Как научиться радоваться жизни христианина


Протоиерей А. Уминский: Путь христианина: радость или печаль?

Протоиерей А. Уминский: Путь христианина: радость или печаль?

Сегодня многие нецерковные люди упрекают людей церковных в излишней мрачности. Часто можно слышать такое мнение: если Православие — религия радости, отчего же православные такие нерадостные?
Действительно, если человек случайный окажется в храме и посмотрит на молящихся «со стороны», он может сделать вывод, что прихожане — люди сугубо несчастные, слабые и измученные жизнью. И все же это взгляд именно со стороны, когда за угрюмость принимаются сосредоточенность на молитве, покаянное чувство и скорбь от осознания своей греховности.
Конечно, бывает и так, что человек, делающий первые шаги в храме, специально надевает маску «вселенской скорби», подменяя ей истинное чувство раскаяния и плач о своих грехах. И все же это исключение. Люди, живущие церковной жизнью, находят множество поводов для радости, самым главным и всеобъемлющим из них является радость о воскресшем Спасителе. Именно этой пасхальной радостью наполнены дни от окончания Великого поста до дня Пятидесятницы.
Каким должно быть мироощущение православного человека? Как найти золотую середину между радостью во Христе и печалью по Богу? Об этом размышляет протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия».

Призыв к подвигу

Многим зачастую кажется, что радоваться — это очень легко. Люди, которые привыкли радоваться радостями этого преходящего мира, например, веселой музыке, хорошей пище, большой зарплате, каким-то удачам, хорошему отдыху, не понимают, что когда Апостол говорит: всегда радуйтесь (1 Сол. 5, 16), то это призыв к определенному подвигу. Потому что он сначала говорит: всегда радуйтесь, но потом добавляет: непрестанно молитесь. На самом деле эти вещи — всегда радоваться и непрестанно молиться — по своей духовной напряженности друг другу очень соответствуют. Радоваться по-настоящему, глубоко духовно, радоваться не когда тебе весело и смешно, а наперекор всему, радоваться — как высший подвиг радости — в скорбях, в гонениях, радоваться тогда, когда кажется, что всё рушится, когда не ощущаешь очевидной и близкой помощи Божией,— это ведь очень и очень тяжело.

Человек, приходящий в Церковь понимает, что те радости, которые у него были в жизни, его больше не удовлетворяют, он ими уже не может насытиться, они не могут утолить его духовной жажды, а от каких-то «радостей» даже приходится отказаться, потому что они сопряжены с грехом. Но радости духовной как высшему проявлению своей христианской жизни новоначальный еще не научается, и в этот момент он находится в одном из состояний, которое описывает авва Дорофей. Преподобный говорит, что есть три типа людей: одни люди живут по страстям, вторые — в борьбе со страстями, а третьи — побеждают страсти. Абсолютное большинство христиан относятся ко второй категории, они находятся в постоянном внутреннем борении, когда человек защищается и закрывается от тех стрел, которые в него летят постоянно. Поэтому и не удивительно, что у многих православных не такие радостные лица, как у каких-нибудь харизматов*, у которых есть необходимость возбуждать себя на радость какими-то определенными способами экзальтации: если радость взять неоткуда, значит, приходится делать вид, что тебе радостно, делать вид, что всё у тебя хорошо. Конечно, можно и играть в радость, но это не будет истинной радостью. А суть именно в том, что настоящая духовная радость — это на самом деле подвиг, труд.

Христос воскресе!

В чем же радость верующего? Сейчас идут пасхальные дни, и духовная радость имеет источником одно и то же — Христос воскресе! И если человек носит это в себе, если наполнен этим состоянием — воскресения Христова — ему и радостно всегда, что бы ни случилось: ведь он знает, что Христос воскрес. И не просто знает, он этим живет. Почему же многим людям после Пасхи становится вдруг плохо на душе? Чаще всего это происходит из-за того, что мы все время скатываемся не к той радости, обращаемся к тому, чем нас держит мир. В гости ходить, телевизор смотреть, вино пить, шашлыки жарить — ну Пасха же, разрешение «на вся»! И вдруг оказывается, что эта радость, очень для нас привычная, так быстро вытесняет ту, другую, неуловимую, великую радость о Господе, что вот ушла она, а ты с этими шашлыками остался, и так тебе горько от этих шашлыков… Так бывает.

Смеяться ли?

