Как научиться понимать современное искусство


Как научиться разбираться в современном искусстве

1. Поймите, что это и зачем оно вам

Наиболее распространённых мнений два. Либо что современное искусство — это какое‑то надувательство, а те, кто им интересуется, просто снобы. Либо что для его понимания нужно иметь художественное образование, а обычному человеку его никогда не постичь. Но как бы современное искусство ни отличалось от классического, оно часто говорит о том же: об эмоциях, поисках себя, окружающем мире и нашем месте в нём. Просто делает это совсем по‑другому.

Для начала давайте разберёмся, какое именно искусство считается «современным». В английском языке существует два термина: modern art и contemporary art. Первым называют то, что создавалось примерно в 1900–1970‑е годы, а вторым — всё, что после. По‑русски оба эти пласта искусства называют одним словом — «современное». Но в этой статье речь пойдёт только о художественных практиках, которые начали складываться с последней трети XX века, то есть о contemporary art.

Как пишут авторы обучающего курса «Короче, современность!», «особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей». Сегодня совриском может стать всё что угодно: предмет, явление, процесс. Да, оно по‑прежнему включает в себя живопись и скульптуру, но это только два из множества вариантов носителей для передачи замысла художника.

«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год, реплика 1964‑го. Объект стал одним из первых «редимейдов» – предметов массового производства, которые художник лишает их функции, переносит в другой контекст и таким образом превращает в арт-объект. «Фонтан» стал вызовом старому миру и запустил огромные перемены: именно после него стало понятно, что искусством теперь может стать всё что угодно, если художник вкладывает в это какую‑то идею. Фото: Jonathan Nackstrand, afp.com

Не спешите говорить, что такое совсем не для вас. Современное искусство настолько обширно, что каждый сможет отыскать что‑то для себя: стрит‑арт, лэнд‑арт , видеоарт , перформансы , акционизм , театральные постановки с участием зрителей, современный танец — и это далеко не всё. Наверняка найдётся что‑то, что тронет именно вас, окажется созвучным вашему личному опыту.

Можете начать с более привычных всем музеев и галерей. Просто откажитесь от ожидания увидеть на выставке что‑то «красивое», потому что в современном искусстве главное не красота, а идея и то, как она выражена.

2. Усвойте общие принципы

Первое, что характерно для современного искусства, – разнообразие. И это касается всего: материалов, форм выражения, концепций и тем. Сейчас нет единой идеологии или «изма»: художники отражают в своих работах пёстрый культурный ландшафт, привлекают внимание к актуальным проблемам. Например, на сегодняшний день есть много работ о консьюмеризме, экологическом кризисе, поиске идентичности, зависимости от технологий и соцсетей, глобализации и миграции.

Такое разнообразие сбивает с толку неподготовленного зрителя. Но именно благодаря ему современное искусство, как зеркало, отражает наше общество и культуру.

Оно становится инструментом, с помощью которого можно по‑новому взглянуть на привычное и переосмыслить его.

Вторая важная черта — активное участие зрителей в формировании смысла произведения. Некоторые художники говорят, что зритель дополняет или даже завершает его, привнося собственные размышления, толкования и опыт.

«В сторону объекта», Авдей Тер‑Оганьян, 1992 год, Галерея в Трёхпрудном переулке. Художник напивался и засыпал на полу галереи, превращаясь в выставочный объект. Фото: Архив А. Астаховой.

Это особенно характерно для перформансов и хэппенингов . В них зритель максимально вовлечён в создание произведения.

Не путайте эти жанры с акционизмом. В нём акцент тоже переносится с художественного произведения на процесс его создания, но акции — это чистый жест, декларация. Они часто носят более радикальный, политический, протестный характер.

И в‑третьих, важность объекта современного искусства заключается не в его физической форме, а в смыслах, формирующихся в процессе толкования. Они дополняют те идеи, которые изначально вдохновили автора. Благодаря этому искусство провоцирует нас размышлять о том, что происходит в сегодняшнем мире.

