Как научиться молиться святитель феофан затворник


Как надобно молиться - святитель Феофан Затворник

Урок первый

Дело молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: «Век живи, век учись», то тем более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела.

Древние святые отцы, приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – и тело живет; прекращается дыхание – прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет и жизни в духе.

Но не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы. Читать молитвы на память или по книжке или слушать читающего их – опять не молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждение ее. Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих. Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу. Когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет, то она еще не молитва.

Кажется, чего бы проще и естественнее для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить, или, что то же, воспитать в себе дух молитвенный. Первый способ для этого есть читательное или слушательное молитвословие. Совершай его как следует – и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем ко Богу, войдешь в дух молитвенный.

В наших молитвословах помещены молитвы святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам. В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто приникнет (всмотрится. – Ред.) в них всем усердием и вниманием, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.

Чтобы молитвословие наше сделалось действительным для нас средством к воспитанию в себе молитвы, надо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Вот для этого три самых простых приема:

– не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления;

– не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством;

– не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Урок второй

Положим, что молитвословие есть у нас дело обычное. Но никак нельзя сказать, чтоб оно не требовало приготовления. Что, например, обычнее читания или писания для умеющих читать и писать? Однако ж и тут, садясь читать или писать, не вдруг начинаем дело, а медлим несколько перед тем, по крайней мере столько, сколько требуется для того, чтобы поставить себя в пригодное положение. Тем более необходимы приготовительные действия к молитве перед молитвой, и особенно тогда, когда предшествовавшее тому занятие было совсем из другой области, а не из той, к которой принадлежит молитва.

Итак, приступая к молитвословию утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе соответственное тому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление – благоговейно стать перед Богом, приготовление малое, но не малозначительное. Тут полагается начало молитвы, а доброе начало – половина дела.

Так установившись внутренне, стань затем перед иконой и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный...» Читай не спешно, а вникай во всякое слово и мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая то поклонами. В этом, собственно, и дело читания молитвы, приятного Богу и плодоносного. Вникай, сказал я, во всякое слово и мысль слова до сердца доводи – это значит вот что: понимай, что читаешь, и понятное прочувствуй.

Других правил не требуется. Эти два – «понимай» и «чувствуй», – исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь, например: «Очисти ны от всякия скверны» – восчувствуй скверноту свою, возжелай чистоты и взыщи ее от Господа, с упованием на Него. Читаешь: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим...» – и в душе своей прости всем, и сердцем, все и всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «Да будет воля Твоя...» – и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Богу будет угодно. Если будешь так мыслить, чувствовать и поступать при всяком стихе твоей молитвы, то у тебя будет настоящее молитвословие.

Урок третий

Чтобы успешнее совершать молитвословие надлежащим образом, делай вот что:

1. Имей молитвенное правило с благословения духовного твоего отца, не большое, но такое, которое мог бы ты исполнять неспешно при обычном течении твоих дел.

2. Прежде чем молиться, вчитывайся, когда есть у тебя более свободное время, в молитвы, которые входят в твое правило; пойми вполне каждое слово и прочувствуй его, чтобы тебе наперед знать, что при каком слове должно быть у тебя на душе; а еще лучше, если положенные молитвы заучишь на память. Когда сделаешь так, то во время молитвословия легко тебе будет понимать и чувствовать. Останется одно затруднение: мысль летучая все будет отбегать на другие предметы. Тут надо вот что:

3. ...надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль будет отбегать. Потом, когда во время молитвы она отбежит, – вороти ее, опять отбежит – опять вороти, и так всякий раз. Но всякий же раз что будет прочтено во время отбегания мысли и, следовательно, без понимания и чувства, не забывай прочитывать снова, хотя бы мысль несколько раз отбегала на одном месте, читай его несколько раз, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно и не повторится, а если и повторится, то уже не в такой силе. Но может случиться и то, что иное слово так сильно подействует на душу, что ей не захочется простираться в молитвословии далее, и хоть язык читает молитвы, а мысль все отбегает к тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае –

4. ...остановись и не читай далее, а постой вниманием и чувством на том месте, попитай душу свою им или теми помышлениями, которые оно будет производить, и не спеши отрывать себя от этого состояния. Если время не терпит, оставь лучше правило недоконченным, а этого состояния не разоряй. Оно, может быть, будет осенять тебя целый день, как Ангел-Хранитель. Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и потому надо хранить такое состояние, ибо оно есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного.

Кончив свое молитвословие, не тотчас переходи к каким-либо занятиям, а тоже хоть немного постой и подумай, что это совершено тобою и к чему тебя это обязывает, стараясь, если дано тебе что восчувствовать во время молитвы, сохранить то и после молитвы. Впрочем, если кто совершит свое молитвословие как должно, то и сам не захочет тотчас озабочиваться внешними делами. Таково уж свойство молитвы! Что говорили предки наши, возвратясь из Царьграда: «Кто вкусит сладкого, тот не захочет горького» – то сбывается со всяким, кто хорошо помолится во время своего молитвословия. Вкушение этой молитвенной сладости и есть цель молитвословия, и если молитвословие воспитывает дух молитвенный, то именно через это вкушение.