Внешне духовная радость может выражаться так же, как естественным человеческим образом выражается радость вообще. Ведь мы же люди. И то, что у нас есть — наш человеческий состав — не мы сами себе придумали. Если нам говорится: радуйтеся и веселитеся (Мф. 5, 12), если «богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше, играя»[1], почему же мы не можем радоваться и смеяться, как дети? О смехе же в Царстве Небесном говорится даже в заповедях блаженств — в Евангелии от Луки написано: блажени плачущии, яко возсмеетеся (см.: Лк. 6, 21). Нельзя утверждать, что Спаситель все время плакал, хотя в Священном Писании и не упоминается, что Он смеялся. Но можно предположить, что если Христос был человек во всей полноте человеческой природы, то и смех как свойство человеческой природы был Ему не чужд.

Ну а мы — пока люди, носящие плоть и кости, поэтому до состояния духов нам далеко. Но есть, конечно, и какие-то пределы в выражении веселья: не нужно буйной радости, с плясками и гоготаниями, но, думаю все же, что для христиан допустимы и шутка, и смех, и даже танцы, в конце концов.

Одного без другого нет

Радость о Христе и печаль по Бозе — это явления одного и того же порядка. Одно без другого не существует. Если есть истинная печаль о своих грехах, то у тебя и радость о Боге всегда бывает настоящей. Вот и всё. Другого тут ничего не придумаешь.

А покаяние, в моем представлении, должно выражаться прежде всего в трудах. Ведь когда с нами случаются грехи, и мы идем на исповедь, чаще всего мы не понимаем, что видение своих грехов — это, вообще-то, огромная радость. Мы относимся к этому совсем не так: увидели, что совершили грех,— и испугались. И стало нам плохо: «Ах, что я сделал! А ведь если бы я по этой улице бы не пошел и такого бы человека не встретил, если бы он мне какое-то слово не сказал и я бы ему так не ответил! Какая досада, что такое со мной случилось!». Не понимаем того, что на самом деле сделали или не сделали мы этот грех — не важно. Если какой-то грех есть во мне, то, значит, рано или поздно я его совершу. И поэтому когда случаются грехи, очевидные для нас, неправильно, если мы будем к ним относиться просто как к досадным неудачам в своей жизни или к досадным проступкам: я совершил что-то, сказал на исповеди и теперь мне это не вспомянется. Грех — это состояние, это не поступок, но именно через поступок мы узнаем о своем грехе. И если Господь дает нам возможность так на себя посмотреть, то этому можно порадоваться и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне показал, кто я на самом деле; теперь я знаю, с чем мне бороться по-настоящему, потому что я считал себя одним, а на деле я другой. И даже если я вчера этого не сделал, завтра не сделаю, то сегодня-то совершил, а если не совершил сегодня, то послезавтра это со мной может случиться, потому что этот грех во мне, и пока я его не исторгну, он так и будет меня бороть».

Если говорить о том, что иногда у людей печаль о грехах выражается в некоторой мрачности и отчужденности, то тут все приходит с духовным опытом, с обретением какой-то трезвенности. И потом все-таки, что веселиться-то, когда мы плохие? Действительно, хочется о себе немного и поплакать. И мне кажется, это нормальное состояние, когда человек может вот так, всерьез, поскорбеть о том, какой он на самом деле. Ведь и борьбы с грехом не будет, если мы будем легко к этому относиться — а, подумаешь, что такого! — и тогда ничего с нами и не случится, никакой перемены.

Болезнь нашего времени

Человек может жить так, что он и радости не радуется, и в скорбях не скорбит. Бывают также люди болезненные, мнительные, которые слишком усугубляют свое положение, считают, что у них самый тяжелый крест. Людей, умеющих истинно духовно радоваться все-таки меньше.

Но, наверное, неправильно было бы ставить вопрос: чего больше в духовной жизни — скорби или радости. Вот Вход Господень в Иерусалим — это скорбь или радость? И христианство оно всё такое. Ведь «прииде Крестом радость всему миру»[2], поэтому здесь никак нельзя одно от другого отделить.

Вопрос в том, чтобы не впасть в крайности: радость — это та радость, которая освещает мир человека, а печаль не должна становиться унынием… Печаль и уныние — разные вещи.

Вообще уныние — это диагноз современного мира. Уныние, пустота… Мировая культура, начиная с первых лет ХХ века, постепенно превратилась в культуру уныния, хоть и с очень яркими высокохудожественными образами.