3. Ходите и смотрите

Есть два подхода знакомства с современным искусством. Первый — понять, почему оно возникло и как связано с предыдущими направлениями. «В противном случае мы будем воспринимать произведения лишь на уровне узнаваемой по силуэту картинки, а в современном искусстве первого уровня зачастую просто нет», — пишут авторы книги «Современное искусство и как перестать его бояться». Чаще всего советуют начать с импрессионистов и проследить историю развития искусства до наших дней.

Второй подход прямо противоположен — просто смотреть на работы, не углубляясь в историю.

«Остановитесь. Дышите. Расслабьтесь. Не думайте, просто смотрите, впустите его в себя. Впитайте окружающую обстановку, ощутите пространство перед собой, освободите сознание, дайте внутреннему монологу отойти на второй план, а глазам — привыкнуть», — пишет британский художественный критик Оссиан Уорд в своей книге «Искусство смотреть». Он советует глядеть «на каждое произведение, как будто вы впервые сталкиваетесь с чем‑то подобным, будь то картина, скульптура или некая не поддающаяся определению инсталляция».

Выбирайте наиболее приемлемый для вас подход, а лучше всего пробуйте оба. И в любом случае спрашивайте себя: «Что я здесь вижу? Что чувствую? Что автор делает, чтобы я это почувствовал?». Если испытали что‑то новое, неважно приятное или нет, вполне вероятно, вы уже поняли замысел художника.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего», чучело акулы в формалине, Дэмиен Хёрст, 1991 год. Главная тема произведения — смерть и чувство иррационального страха перед ней. Фото: Damien Hirst and Science Ltd, damienhirst.com.

Обратите внимание на то, из каких материалов сделан объект, что они вам говорят, какие ассоциации вызывают. Потом подумайте, не ссылается ли он на другие произведения искусства. Для этого прочитайте текст на сопроводительной табличке, поищите информацию в интернете, вспомните, что вы уже видели раньше.

Если после всего этого объект по‑прежнему вызывает недоумение или отторжение — ничего страшного. Вы не обязаны любить каждое произведение, даже если кто‑то другой считает его гениальным. Ходите, смотрите, взаимодействуйте, обсуждайте и вы найдёте то, что вызовет у вас отклик и желание узнать больше.

Куда пойти:

  • Музей современного искусства «Гараж», Москва.
  • Московский музей современного искусства (ММОМА).
  • Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами в Москве, Санкт‑Петербурге, Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Самаре, Саратове.
  • Центр современного искусства «Винзавод», Москва.
  • Музей современного искусства Эрарта, Санкт‑Петербург.
  • Галерея современного искусства ГМИИ РТ, Казань.
  • Галерея «Виктория», Самара.
  • Галерея Синара Арт, Екатеринбург.

Если все эти города далеко от вас, посмотрите цифровые коллекции ведущих музеев мира.

4. Расширяйте кругозор

Читайте книги

Если вы совсем незнакомы с современным искусством, начинайте с первого пункта из списка. В этой книге подробно и легко рассказано об истоках зарождения совриска и его принципах. Если хотите сразу смотреть, не углубляясь в историю, берите третью книгу. Если вас интересует «изнанка» мира искусства, читайте шестую. Автор рассказывает о жизни художников, критиков, арт‑дилеров и кураторов. Остальные книги из списка тоже не обходите стороной.

  1. «Непонятное искусство», Уилл Гомперц →
  2. «Современное искусство и как перестать его бояться», Сергей Гущин и Александр Щуренков →
  3. «Искусство смотреть», Оссиан Уорд →
  4. «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», Дэвида Хокни и Мартин Гейфорд →
  5. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», Роузли Голдберг →
  6. «Семь дней в искусстве», Сара Торнтон →
  7. «О русском акционизме», Пётр Павленский →

Если вы читаете на английском, воспользуйтесь библиотекой Нью‑Йоркского музея Метрополитен. В 2018 году он выложил более 500 книг по искусству, которые можно скачать бесплатно. Вообще чаще заглядывайте на сайты музеев: они регулярно выставляют подборки книг по определённой теме или советуют, что почитать к какой‑то выставке.