Урок четвёртый

Но на начальном способе воспитания в себе духа молитвенного, то есть на сообразном со своим назначением совершением молитвословий, останавливаться нельзя: надо идти далее. Припомните, как учатся, например, языкам. Сначала заучивают слова и обороты речи по книгам, но на этом не останавливаются, а стараются с помощью того доходить (и действительно доходят) до того, что сами, без пособия заученного, ведут правильно речь долгую на изучаемом языке. Так надо поступать и в деле молитвы. Мы навыкаем молиться по молитвенникам, то есть по готовым молитвам, переданным нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве, но на этом одном останавливаться не должно. Надо простираться далее и, навыкнув умом и сердцем обращаться к Богу со сторонней помощью, делать опыты и своего собственного возношения к Нему, доходить до того, чтобы душа сама, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, сама открывала себя Ему и исповедовала, что такое есть в ней и чего ей желательно. Надобно и к этому приучить душу. А как успеть в этой науке, укажу кратко.

И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам ведет к тому же. Как из переполненного сосуда сама собой изливается вода, так и из сердца, посредством молитвословий исполнившегося светом чувств, сама собою начнет исторгаться своя молитва к Богу. Но есть и особые, исключительно к этой цели обращенные правила, которые должен принять к исполнению всякий желающий успеха в молитве.

Отчего это, скажете, сколько лет иные молятся по молитвенникам, а все еще не имеют молитвы в сердце? Думаю, между прочим, оттого, что только в ту пору несколько и напрягаются возноситься к Богу, когда совершают молитвенное правило, а потом, во все продолжение дня, о Боге и не вспомнят. Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что по отношению к Богу все уже и сделано; затем целый день дело за делом, забота за заботой, а о Боге ни слова, ни помину; разве уж к вечеру (да и то слава Богу) придет на мысль, что вот опять скоро надобно становиться на молитву. От этого происходит то, что если Господь и дает какое-либо доброе чувство утром, то его заглушает суета и многодеятельность дневная. Оттого и вечером не бывает охоты молиться: человек никак не совладает с собой, чтоб хоть немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо спеется и зреет. Вот эту-то почти всеобщую неправость и надобно исправить, то есть надо сделать так, чтобы душа не тогда только обращалась к Богу, когда человек стоит на молитве, но в продолжение всего дня сколько можно непрерывно возносилась к Нему и пребывала с Ним.

Урок пятый

Чтобы душа непрерывно возносилась к Богу и пребывала с Ним, нужно, первое, в продолжение всего дня как можно чаще взывать ко Господу краткими словами, смотря по нужде души и текущим делам. Например, начинаешь что – говори: «благослови, Господи»; кончаешь дело – говори: «слава Тебе, Господи!», да не языком только, но чувством сердца. Поднимется какая-нибудь страсть – говори: «спаси, Господи, погибаю»; находит тьма смутительных помышлений – взывай: «Изведи из темницы душу мою». Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним – моли: «настави мя, Господи, на путь» или: «Не даждь во смятение ноги моея». Грехи подавляют и влекут к отчаянию – взывай мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Так и во всяком случае. Или просто говори чаще: «Господи, помилуй; Владычица Богородица, помилуй мя; Ангел Божий, хранитель мой святый, защити мя», или взывай другим каким-либо словом молитвенным. Только старайся как можно чаще делать эти воззвания, домогаясь всячески, чтоб они исходили из сердца, как бы выжатые из него. Когда мы будем так делать, тогда у нас будут частые умные восхождения к Богу из сердца, частые обращения к Богу, частая молитва, а это учащение сообщит навык умного собеседования с Богом.

Но чтобы душа стала так взывать, надобно наперед заставить ее обращать во славу Божию все, всякое свое дело, и большое, и малое. Это второй способ , как научить душу днем чаще обращаться к Богу, ибо если положим себе в закон заповедь апостольскую творить вся во славу Божию, даже аще ямы или пиемы (1Кор. 10, 31), то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасением, как бы не поступить неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно просить у Него помощи и вразумления.

Но чтобы и делание всего во славу Божию душа исполняла как должно, надо настроить ее к этому с раннего утра, с самого начала дня, когда человек исходит на дело и делание свое до вечера. Настроение это производится богомыслием. Это третий способ обучения души частому обращению к Богу. Богомыслие есть благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях и о том, к чему служит ведение их и к чему обязывает нас их отношение к нам, есть размышление о благости Божией, правосудии, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление непременно наполнит душу благоговейным чувством к Богу. Начни, например, размышлять о благости Божией – увидишь, что ты окружен Божиими милостями и телесно, и духовно, и падешь пред Богом в излиянии уничиженных чувств благодарения. Начни размышлять о вездесущии Божием – уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог перед тобою, и ты не возможешь не исполниться благоговейным страхом. Начни размышлять о всеведении Божием – познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от очей Божиих, и непременно положишь себе быть строго внимательным к движениям своего сердца и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь всевидящего Бога. Начни размышлять о правде Божией – и уверишься, что ни одно худое дело не остается без наказания, и непременно решишься очистить все грехи твои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием.