Есть природа человеческая, и законы этой природы известны: человек рядом с Богом — он полон жизни, человек отступает от Бога — он близится к смерти. Вот и человечество. Оно живет ровно по тем же самым законам: каков человек, таково и человечество — общество. А уже вещи глобальные — такие, как культура, общественная жизнь,— исходя из этого, естественным образом и выстраиваются. Культура дает возможность нам, как по лакмусовой бумажке, смотреть, что сейчас происходит в человечестве. Например, культура андеграунда — это культура уныния, депрессии, даже если она и вплавляется иногда в некий христианский контекст. Постмодернизм — это типичная, ярко обозначенная совершенная депрессия и такой цинизм, который рождает еще большее уныние. Отсутствие каких-либо ориентиров вообще, отсутствие любого духовного труда, вся эта музыка попсы, мода и гламур — это тоже очевидный признак уныния. Особенное представление об унынии — это популярность «Кривых зеркал», «Аншлагов» и подобного. «Ад всесмехливый»[3], который ужаснулся, когда в него вошел Господь. «Ад всесмехливый» вот такое лицо приобретает… Да, это данность — так, как есть сегодня. Но будем помнить, что Господь все-таки ад сломил, победил!

Светлые люди

Это те люди, которые уже прошли долгий путь к Богу. Такие есть. Знаю одну женщину, у которой сын погиб при Норд-Осте, я каждый год с ней встречаюсь и служу панихиды. Как-то недавно мы с ней сидели, вспоминали эти события, и в какой-то момент она вдруг произнесла: «Вот сейчас я могу сказать, что я Богу за всё благодарна». Или другой случай, тоже одна моя старинная прихожанка, у которой дочка, когда ей было двенадцать лет, пропала, а через несколько дней ее нашли убитой. Она тогда ждала своего шестого ребенка, потом брала на воспитание сирот,— и вот она сказала: «Я так боюсь за того человека, который это сделал с Настенькой, я так за него боюсь, мне так за него страшно!». Эта женщина смогла молиться за него.

И дело не в силе души — они слабые. И это абсолютно простые люди — вовсе не святые, не монахи, не подвижники, да никем подобным они себя и не мыслят. Никакой особо высокой духовной жизни, в нашем понимании, они не ведут. Их сила — доверие Богу. Именно поэтому они смогли такие вещи пережить в себе особенным образом. В какой-то момент, когда у человека не остается ничего, на что можно надеяться,— скажем, человек сидит дома пять дней, а в Норд-Осте происходят ужасные вещи, или другой случай: сколько дней родители искали свою Настю и не находили,— то можно либо сойти с ума, либо полностью предаться в волю Божию. Второй путь и делает человека сильным.

И люди могут чем-то помочь в бедах. Однако нельзя специально искать тех, на кого можно переложить свою скорбь. Просто всегда находятся и будут находиться люди, которые согласны взять часть скорби на себя, разделить ее, и тогда боль, конечно, уменьшится. И, что удивительно, они ведь сами приходят. И если радость при разделяющих радость множится, то скорбь при разделяющих ее — утоляется.

Дар Божий

Радость в скорбях человек не сможет в себе сохранить и как-то возделать, если он не пройдет определенный путь испытаний. А если в момент испытаний не полностью доверится Богу и все время будет спрашивать: «За что мне такое, почему это со мной приключилось?», то он никогда не будет радоваться скорбям. Но если Бог вразумит человека и даст ему силы и такую веру, что человек сможет Ему безоглядно довериться, перестать себя жалеть,— вот тогда будет радость духовная, тогда она может так человека наполнить, что он и скорби не будет чувствовать. Да, он будет понимать умом, что в его жизни есть какие-то тяжелые, горестные обстоятельства, а вот тяжести от этой скорби он не будет испытывать. Поэтому радость в скорбях — это уже дар Божий.

Записала Татьяна Бышовец

[1]  Канон Пасхи, глас …, тропарь 4-й песни.

[2] Из стихиры Пасхальной утрени «Воскресение Христово видевшее…».

[3] Из стихиры на Господи воззвах на вечерни Великого Пятка, глас 2, самогласен: «…ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся…».

Называем себя верующими, а радоваться не умеем!

Для того, чтобы стать духовным человеком, не нужно много рассуждать о Боге. Нужно жить Им. Обратим внимание: не рассуждать, а именно жить. Говорить о Боге с другими можно настолько, насколько они могут это воспринять. Кроме того, можно помочь им прийти к Богу – но очень осторожно, «слегка».

Я понял это на Афоне. В одном из тамошних монастырей, Дионисиате, посетителей в приемной встречал один старенький иеромонах. Один раз в монастырь приехала группа паломников, среди которых был отец с сыновьями. Я видел их. Мальчики были очень живые, подвижные и говорили своему отцу: «Не-ет, мы не хотим сейчас слушать проповедь!» – «Но этот батюшка очень хороший! Пойдемте послушаем, что он нам скажет!» – уговаривал их отец.