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты», Илья Кабаков, 1985 год. Работа представляет собой комнату в коммунальной квартире, жилец которой вырвался из неё и тягостного быта, катапультировав в космос при помощи самодельного устройства. Фото: Максим Стулов, «Ведомости», 2018 год, vedomosti.ru.

Смотрите видеолекции

Музеи часто выкладывают записи своих лекций на YouTube. Следите за каналами «Гаража», ГЦСИ, «Винзавода», Еврейского музея и центра толерантности. Много интересного есть на сайте конференции TED. Сами ролики на английском, но практически всегда есть русские субтитры. Ещё хорошая подборка видео на сайте «Теории и практики».

Чтобы вы не потерялись в обилии информации, мы собрали материалы, которые помогут начать знакомство с современным искусством:

    1. Лекция художника и теоретика искусства Дмитрия Гутова о современном искусстве.
    2. Лекция Гутова об искусстве в постсоветской России.
    3. Лекция об истоках современного искусства от преподавателя МГУ Екатерины Кочетковой.
    4. Курс по русскому искусству XX‑го века от Arzamas.
    5. Циклы лекций от музея «Гараж».
    6. Курс лекций о современном танце от Arzamas.
    7. Интервью с преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Александрой Старусевой‑Першеевой.
    8. Лекция о современном театре от художественного руководителя Лондонского театра Сэдлерс‑Уэллс.
    9. Лекция о связи современного искусства с наукой от куратора ГЦСИ Дмитрия Булатова.
    10. Лекция критика Натальи Тамручи «Зритель как соучастник» о параллелях классического искусства с современным.

5. Будьте более открытым к новым идеям

Современное искусство раздвигает привычные рамки, а значит, для его понимания и вам придётся выходить за собственные границы мышления и избавляться от стереотипов. Не отмахивайтесь от чего‑то только потому, что оно кажется вам странным и непонятным. Вспомните, что импрессионизм тоже когда‑то считался бездарной мазнёй, а сейчас воспринимается как классика живописи.

«Задача художника не в том, чтобы доставлять эстетическое удовольствие — для этого есть дизайнеры, — а в том, чтобы немного отстранившись от мира, попытаться его осмыслить или высказаться о нём при помощи идей, единственное назначение которых — быть идеями», — пишет автор книги «Непонятное искусство». Впустите эти идеи в свою жизнь и они станут для вас вдохновением.

Читайте также 🧐

Что такое современное искусство? Как понять это?

Александра Осадкова

29 июля '19

Смысл современного искусства и треугольник «художник-произведение искусства-зритель» - способность аудитории слушать

Современное искусство

Современное искусство - это искусство современности, созданное живыми художниками двадцать первого века. Современное искусство дает возможность задуматься о сегодняшних социальных проблемах, актуальных для человечества и окружающего нас мира.Современные художники работают в очень разнообразном в культурном и технологическом мире, подверженном глобальному влиянию. Это искусство представляет собой динамичное сочетание материалов, концепций, методов и предметов, которые бросают вызов традиционным границам и не поддаются легкому пониманию или определению. Эклектичное и разноплановое, современное искусство целиком отличается принципиальным отсутствием единообразия, идеологии, организующего принципа. Это искусство представляет собой культурный диалог, который касается контекстуальных рамок, таких как личная или культурная идентичность, социальные проблемы и проблемы, общность и национальность - именно так в настоящее время World определяет современное искусство .

Музей современного искусства Хьюстон

Однако есть признание того, что это общее определение подлежит техническим ограничениям. Классификация «искусства сегодня» как особого вида искусства, а не общей прилагательной фразы, восходит к истокам современного искусства в Лондоне. Общество современного искусства было основано в 1910 году Роджером Фраем и другими как частное общество для закупки произведений искусства для выставления их в публичные музеи. Многие другие учреждения, использующие это выражение, были образованы в 1930-х годах.Многие, такие как Институт современного искусства в Бостоне, изменили свои названия с « Современное искусство » в течение этого века, поскольку модернизм стал определяться как историческое художественное движение, и большая часть «современного» искусства перестала быть «современным». Очевидно, что определение современного искусства всегда находится в движении, привязано к настоящему с датой начала, которая продвигается вперед, а функции, приобретенные Обществом современного искусства в 1910 году, уже нельзя было назвать современными.