Таким образом, о каком бы свойстве и действии Божием ты ни стал рассуждать, всякое такое размышление наполнит душу твою благоговейными к Богу чувствами и расположениями. Оно прямо устремляет к Богу все существо человека и потому есть самое простое средство приучить душу возноситься к Богу. Самое приличное и удобное для этого время есть утро, когда душа еще не обременена множеством впечатлений и заботами деловыми, и именно после утренней молитвы. Кончишь молитву – сядь и с освященной в молитве мыслию начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом свойстве и действии Божием и произведи соответственное тому расположение в душе твоей. Труда тут не много, было бы только желание и решимость, – а плода много.

Святой Феофан Затворник: как сохранить праведность в семейной жизни

Отношение свекрови к новобрачной

Однако я пишу вам, чтобы облегчить ваше беспокойство; «Что это за человек»?

Вы узнаете, что за человек ей нужен, и теперь нет смысла волноваться. Достаточно одного желания и молитвы - Господи, пошли нам: «кроткую, послушную, трудолюбивую, домохозяйку-домработницу, а не распутную девушку».- Если Господь пошлет такую ​​девушку, благодарите. А если Он не пошлет, вам придется принять то, что она есть. И не вздыхайте, а понемногу продумывайте, как исправить то, что нельзя исправить…

В конце концов, вы уже многое повидали… и знаете эту главу… Вы знаете, где применить милосердие, а где - строгость… Дай Бог вам помочь все исправить. Но любовь сильнее всего. Любите ее, как свою дочь ... Эта любовь зарождает любовь и в ней. Когда это произойдет, вам не понадобятся никакие инструкции: сама любовь заставит это работать.

Советы молодоженам

Да благословит вас Бог пребывание в своем доме. Это настоящее начало вашей семейной жизни! - Начни со страха Божьего, - и продолжай во славу Божию! .. И все будет хорошо. Не гонитесь за роскошью и чтобы другие, глядя на вас, вздыхали! Тихо и тихо! Без шума и крика, без загадок и известков на воде…

Мир между вами… и со всеми сожителями… и соседями… и немного богатства - и этого достаточно.Апостол пишет: имея пищу и одежду, будем довольны (1 Тимофею 6: 8) .

***

Это хорошо, что твой муж любит тебя. Любите мужа… А это ваш рай. Ограда этого рая - взаимное доверие друг к другу. Берегите его, как зеницу ока, - и ваше счастье не поколеблется.

Вы можете достичь совершенства и в семейной жизни ... Вам просто нужно потушить свои страсти и искоренить их. Обратите на это все свое внимание.

Обязанности супругов

Хорошо, что ты всегда дома. Плохо, когда кто-то не может найти счастья в собственной семье. Если можете, благодарите Господа. Но постарайтесь, чтобы так было всегда. Один совет: начинайте каждый день, как если бы это был первый день после свадьбы. Однако научитесь жить. Это великая мудрость… Но страх Божий всему научит…

Подготовка молодых супругов к рождению ребенка

Они начали выбирать имена не благочестиво. Вам следует поступить благочестиво: выберите имя в соответствии с церковным календарем, будь то день рождения, день крещения или 3 дня после крещения.Таким образом, все будет происходить по воле Божьей, а не человеческой: ведь дни рождения в руках Бога.

День рождения тоже испортились. Если можете, измените и это. Раздайте деньги, которые должны быть потрачены на вечеринку, бедным и нуждающимся. И не думай слишком много. Раздайте тем бедным, кого Бог пошлет вам. Бог видит все. Но я говорю вам: если сможете. Потому что вам может быть очень сложно это изменить.

Переведено Каталогом добрых дел

.

Молитва разумом и телом: Святой Феофан Затворник на молитве

Господь дал нам общую молитву для всех людей, которая сочетает в себе все наши потребности, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Из-за того, что одна молитва не может охватить все, о чем мы должны молиться Богу в этой жизни, существует правило для наших личных мольб сразу после общей молитвы. «Просите, и дано будет; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам »(Луки 11: 9).Церковь Божья делает это по предписанию: все христиане вместе молятся о своих общих нуждах, но затем каждый говорит Господу о своих нуждах и нуждах. Мы вместе молимся в церквях согласно общепринятым молитвенным правилам, которые являются не чем иным, как разъясненной и по-разному сформулированной молитвой «Отче наш»; а затем каждый человек просит Господа о своих нуждах в меру своих возможностей в уединении своего собственного дома. Вы можете молиться о своих нуждах в церкви и дома; Вы также можете читать общую молитву дома.

Есть только одна вещь, о которой мы должны позаботиться: мы должны искренне молиться, взывать к Богу со всей честностью и возносить к Нему наш разум и наши сердца. Каждый должен делать все возможное. Не стой на месте, как статуя. Не бормочите молитвы, как шарманку. Независимо от того, как долго вы стоите и бормочете, на самом деле вы не молитесь, когда ваш ум блуждает, а ваше сердце полно плотских чувств.