Архимандрит Андрей (Конанос)

А этот пожилой иеромонах был аскетом. Я бывал у него в келье – он редко вкушал пищу и был очень строг по отношению к себе (и к другим – но лишь настолько, насколько им это было нужно). И вот когда началась беседа (как мы думали – на духовные темы), он вдруг принялся обсуждать последние результаты наших футбольных команд! Представляете? В приемной афонского монастыря!

– Как думаете, ребята, – спрашивал он, – выиграем мы кубок в этом году?

Я слушал это и думал: «Господи Боже мой! Пресвятая Богородица! Люди приехали за духовным советом, укрепиться в вере, а он…!»

Наконец, посетители спросили старца:

– Отче, может быть, вы скажете нам что-нибудь духовное?
– М-м-м… Когда эти мальчики были последний раз на футбольном матче?

Тут ребята повернулись к своему отцу и сказали:

– Папа, этот дедушка очень добрый! Он не говорит всё время проповеди, как остальные! Какой он хороший!

А затем младший мальчик спросил иеромонаха:

– Батюшка, а вы исповедуете?

Старец ответил:

– Да, исповедаю. Ты хочешь поисповедаться? У тебя есть грехи?
– Да, и я хочу рассказать о них.

Почему этот мальчик захотел поисповедаться у этого монаха, который говорил о вещах, совсем не связанных с верой в Бога? Действительно, о Боге он не говорил. Но когда он – в монашеском одеянии, с бородой – беседовал с посетителями, улыбаясь доброй улыбкой и шутя, всем было хорошо. Это и привлекает людей. При этом старец не смеялся, он просто улыбался.

Фото: pravoslavie.ru

А вы часто улыбаетесь дома? Часто дети видят вас радостными, довольными жизнью? Или вы постоянно пребываете в меланхолии и депрессии без всякой на то причины?

Вот, мы просыпаемся утром и сразу видим всё в трагическом свете. Ребенок смотрит на нас, а мы говорим ему: «Ох, что ж за жизнь такая… Давай, вставай, мой милый, – опять пора в школу». Это всё равно, что сказать ребенку: «Пришло время и тебе узнать, как нелегко жить на этом свете! Будешь теперь страдать, как я!» И тогда, вполне естественно, ребенок начинает думать: «Куда меня хотят затащить, что это за жизнь?»

Мы христиане. Но вот что интересно: мы называем себя чадами Божиими, а радости у нас нет. Нет даже той мнимой радости, какой радуются неверующие люди.

Когда же мы научимся радоваться? Когда? После смерти? Эта небесная радость должна появиться в нашей жизни еще здесь, на земле – в общении с нашими близкими и родными, и укрепить нашу любовь друг к другу.

Я уверен, что у супругов-христиан такая радость обязательно должна быть. Нужно смотреть вперед смело, с оптимизмом, и верить, что всё будет хорошо по воле Божией.

Например, одного человека уволили, а он пошел в магазин и накупил там вкусного мяса, овощей, напитков и спокойно отправился домой. Почему он так сделал? Он сказал себе: «Нет, я не хочу унывать и не хочу, чтобы мое плохое настроение передалось семье! Не хочу, чтобы и моим домашним было плохо!» И, придя домой, этот человек говорит жене:

– Позови детей за стол, мы отлично поужинаем, посидим все вместе за столом! Я принес много вкусной еды.
– Дорогой, тебя что, повысили?
– Нет, меня уволили.
– И ты хочешь отпраздновать свое увольнение?
– Да, потому что всё будет хорошо! Мы верим в Бога, и доказательство тому – наша надежда.

Прекрасно, когда у тебя такая семья! И дети видят, что родители не унывают, и говорят: «Господи, посмотри, какие мама с папой молодцы! Они верят – и они сильны!» А если в семье царит отчаяние, с чего ребенок станет христианином? С чего он станет церковным человеком? Как сказал мне один мальчик:

– Я не хочу быть как мои родители, церковные. Что хорошего я видел в их жизни, чего бы и мне захотелось? Что такого у них есть? Скажите, отче. Что? Негодование, ворчание, капризы, всё им не нравится, всё у них ужасно.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Я считаю, это очень важно. И следует вовремя замечать такое в своей жизни.

Улыбайтесь! Любите друг друга! И не забывайте показывать свою любовь.