Роджер Фрай

Прежде всего, нужно начать с того факта, что современный термин «искусство» появился только примерно в 18 веке - это продукт эпохи Просвещения.До этого время искусство в основном имело утилитарную цель как часть религиозной традиции или проявление богатства владельца. Даже само слово «искусство» применялось ко всему диапазону областей, которые сейчас даже не считаются близкими к искусству - от сапожного дела до риторики. Даже термин «изящные искусства» («beaux-arts») появился только в 1690 году. Однако постепенно этот принцип стал приобретать более радикальные формы по мере формирования модернистских течений в искусстве. Постимпрессионисты (Поль Сезанн, Поль Гоген), фовисты (Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер) бросили вызов концепции искусства как воспроизведения реальности, позволяя визуальным средствам выражения (цвет, линия, композиция) играть на первой флейте.Модернизм, движимый идеей автономии искусства, существенно трансформировал его нормы, но он не превратился в критиков самого института искусства и, вообще говоря, не порвал с традицией, применяя классические произведения. жанровая система и тематика.

прибавить

Мы полностью осознаем, что вся предыдущая историческая информация может быть слишком незначительной, чтобы помочь приблизиться к современному искусству. Осталось слишком много вопросов.

- Как отличить высококлассный современный художественный проект от провокационного и бездарного пиара?

- Как объяснить, почему эти экспонаты демонстрируются в музеях и продаются за миллионы, хотя кажется, что даже ваш ребенок мог бы поступить так же?

Самый простой способ - сдаться и просто успокоиться мыслью « Современное искусство - это просто эпическая подделка .«Но на самом деле мы всегда должны винить двоих в недоразумении.

Галерея современного искусства в Лиссабоне

Когда дело доходит до бермудского треугольника «художник-художник-зритель», способность аудитории «слушать» художника (созерцать его / ее произведения) не менее важна для способности мастера «говорить» ( создавать работы).

прибавить

Талант смотреть на искусство ничуть не меньше таланта создавать его. Это требует не только некоторого анализа, но и серьезного опыта, позволяющего понять контекст и предысторию любого произведения.« Тренировать глаз » - не самое простое дело, особенно когда вы попадаете в ситуацию, когда вердиктов «Крутой» / «Не-крутой» недостаточно. Уловка современного искусства заключается в том, чтобы мотивировать публику вступать в диалог с автором, интерпретировать и реагировать. Когда мы имеем дело с классическим искусством, радости от созерцания произведения достаточно, чтобы мы чувствовали себя арбитрами elegantiarum, не прикладывая к нему особых усилий, такое отношение неэффективно для современного искусства. Это должно быть «крошкой», которая будит нас и заставляет двигаться.

Если раньше общение с искусством было похоже на игру в сквош, где зрителем была в основном пассивная стена, то теперь это настоящий теннис, где сама возможность существования искусства без зрителя сомнительна.

Монтажное искусство

И вы должны залезть в голову художника и проследить его маршрут, чтобы понять произведение в полной мере. Иногда автор может быть слишком взволнован и передать идею с той интенсивностью, с которой зритель не готов справиться.Но может ли искусство быть другим в эпоху Интернета и искусственного интеллекта? Как любой организм, он должен трансформироваться, потому что изменения - это Жизнь. И противостоять Жизни нельзя.

Об авторе Александра Осадкова родилась в 1984 году в Киеве, Украина. Училась в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве. Получил образование в Украине и США. Живет в Лос-Анджелесе. Современное искусство. Современное искусство. Художник выставок, писатель. E: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Что сказать, если не разбираешься в современном искусстве? Новый короткометражный фильм «Шедевр» содержит полезные предложения

Masterpiece , короткометражный фильм Руньяраро Мапфумо, показанный выше, будет очень знаком любому, кто изо всех сил пытался подобрать слова, чтобы поделиться с другом после его или ее впечатляющего сольного шоу вне Бродвея, выступления с открытым микрофоном или художественной инсталляции ...