Если ваше тело молится - если вы нашли время для молитвы, - почему бы вам не заняться своим умом и сердцем? Заставьте их молиться, даже если они сопротивляются.Если вы сделаете это, ваша молитва будет подлинной и привлечет милость Бога. Божье обещание Просите, и будет дано сбудется. Бог не дает нам того, о чем мы просим, ​​потому что мы на самом деле не просим: мы просто принимаем умоляющую позу.

Переведено Каталогом добрых дел

.

Формирование привычки к духовному разговору с Богом: святитель Феофан Затворник на молитве

Почему, спросите вы, человек может столько лет молиться с молитвенником, но при этом не иметь молитвы в своем сердце? Я думаю, причина в том, что люди тратят немного времени, вознося себя к Богу, когда завершают свое молитвенное правило, а в других случаях они не помнят Бога. Например, они заканчивают утреннюю молитву и думают, что их отношения с Богом исполнились ими; тогда весь день проходит в работе, а такой человек не обращает внимания на Бога.Затем вечером к нему возвращается мысль, что он должен быстро встать на молитву и завершить свое вечернее правило. В этом случае бывает, что даже если Господь дарует человеку духовные переживания во время утренней молитвы, суета и будничные дела заглушают его. В результате случается, что человек не часто хочет молиться и не может взять себя в руки даже для того, чтобы немного смягчить свое сердце. В такой атмосфере молитва развивается и плохо созревает. Эту проблему (разве она не повсеместна?) Нужно исправить, то есть нужно следить за тем, чтобы душа не только молилась с просьбой к Богу, стоя в молитве, но и в течение всего дня, по возможности, непрестанно подниматься. Ему и оставаться с Ним.

Для того, чтобы приступить к этой задаче, нужно сначала в течение дня чаще взывать к Богу, даже если это всего несколько слов, в соответствии с потребностями и работой дня. Начиная что-либо, например, говорите «Благослови, Господи!» Когда закончите что-нибудь, скажите: «Слава Тебе, Господи», и не только губами, но и чувством в сердце. Если возникают страсти, скажи: «Спаси меня, Господи, я погибаю». Если поднимается тьма тревожных мыслей, кричи: «Выведи мою душу из темницы.Если появляются нечестные поступки и грех ведет тебя к ним, молись: «Поставь меня, Господи, на путь» или «Не дай мне спотыкаться». Если грех овладевает тобой и приводит в отчаяние , восклицайте голосом мытаря: «Боже, помилуй меня, грешного». Делайте это при любых обстоятельствах или просто часто говорите: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Святая Ангел, мой опекун, защити меня »или другие подобные слова. Как можно чаще произносите такие молитвы, всегда прилагая усилия, чтобы они исходили из вашего сердца, как будто выжимались из него.Делая это, мы часто будем возноситься к Богу в своем сердце, часто обращаясь с просьбами и молитвами. Такая повышенная частота вызовет привычку мысленного разговора с Богом.

.

Святой Феофан Затворник, Образец рецензий

8 страниц, 3616 слов

КНИЖНЫЙ ОБЗОР «Путь молитвы: четыре молитвенные проповеди святого Феофана Затворника» Пер. Эстер Уильямс, Эд. Robin Amis Praxis Institute Press, Сибери, Массачусетс, 1992 Часто говорят, что в сегодняшнем мире больше нет героев или что это эпоха антигероев. Тем не менее, любой, кому дарована возможность наблюдать за детьми в течение любого периода времени, увидит, что уважение к тем, кто олицетворяет определенные идеалы (героев), является спонтанным элементом базовой психологии человека.Сообщаемое отсутствие героев и культ антигероя являются плодом разочарованного менталитета взрослого, которому лгали по этому, а также по другим темам и, следовательно, лишили естественной склонности нормального человека (ребенка ), который еще не запятнан цинизмом и изощренностью глубоко обеспокоенного общества.

Чем чаще повторяется ложь, тем тверже ее считают правдой. Но герои все еще существуют - скорее, общество, которое ценит бесполезность, больше не имеет глаз, чтобы их видеть, и утратило способность их воспроизводить.Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, один из таких героев - автор рецензируемой книги. Святой Феофан Вышанский (+1894), более известный как Феофан Затворник, является одним из великих русских светил православной церкви XIX века, свет которого достигает даже нас, живущих на нынешнем неортодоксальном Западе. Будучи практически нашим современником, он тем не менее был пропитан древним Преданием Отцов.

4 страницы, 1756 слов

Курсовая работа о судьбе героя: Ironman - современный герой

Истории о героях рассказывались, писались и передавались с незапамятных времен; каждый уникален, но следует строгому шаблону.Джозеф Кэмпбелл первым заметил это и написал книгу под названием «Тысячелетний герой». Кэмпбелл описал сходство странствий каждого героя, разбив его на три этапа: отъезд, посвящение и возвращение. В своей книге Кэмпбелл сравнивает ...

Столкнувшись в своей жизни с экзистенциальными и интеллектуальными условиями, очень похожими на наши, он является мостом к подлинной духовной жизни во Христе, делая мудрость христианской традиции легко доступной для нас.Это не должно вызывать особого удивления, поскольку, как говорит нам Сам Христос, свет зажигается не для того, чтобы его спрятать под корзиной, а для того, чтобы его держали наверху, чтобы пролить свет для всех. Нужно упорно сохраняться в слепоте не узреть этот свет Кто был предусмотрительно возгорелся в Санкт-Феофан ради нас в эти последние дни. Как и многие более поздние святые Православной церкви, очень немногие из его сочинений доступны на английском языке.

