Как научиться писать стендап


Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре

Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.

«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.

1

Собирайте идеи

Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.

Где еще брать темы для шуток

  • Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
  • Шутите над  собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
  • Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
  • Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.

2

Пишите шутки

Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.

Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».

Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.

Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.

3

Создайте монолог

Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.

Вот как может выглядеть схема такого выступления:

  1. Сложности с общественным транспортом;
  2. Работа и тупой босс;
  3. Вечер пятницы;
  4. Ночь пятницы.

Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.

4

Репетиция

Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.

Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?

Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.

Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.

5

Выступление

Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать смешно, а быть спокойным и уверенным в себе скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену» .
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.

Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.

Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.

Полезная литература по теме

  • Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
  • Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
  • Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
  • The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.
. . .

50 лучших советов по стендап-комедии - CreativeStandUp

Хотите узнать, как стать профессиональным комиком? Вот 50 проверенных временем советов по стендап-комедии, которые помогут вам построить прочную комедийную карьеру.

Хотя есть сотни советов по комедиям на выбор, применение этих 50 советов по стендап-комедиям поможет вам на каждом уровне вашей комедийной карьеры . Независимо от того, являетесь ли вы начинающим комиком и боитесь сцены или вам платят концерты, эти советы по комедиям все равно могут поднять вас на новый уровень.

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ STAND-UP COMEDY

ВЫБЕРИТЕ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ (POV)

Комедианты, у которых нет определенной точки зрения, не интересны зрителям. Они просто говорят о «всяких вещах». Не бойтесь найти свою подлинную точку зрения и отстаивать ее .

Скорее всего, аудитория отождествит себя с вашей сумасшедшей реакцией на ситуацию, и вы в конечном итоге создадите крепкое взаимопонимание с аудиторией и одновременно вызовете громкий смех.POV - это не то место, где вы хотите проявить осторожность.

Если вы удвоите что-либо… сделайте это своей точкой зрения. Узнайте больше о том, почему точка обзора так важна в комедии.

Вот несколько отличных примеров идеальных точек обзора (POV).

НАЙТИ КОМЕДИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Весь юмор построен на комедийном конфликте. Неважно, идет ли смех комик, фильм или даже нелепое видео ... всегда есть комедийный конфликт. Понимание того, как создать комедийный конфликт в вашем материале, - одна из самых важных частей написания .

Без комедийного конфликта вы обнаружите, что ваше сочинение терпит неудачу… как бы вы ни пытались это написать. Возможность вплетать комедийные конфликты в истории - эффективный способ создания захватывающих историй, обладающих эффектом.

НАЖМИТЕ СВОЕ АУТЕНТИЧНОЕ, ЗАБАВНОЕ СЕБЯ

Зрители хотят видеть ВАС… независимо от того, знаменит вы или нет. Чем более «настоящий» вы относитесь к аудитории, тем больше они вам откликаются.

Один из самых частых вопросов, которые я получаю от подписчиков новостной рассылки, - это вопрос , почему они могут быть такими забавными с друзьями, но когда они пытаются превратить это в комедию, их материал выходит безжизненным и лишенным юмора .

Быть отличным сценаристом-стендапом - значит понимать принципы комедии… это не значит применять комедийные приемы или формулы.

Это нелогично, но на самом деле это намного проще разработать веселый материал без использования техник или формул .

Просто сосредоточившись на понимании основных принципов комедии (наиболее важным из них является комедийный конфликт), вы сможете проявить подлинное «я» (то, что забавно с друзьями) в вашем материале.

НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ЗАПИСАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЙ МАТЕРИАЛ В ОДНОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Когда вы попытаетесь проанализировать, насколько забавно ваше письмо, одновременно пытаясь писать, вы закончите разочарование. Это будет каждый раз давать комикам писательский блок.

Вот почему: чтобы судить о своей идее, вы должны разбить ее на части и изучить ... но процесс СОЗДАНИЯ идей прямо противоположен.Творчество - это ОБЪЕДИНЕНИЕ идей. Сделать и то и другое одновременно буквально невозможно .

Вот как это исправить: разделите запись на количество (получение слов, идей и анекдотов на странице) и написание для качества (исправление или корректировка материала, пока он не вызовет смех, который вы хотите). Это разделяет две задачи и позволяет полностью сосредоточиться на достижении вашего немедленного результата.

ВСТУПИТЬ В ПОТОК

Творческий поток происходит только тогда, когда вы перестаете постоянно проверять себя (это было показано различными исследователями творчества).Когда вы находитесь в творческом потоке, не останавливайте его, задавая вопросы или чрезмерно анализируя свой материал (поверьте, это легче сказать, чем сделать, но результат того стоит).

Просто позвольте этому течь. Запишите как можно больше. Если вы слишком рано начнете анализировать свои комедийные произведения, поток нарушится.

Это похоже на попытку пробежать марафон и каждые 15 секунд оборачиваться, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы делаете это. Вы всегда можете проанализировать позже, поэтому оставайтесь в потоке, пока он у вас есть .Узнайте больше о творческом потоке при написании и исполнении комедии.

ИЗУЧИТЕ МЕХАНИКУ НАПИСАНИЯ КОМЕДИИ

Существует множество принципов написания и исполнения стендап-комедии (например, изучение структуры шуток).

Стенд-ап комедия

.

Смотрите также