В равной степени знакомо, с обратной стороны, любому художнику, который когда-либо приглашал близкого друга для просмотра его или ее страстного проекта, надеясь на одобрение или, по крайней мере, на интерес ... что-то более надежное, чем жалкие крошки, которые друг умудряется вытащить под давлением.

Лондонский кинофестиваль Британского института кино, выбранный короткометражным фильмом, Шедевр фокусируется на тесной группе друзей-мужчин… один из которых превысил общественную зону комфорта в служении своему искусству. Его искренность сбивает с толку его старых приятелей, которые клоунада за пределами галереи, где они собрались в нерабочее время для предварительного просмотра его работ, твердо утверждая, что он появился только потому, что его заставила мама, а также, как ему сказали, быть бесплатной едой.

Оказавшись внутри, друзья остаются одни разгадывать его шедевр.Что сказать? Может быть, им стоит провести параллели с нынешней социально-политической ситуацией? Может быть, они могли бы сказать своему другу, что его работы напоминают немецкий экспрессионизм?

Йоко Оно или Марсель Дюшан сделали бы более подходящее сравнение, о чем наверняка знает сценарист и режиссер Мапфумо. Masterpiece примечателен не только своим безупречным взглядом на художника и сбитых с толку, но при этом поддерживающих друзей. Как сообщил Мапфумо Примечания директора:

Мне снова и снова говорили: «пишите то, что вы хотите увидеть.«Я начал думать о том, что это значит для меня в повседневной жизни. Эти персонажи - чернокожие, которых я узнаю ... Я не хотел, чтобы конфликт вращался вокруг их личности, а, скорее, из-за их наблюдений.

Связанное содержание:

Как смотреть на искусство: краткое наглядное руководство карикатуриста Линды Барри

Интернет-справочник по 350 международным стилям и направлениям искусства: бесценный ресурс для студентов и любителей истории искусства

Ваш мозг в искусстве: новая наука о нейроэстетике исследует, что искусство делает с нашим мозгом

Аюн Халлидей - автор, иллюстратор, театральный художник и главный приматолог журнала East Village Inky .Ее последнее творческое начинание - постановка «Скотного двора» «Театра обезьян», которая откроется на следующей неделе в Нью-Йорке. Следуй за ней @AyunHalliday .


.

Как познакомиться с современным искусством Оссиана Варда

Искусство изменилось. Сегодняшние произведения искусства могут не иметь очевидного фокуса. Традиционные художественные медиа больше не делают того, чего мы от них ожидаем. Стили и движения, которые характеризовали художественное производство до XXI века, больше не существуют.

Эта книга представляет собой прямое руководство к пониманию современного искусства, основанное на концепции tabula rasa - чистой планки

Искусство изменилось. Сегодняшние произведения искусства могут не иметь очевидного фокуса.Традиционные художественные медиа больше не делают того, чего мы от них ожидаем. Стили и движения, которые характеризовали художественное производство до XXI века, больше не существуют.

Эта книга представляет собой прямое руководство к пониманию современного искусства, основанное на концепции tabula rasa - чистого листа и свежего ума. Оссиан Уорд представляет программу из шести шагов, которая дает читателям новые возможности взглянуть на некоторые из самых сложных произведений искусства, создаваемых сегодня. Поскольку художники все чаще работают с традиционными средствами массовой информации и жанрами, Уорд разработал альтернативную систему классификации для современной практики, такую ​​как «Искусство как развлечение», «Искусство как противостояние», «Искусство как шутка» - категории, которые помогают разобраться в том, что в остальном неясно. -вроде работает.Есть также 20 функций «В центре внимания», которые помогут читателям познакомиться с ключевыми произведениями.

В конечном счете, смысл заключается в том, что любая встреча со сложным произведением современного искусства не должна быть пугающей или отталкивающей, а скорее драматическим, чувственно вознаграждающим и заставляющим задуматься опытом.

