженное грехом, потеряло эту способность. Это действительно так. Человек создан как подобие Божие. Бог в своем существе есть Любовь. И человек создан Богом по Его образу и подобию, в него вложена способность любить. Это тоже естество человека. Как божественное естество – любовь, так и естество человеческое – любовь.

Поэтому странно не то, что нужно полюбить ближних, а то, что мы не любим их. Почему так происходит? Потому что наша природа искажена грехом, любовь в нас стала самолюбием. Мы обращены на себя, поэтому не способны любить.

Но тут возникает еще одна проблема. Сайт «Православие и мир» адресуется православным. Но ведь у православного человека кроме естественной любви есть еще дар любви сверхъестественной. Каждый православный крещен во имя Отца, Сына и Святаго Духа, во имя Троицы, Которая в своем существе есть Любовь. И каждый крещеный человек помазан святым миром, и в этом помазании ему дан дар Святого Духа, дар любви, дар владеть собой, дар знать волю Божию, участвовать в священнодействиях. Почему же этот дар в нас не реализуется?

Почему мы считаем, что любить ближнего – трудно? Ведь это должно быть естественно и радостно для нас. Ответ, я думаю, понятен. Потому что мы – грешные и в нас действует грех. Потому, что мы попрали те дары, которые нам даны в крещении, в миропомазании и не умеем возгревать в себе эту любовь. Мы живем не так, как должны были бы жить, а так, как живут все люди вокруг.

Христиане включены в некий механизм жизни ХХI века, в котором нет места любви. В нашей жизни есть карьера, деньги, удовольствия, есть какие-то договорные отношения, политика, искусство, есть психология (когда трудно, можно сходить к психологу), есть лекарства, чтобы долго жить, есть развлечения, а вот для любви места как бы нет. Любовь у нас – на втором плане, на третьем, на четвертом, на десятом. И Бога в этом механизме тоже нет.

И поэтому, чтобы научиться любить ближнего, нужно выйти из этого мира. Именно к этому нас призывает Господь. Выйти из русла, которое течет вниз и, в конце концов, может унести нас в адские глубины. Сойти с рельсов, по которым перемещаются люди, больше похожие на трамваи, чем на людей.

Чтобы полюбить ближнего, нужно исполнить, прежде всего, первую заповедь. Нужно полюбить Бога всем сердцем, всей душой, всеми своими мыслями и чувствами. Без этого нельзя научиться любить ближнего, нельзя исправить свою испорченную грехом природу, нельзя преобразиться, нельзя воспринять во всей полноте дары, которые Господь нам дал.

В нас заложено малое семечко вечной жизни, небесной радости, но оно не распускается, не растет. А ведь это семя может стать деревом, в котором будут укрываться птицы небесные. Но мы мешаем этому своей жизнью.

Нужно вспомнить о Боге, и помнить о Нем всегда, нужно искать Бога, искать соединения со Христом. В молитве, усердной и постоянной, в чтении правил, но не ограничиваясь правилами. Искать Его, участвуя в церковных таинствах, каясь в грехах, участвуя в таинстве Святого Причастия. Без этого нельзя научиться любить Бога и любить ближнего. Евангелие нужно не просто читать как обычную книгу, а читать с верой в то, что через эти слова Господь может открыть нам свою волю, подсказать каждому, что он должен сделать. Вот что нужно сделать, чтобы научиться любви. Потому что любовь – это радость. Не научившись этой радости, мы зря проживем жизнь.

Ведь заповедь о любви к ближнему можно исполнить только на земле. В Царствии Божием любовь будет дарована всем. Там уже не нужно будет напрягать себя, усердствовать над собой, чтобы полюбить того, кто тебе неприятен. Это можно сделать только на земле. Только здесь мы можем что-то отобрать у себя и дать другому, явив ему свою любовь. В Царствии Небесном у всех будет всего достаточно. Там не нужно будет ухаживать за больными, заботиться о бездомных, отдавать часть своих денег какой-нибудь вдове с ребенком, там Господь все восполнит.

Полюбить ближнего можно только здесь, на земле. Если мы этого не делаем, значит мы и не живем, потому что не выполняем ту цель, которую перед нами поставил Бог, значит мы уклонились от правильного пути. Мне кажется, что, размышляя обо всем этом, можно научиться любви.

Записала Алиса Орлова

Что на самом деле означает «любить ближнего, как самого себя»

Духовный рост и христианские живые ресурсы

Что значит любить ближнего, как самого себя? ,

10 способов полюбить ближнего и не показаться странным

Христианская работа, трудоустройство в церкви - советы, подсказки, помощь

10 способов полюбить ближнего и не показаться странным ,

«Люби ближнего, как самого себя»

Духовный рост и христианские живые ресурсы

7 способов полюбить ближнего как самого себя ,

Смотрите также