То, что доступно, быстро поглощается искателями, жаждущими слова жизни из Живого Источника Евангелия Христова.Unseen Warfare, его переработка «Духовной битвы» Лоуренса Скуполи (из версии, уже адаптированной святым Никодимом Святой Горы), была постоянным бестселлером в английском переводе на протяжении четырех десятилетий, сначала для Faber & Faber, а теперь для SVS Press. Существующий том «Путь молитвы» теперь дополняет эту доступность. Зная, как мы относимся к святому Феофану как к духовному герою, представьте себе нашу радость от того, что нам предложили возможность ознакомиться с этим новым переводом в форме галереи (до публикации)! Представьте себе ожидание, с которым мы ждали прибытия текста - духовное возбуждение, с которым мы открыли простой коричневый конверт, скрывающий то, что для нас является духовным сокровищем! И мы не были разочарованы этим, но обнаружили, что ожидания оправдались и превзошли реальность.

Гипербола говоришь? Нет, скорее это дело героев. Но, говоря более прозаично, вы скажете, что именно вызвало это бегство поклонения героям? То, что мы имеем здесь, на самом деле представляет собой четыре коротких отрывка (проповеди) о молитве, которые издательство Praxis Institute Press выбрало из объемных трудов святого Феофана. Возможно, их лучше описать краткие проповеди, и они настолько же изысканно просты, насколько и глубоки.

Издатели добавили поэтическое @ название «Путь молитвы» к тексту, первоначально опубликованному на русском языке под простым названием «Четыре молитвенные проповеди» (3-е издание, 1891 г.).

5 страниц, 2286 слов

Курсовая работа по православной церкви

I. Происхождение Восточная Православная Церковь и Римский католицизм были ветвями одного тела - Единой, Святой, Католической и Апостольской Церковью до 1054 года нашей эры, что является датой первого крупного разделения и начала «деноминаций» в христианстве. Христианская Церковь разделилась на две церкви, Восточную и Западную. Обе Церкви верят, что они - изначальная Церковь, основанная Иисусом Христом ...

Сначала несколько слов о контексте проповедей возвещателей: введение, предисловие и приложение, содержащее сборник молитв отцов и житие св.Феофан. Откровенно говоря, этот материал разочаровал; к счастью, он также краток. Справедливо, что материал направлен на знакомство с неправославным читателем святого Феофана и его православного понимания молитвы.

И мы должны признать некоторый успех в достижении этого замысла: учение святого Феофана стало доступным для тех, кто иначе не слышал о нем. Однако в этом отношении есть три основных недостатка, а также несколько поверхностных. Введение краткое, простое и в основном по существу.Легкий намек на британскую эксцентричность звучит странно и, казалось бы, указывает на то, что здесь имеется в виду аудитория из числа высоких англиканцев. Предисловие также по существу, но местами страдает неудобным построением предложений.

Письмо святого Феофана, напротив, является воплощением ясности и простоты выражения. Если серьезно, то два момента в предисловии требуют нашего внимания, поскольку они в большей степени связаны с опасениями или неправильными представлениями читателя о духовности Св.Феофан и православное предание, которое он представляет. На странице ix автор предисловия (неназванный) делает следующее заявление: «Это личное молитвенное правило, как описывает его Феофан, образует один из великих путей духовного развития, которые когда-то назывались: путь служения, путь молитвы, способ обучения и способ самоконтроля. @ Совершенно непонятно, кто когда-то перечислял @ этих прочь; @ по ассоциации можно было бы подумать, что это был сам наш Феофан, но это не так.

Я также не считаю, что автор имеет намерение подразумевать это, поскольку на самом деле этот самый способ мышления (категоризация и разделение) чужды не только святому Феофану, но и всей православной традиции. Он отражает образ мышления, который уходит своими корнями в европейское Средневековье, когда влияние схоластики начало различать типы духовности А - процесс, который в настоящее время достиг абсурдной степени. Напротив, в православном мировоззрении тот, кто служит, не освобождается от молитвы, а тот, кто учится, не освобождается от необходимости стремиться к самообладанию.Скорее, все эти вещи являются частью дисциплины целостной духовной жизни.

1 страница, 282 слова

Очерк жизни молитвенного коллектива Статья

.

Название этой ушной раковины озаглавлено БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО: Может ли молитва забеременеть? Эта ушная раковина была в Psychology Today Online. Мне потребовалось несколько минут, чтобы найти нужный тип статьи, о которой нужно написать, и объяснить, какие детали содержатся в этой статье. Эта статья находилась в разделе «Здоровье проблемы». Это очень спорная тема, касающаяся молитвы и зачатия.Команда из Колумбии ...