.

Как понять современное искусство

Размер вставки (пикс.) 344 x 292429 x 357514 x 422599 x 487

Текст «Как понять современное искусство»

  1. 1. Как понять современное искусство Проблема, связанная с пониманием современного искусства, возникает, поскольку подавляющее большинство людей часто путают конкретные определения, связанные с современным искусством. и арт-бизнес, к тому же они обычно не одно и то же.Почему же мы чаще слушаем разговоры о ценах по сравнению с разговорами о произведениях искусства? Решение состоит в том, что деньги - это компонент, который может понять каждый. Человек, конечно, может не иметь представления о картине (о том, что это на самом деле, что в ней полезного), однако вы очень хорошо понимаете ее ценность. Тем не менее, в то же самое время культурная ценность, конечно, не всегда прямо пропорциональна ее экономическому выражению.Произведения искусства, способные изменить мир и повлиять на него, которые являются эффективной не только культурной, но и политической, и социальной силой, не станут продаваться в супермаркетах внутри емкости рождественских подарков. Это требует знаний, а также чувствительности, чтобы оценить его ценность. Подлинное произведение искусства имеет множество аспектов, связанных с восприятием и ассоциациями. В случае, если разные зрители по-разному реагируют на произведение искусства, это просто подчеркивает мастерство художника, задействованного в работе.Основная цель многих современных художников - подтолкнуть общественность к размышлениям. Многие люди не могут понять современное искусство, потому что для этого требуются обширные знания о том, что недавно было завершено, а также о том, что происходит внутри художественных работ сейчас. Это может быть связано как с образованием, так и с интересом к искусству. Приобретая новую стиральную машину, разве вы не изучаете инструкцию перед использованием? внедрение новейших технологий требует времени, и мы принимаем это как небольшой курс.Современное искусство ожидает того же самого, а также требует, чтобы люди приложили усилия непосредственно к пониманию фона, который информирует о том, что перед нами. Это действительно часто слышно вместе с повторяющимися комментариями, а иногда и жалобами на то, что
  2. 2. современные произведения искусства будут разрабатываться художниками, которые не понимают, как правильно рисовать. Однако такой вид воли не обязательно должен быть отрицательным; Что касается примера Королевской шведской академии искусств, то на самом деле, конечно, нет отдельного отдела по живописи и рисунку, не обязательно потому, что художники не могут рисовать так же хорошо, как и рисовать, однако, поскольку философия Академии заключается в том, что ее можно наиболее полно включить в дизайн , и, следовательно, уместно иметь возможность обучать его в школе.Идея обучения навыкам в рамках этого средства состоит в том, что современные художники должны сначала научиться думать, а не творить слепо или бездумно. Прямо сейчас нет никаких сомнений в том, что техника воли важна, но без размышлений произведение искусства не получит никакого представления вместе с душой, а это, следовательно, не обязательно затронет современного зрителя значимым или, возможно, длительным образом. Сегодняшняя эра высоких технологий предоставляет нам вместе с камерами, а также день за днем ​​у них появляется все больше и больше возможностей.Такие камеры могут легко запечатлеть конкретный пейзаж, даже лучше, чем художник, когда дело доходит до возможности простой точности, следовательно, настоящий художник должен добавить что-то, исходящее от себя (он должен выразить свою мысль внутри работы), чтобы создать его пейзаж какой-то шедевр. В дополнительных словах современное искусство находит вдохновение и значение в том неоспоримом факте, что настоящая мысль, стоящая за искусством, намного важнее, чем физическая форма, которую она принимает.Эта статья была написана от имени галереи Agora Gallery, Нью-Йорк. Просто найдите время, а также возможности, чтобы просмотреть оригинальные произведения искусства, которые продаются в Интернете в ARTmine, и найдите современную функцию, которая вам понравится. Познакомьтесь с другими любителями искусства, просмотрите фотографии выставок, а также расскажите о своем опыте на странице галереи Agora в Facebook Автор: Ольга Кубли Справочник статей: http://www.articledashboard.com
.

Смотрите также