В Православии действительно только один Путь и одна духовность; он целостен и интегрирует, причастен Единому Святому Духу. Только Away @ into the Way может варьироваться от человека к человеку и от возраста к возрасту. Распространение духовности, о котором в настоящее время много шума в религиозных кругах, - это просто мода, проистекающая из чрезмерной рационализации жизни и мысли, которая преследовала западный мир почти тысячелетие.Второй момент, вызывающий беспокойство, вращается вокруг способа концептуализации приложения. В предисловии (стр. X) есть самый легкий намек, где сказано, что включен набор святоотеческих молитв, потому что молитвы отцов трудно найти в английском переводе…

@ Идея, лежащая в основе этого утверждения, более полно раскрыта на стр. 36, где сказано: A Этот раздел книги содержит краткую подборку святоотеческих молитв из многих различных источников, предназначенных для того, чтобы помочь читателю, который хочет начать учиться, как произносить эти идеи на практике[email protected] Здесь имеется в виду учение святого Феофана о том, что молитвы, составленные святыми мужчинами и женщинами, заряжены энергией и духом молитвы и, следовательно, способны создать в нас состояние истинной молитвы, когда мы повторяем их с вниманием и пониманием. и благочестивое чувство. По общему признанию, эти молитвы предназначены для помощи тем, кто не знаком с этими текстами, как сказано в предисловии. Однако в богослужебных книгах Православной церкви имеются многочисленные переводы этих молитв на английский язык (и многие подобные им).И в этом наша основная критика вводного материала.

Для святителя Феофана основа молитвы всегда литургическая, а не индивидуалистическая или пиетистская; это не изолированное упражнение. Не это означало его затворничество в православном контексте. Поэтому он не рекомендует нам повторять здесь молитву из утрени, там молитву из Божественной литургии, а потом пробовать постную молитву св.

Ефрем с последующей молитвой преподобного Симеона из молитв перед Святым Причастием.Такой подход может быть подходящим для членов поэтического салона, где молитвы святого Григория Богослова могут быть прочитаны для эстетической оценки вместе с Шекспиром и Китсом, но не для тех, кто серьезно настроен на жизнь молитвой. Не только каждая отдельная молитва сформировалась из опыта Богоносных Отцов, но и структура и содержание литургического цикла богослужений, как мы находим их сегодня в целом. Это никоим образом не означает, что единственная законная @ молитва совершается в компании с другими в пределах церковного здания.

3 страницы, 1261 слово

Эссе о Word Choice Life Story Book

Хотя книга Эрнеста Хемингуэя «Прощание с оружием» не относилась к типу книг, в которых есть увлекательная история, переворачивающая страницы, ее, тем не менее, можно назвать классикой. Классика определяется как «книга, которая сохраняется из поколения в поколение благодаря универсальности темы, нестареющей символике, выбору слов и порядку деталей». ; В этой книге есть универсальная тема, несколько нестареющих символов и а...

Засыпание молитвой каждого аспекта и деятельности жизни во всей ее полноте является целью метода св. Феофана и православной духовности в целом. Однако именно молитвенная жизнь в контексте цикла богослужений является нормативной и формирующей в сознании св. Феофана (да и всех отцов) - почва, на которой растет личная внутренняя молитва и на которой он усилен, углублен и утончен. Это означает, что даже для отшельника молитва убаюкивается, как бы обнимается в объятиях литургической жизни Церкви.Концепция (и реальность) является целостной и целостной, а не абстракцией, которая фрагментирует человеческую жизнь и сознание.

Любой другой подход представляет собой технику добычи полезных ископаемых, которая пытается сделать Божественный дар Традиции предметом для человеческих манипуляций. Мы видим в этом подходе ум, чуждый разуму св. Феофана и отцов, несущий в себе ту же тенденцию, которая привела к духовной болезни нынешнего мирского общества со всеми сопутствующими ему недугами - от бессмысленных абортов и осквернения окружающей среды, к эвтаназии и подростковому самоубийству.Помимо этой подборки молитв, в приложении содержится краткое житие святого. Это простой перебор основных пунктов св.

.

Карьера Феофана. Однако снова прозвучало примечание, которое нельзя оставить без внимания и которое приводит к нашему третьему пункту критики усилий издателя. Описывая святого как старейшину (stare tz), затем делается замечание: Таким образом, он был одним из последних - если не последним - епископов, публично проповедовавших древнему церковному знанию человека[email protected] Не говоря уже о лишних словах, Феофан, несомненно, был старшим и великим святым, уровень которого не появляется в каждом поколении, но это утверждение просто невыносимо. Православие часто изображают как музейный экспонат, и не только неправославными. Возможно, менее опасно думать о такой духовной жизненной силе как о вещи, надежно хранящейся в прошлом.

4 страницы, 1970 слов

Курсовая работа по Словам Бога Блейк Один человек

В словах каждого стихотворения есть элемент Бога.Подобно тому, как Бог говорил через писания Петра или Матфея, элементы Его слова присутствуют в прекрасных темах поэзии. В этом эссе я сравню стихи Уильяма Блейка и Уильяма Вордсворта с написанным Словом Божьим в пяти стихах: Агнец, Трубочист, Тайгер, Мое сердце прыгает вверх и Лондон 1802 года. Моя цель - показать что ...

Но это не правда относительно Церкви Христовой. Святой Феофан скончался в 1894 году. За ним и по имени, и по образу жизни, и по духовному опыту последовал архиепископ Полтавский Феофан, которого многие считают величайшим русским богословом нашего века и который преставился, живя как отшельник в пещере во Франции в 1940 году.Archbp. Феофан был духовным отцом архиепископа.

Эйвери Джордан Вилле, великий богослов и учитель, скончавшийся совсем недавно, в 1976 году, в этой самой стране (США).

Это всего лишь два примера праведных иерархов, которые легко приходят на ум из-за их личной связи со св. Феофаном. Итак, вы видите, этот духовный путь - это живой путь; нельзя назвать духовным отцом, у которого нет духовных детей. Христос не покинул Свою Церковь, и поэтому древние знания церкви о человеке не перестают публично преподноситься и по сей день (хотя может показаться, что фальшивые учения о человеке правят днем).

Да, это правда, что во времена, в которые мы живем, кажется, есть лишь тусклая тень святости, которая когда-то ярко сияла по всему миру, как от ста тысяч светильников.

К сожалению, верно и то, что не все, кто носит имя христианина, на самом деле таковы или имеют хоть какое-то представление о древнем знании человека церковью. @ Но, как говорил еще один недавний святой епископ, архиепископ Андрей Рымаренко (+1979 - сам духовный сын великого старца и святителя Нектария Оптиминского, +1928) имел обыкновение говорить: «Чем темнее ночь, тем ярче звезды[email protected] Как и в случае с любым сложным текстом, написанным на другом языке, качество перевода является постоянной проблемой. В случае перевода духовного текста трудности возрастают, потому что переводчики должны не только хорошо знать оба языка, но и иметь четкое понимание духовного предмета. Как заметил св. Афанасий Великий (+373): «Без чистого ума и стремления подражать своей жизни по образцу святых, человек не может понять их слов.

10 страниц, 4561 слов

Курсовая работа по любящей доброте Хвала Богу и душе

Если книга Псалмов является, как некоторые называют ее, зеркалом или зеркалом благочестивых и благочестивых чувств, то этот псалом, в частности, заслуживает такого же названия, как и любой другой псалом, и является таким же подходящим, как и любой другой. зажигать и возбуждать в нас таких: здесь сильны и пылки добрые желания; милостивые надежды и страхи, радости и печали здесь борются, но приятная страсть исходит...

@ (DI 57: 2) Английский текст переводчика в этом случае проходит проверку на читабельность, доказывая, что он ненавязчивый; то есть, позволяя смыслу быть в центре внимания читателя. Выбранные язык и выражение подходят для работы, но, не имея ни времени, ни таланта проверить текст на русскоязычном оригинале, мы можем только предположить, что это точный перевод. Есть одно заметное исключение из общего ощущения наличия заслуживающего доверия текста, и это связано с тем, что можно назвать только неправильным выбором слов, которое дважды встречается в первом абзаце первой проповеди.Цитата, о которой идет речь, выглядит следующим образом: Когда мы молимся, вся наша забота должна быть сосредоточена на наполнении нашей души такими эмоциями, чтобы, когда язык говорит в молитве, и ухо слышит эту молитву, а тело простирается ниц, сердце не будет будет обнаружен пустым, но будет движим своим чувством к Богу. @ (стр.

(выделено мной (выделено мной)) Современное употребление английского языка (нужно ли уточнять, употребление американского английского?) Бросает отчетливо негативный оттенок на слово Aemotion. @ Мы инстинктивно думаем о таких чувствах, как гнев, страх или ревность, и только во вторую очередь, если вообще, о положительных, таких как радость или благодарность.В лучшем случае Aemotion @ можно рассматривать в нейтральных терминах, как пустой контейнер, ожидающий наполнения, когда будет дано более определенное слово - гнев, радость и т. Д. Конечно, ни один из этих оттенков значения не является тем, что St.

Феофан стремится передать. Он предлагает не наполнять нашу душу негативными эмоциями или вызывать какую-то зомби-подобную эмоциональную нейтралитет. Лучше всего подобрать слова «Тепло чувств» или «Как о. Серафим Роуз сказал, говоря на ту же тему: «Тепло сердцем»[email protected] Если вы попробуете прочитать один и тот же отрывок, заменяя его каждый раз теплотой чувств @, вы поймете, что я имею в виду. Несмотря на дополнительные слова, значение гораздо яснее и понятнее, и я предлагаю более близкий к тому, что St.

Феофан намеревается передать в этом отрывке. В конце концов, это вопрос чувств, и, к счастью, переводчик по какой-то причине никогда не возвращается к слову Aemotion @ после этого начального абзаца, а всегда после этого всегда использует слово Feeling @. На наш взгляд, гораздо лучший выбор.Перейдем теперь к тексту самих проповедей. Как C. S.

Льюис однажды сказал о работе Св. Афанасия «О воплощении»: «Только великий ум мог бы написать так глубоко на такую ​​тему с такой классической простотой». @ Нет слов, потерянных зря. Идеи приходят смело и авторитетно.

В четырех коротких проповедях, для чтения каждой из которых требуется менее десяти минут, мы шаг за шагом руководствуемся от начала чтения и слушания молитв отцов к постоянному воспоминанию о Боге в истинной духовной молитве сердца.Это не документ для теоретиков мысленной молитвы, @ это настоящее руководство по молитве как для новичков, так и для серьезных практикующих. По словам св. Феофана: «Если ты будешь послушен этим немногим правилам, то скоро увидишь плоды этих усилий… Каждое повторение молитвы таким образом оставит след в душе». Непрерывная практика в описанном порядке укоренится в душе, а терпение в этой практике установит молитвенный дух.

(стр. 7) Первая проповедь касается исключительно целей устной молитвы, произносимой дома утром и вечером - и в церкви. @ Инструкции о подготовке к молитве; молиться с вниманием, пониманием и чувством; иметь дело с блуждающим умом и так далее. Один из самых глубоких разделов касается ситуации, когда в процессе чтения Айта может случиться так, что какое-то слово так сильно повлияет на душу, что вы не захотите продолжать произносить молитвы[email protected] Святой Феофан продолжает: В этой ситуации: Стоп.

Не продолжайте повторять молитвы, но стойте с вашим вниманием на этих словах, чувствуя их. Питайте душу ими или мыслями, которые из них возникают. Не спешите выходить из этого состояния… лучше оставить молитвенное правило незавершенным, чем разрушать это состояние ума. Это освятит вас… и, следовательно, поддержание такого состояния - самый обнадеживающий способ ободрить и укрепить дух молитвы внутри нас.

(стр. 6) Проповедь номер два продолжает эту тему, опираясь на то, что уже было сказано (и практиковалось).

Лейтмотив здесь заключается в том, что, научившись молиться чужими словами, важно добавить что-то свое и передать в нашу молитвенную беседу с Богом. @ (с. 9) Святой Феофан быстро дает нам понять, что для него это непрерывный разговор, не ограничивающийся определенным временем молитвы.

Он говорит: «Чтобы достичь этого, необходимо начать - как можно чаще в течение дня - взывать к Богу от всего сердца короткими словами, в соответствии с вашими потребностями и способами, соответствующими событиям вокруг вас[email protected] (стр. 11). Приведя несколько примеров таких кратких призывов, он переходит к обсуждению основных позиций, которые нужно иметь, чтобы приносить плоды таким образом молитвы, необходимости ежедневного размышления о Боге и обращения каждого действие во славу Бога. @St. Сам Феофан характеризует проповедь номер три как имеющую отношение к постоянному обращению разума и сердца к Богу. @ Объясняя эту мысль, он добавляет: Молитва - это не какая-то случайная, случайная деятельность, она должна пребывать в нас как непрерывное состояние духа, точно так же, как дыхание и биение сердца - это непрерывные действия тела.

@ (p. 18) Предвидя наши мысли, он замечает: Но не думайте, что это описывает какое-то очень высокое состояние, к которому люди не могут приблизиться в обычной жизни. Нет. На самом деле это высокое состояние, но достичь его могут все. Каждый иногда чувствует тепло и жар во время молитвы ... На самом деле, именно в этом случайном вдохновенном нисхождении Духа на молитву можно достичь ориентира молитвы, так что это становится постоянным условием.

(стр.19) От нас требуется, чтобы мы прилагали усилия, чтобы упорствовать в дисциплине молитвы, как Св.Феофан предписывает, а все остальное оставляет Богу. По этому поводу он цитирует высказывание св. Марка Ария Великого: «Если у вас нет молитвы, трудитесь в молитве». Тогда Господь, видя вашу работу, даст вам эту молитву из-за вашей терпеливой настойчивости и из-за вашего сильного желания получить это благословение.

@ (p. 19) Остальная часть этой проповеди - это инструкция о том, как выполнять эту работу. Заключительная проповедь является венцом этого учения, разъясняя необходимость молитвенной жизни, которая является не только молитвой, как мы можем ее себе представить, но и совершенствованием себя в каждом добром деле[email protected] (стр. 28) Чтобы описать эту молитвенно активную жизнь истинного христианина, святитель Феофан опирается на учение св.

.

Димитрий Ростовский. Затем, в заключение, он говорит: Некоторые из вас, когда вы это слышите, могут подумать: этого же от нас многого ожидать! Какая тяжелая и тяжелая ноша! Где взять на все это время и силы? Мужайтесь, братья! Что нужно, не так уж и много. Необходимо только одно: рвение к Богу и желание, чтобы душа была спасена Им ... Как только в душе родится рвение к угождению Богу и к спасению, вокруг этого рвения соберется вся ее природная добродетель, и многое из того, что есть в душе появится добро.Этот пыл, усиленный Божьим благословением и подкрепленный этой дремлющей благостью, начнет развиваться ... Он будет расти шаг за шагом.

(стр. 32) Обязательно прочтите эту книгу. @ Более того, этот рецензент, ранее начавший ASt. Исследовательская группа Феофана Затворника @ будет основывать дальнейшее изучение и практику группы на учениях, содержащихся в этом небольшом томе.

Герои нужны всем, независимо от того, сколько нам лет; Если вы ищете героя, которому можно подражать, вы не ошибетесь с St.Феофан Затворник.

.

Смотрите также