Помните, я рассказывал вам про женщину, которая постоянно ходила на службы, а дома у нее с супругом чуть ли не до драк доходило? Она никак не желала понять, что с мужем нужно помириться, постараться заново расположить его к себе… И вот однажды, вместо того, чтобы исправлять свои ошибки, она пришла ко мне и сказала:

– Отче, я нашла чудесные духовные книги! Я и вам их принесу! Например, «Подвижнические слова» аввы Исаии…

Я посмотрел на нее. Она тоже внимательно на меня смотрела, ожидая моей реакции. Я сказал ей:

– Послушай. Вот ты читаешь сейчас поучения аввы Исаии, а про слова «Исаие ликуй» забыла (начало тропаря, поющегося во время венчания. – Прим. перевод.)? Ведь ты разрушаешь свою семью! Неужели ты не понимаешь, что ничем хорошим это не кончится? Твой дом рушится. Ты говоришь мне о духовных вещах, которые на пятом этаже, в то время как сама и на первый-то не поднялась! Где ты живешь? И разве то, что я советую тебе, – не духовно? «Нет», – хочешь сказать. Правильно. Стоит мне только наступить на твой эгоизм, ты сразу перестаешь слушать и начинаешь спорить: «Буду делать, что хочу! Буду жить духовной жизнью – но такой, какой мне хочется!»

И вот через некоторое время эта женщина снова приходит ко мне и высказывает еще более «духовную» мысль:

– Я думаю, что мне нужно развестись и начать подвизаться!

Я ответил ей:

– Конечно! У нас и поговорка такая есть: «Кто тесто месить не хочет, десять дней муку через сито просеивает».

То есть эта женщина не хотела начать борьбу со своим «я», чтобы сохранить семью, и постоянно находила отговорки. Но нужно помнить, что, убегая от трудностей, мы продолжаем сталкиваться с ними снова и снова.

Например, человеку кажется, что развод – это оптимальное решение его проблем. Но после развода эти проблемы никуда не деваются, они по-прежнему с ним. Вот почему легкому человеку всегда и везде легко, а тому, у кого трудный, капризный характер – и дальше будет трудно. Как можно, не изменив свой характер, быть уверенным в том, что жизнь изменится к лучшему?

Хочешь изменить свою жизнь? Начни борьбу с собой, не выходя из дома, не покидая того места, где ты находишься. Проблема не решается бегством от нее.

Нужно сесть и поговорить с человеком, но не как на поле боя или в суде, не выясняя, кто прав, кто виноват, а имея перед собой только одну цель: воссоединить семью.

Когда ссорились мои родители, они постоянно выясняли, кто прав. Но разве для того, чтобы сохранить брак, важно, кто из супругов прав, кто виноват? Важно спасти семью.

Ну хорошо, ты имеешь право на то или на это. Ну и что дальше ты будешь делать с этим своим правом? Главное сейчас – сохранить брак. Это важно. И сделать это можно с помощью простых вещей – улыбки, подарка, совместного увлечения, вкусного ужина, молитвы. Ведь твой супруг не любит, к примеру, бамию (овощная культура. – Прим. ред.), а ты постоянно ее готовишь! Он говорит: «Не хочу на ужин бамию!», а ты опять приготовила именно ее. О чём это говорит?

Дело, разумеется, не в бамии, а в том, что ты не желаешь понять, чего он хочет. У человека есть какие-то пожелания. Что-то ему не нравится, а нравится другое. Но ты его не чувствуешь. Спасти отношения помогают и цветы, и добрые слова – говорите их любимому человеку, и говорите всегда, а не только в начале семейной жизни.

Ты часто обращаешься к любимому человеку со словами «любовь моя»? Один муж сказал своей жене на этот счет:

– Зачем так говорить, что за глупости? Мы не дети!

Да нет, мы – дети. Потому что, когда начинаем ругаться из-за мелочей, а потом говорить «она сказала мне то, а я ей это», – разве это не ребячество? В глубине души ты – ребенок, но забываешь об этом. Поэтому сегодня, пока вы оба живы, вы вместе и есть такая возможность, говорите друг другу ласковые слова. Потому что ваш земной брак не будет длиться вечно. Он заключен в земной жизни, а земная жизнь имеет конец.

Сколько лет вы женаты? Ну, допустим, проживете еще столько же – всё равно время летит быстро. Человек сначала один, затем создает семью, и вот вас уже двое. Появляются дети – вас уже трое, четверо, пятеро… Но дети со временем начинают жить самостоятельно, и семья снова уменьшается, а под конец родители опять остаются вдвоем. Затем один умирает, после уходит второй, и вот уже никого не осталось.

И на закате дней, в конце жизни, человек начинает задаваться вопросами: «Что я успел сделать в этой жизни? Чего достиг за прожитые годы? Мы жили с моим супругом или супругой вместе столько лет, но любили ли мы друг друга? Узнали ли друг друга? Поняли ли, что прожили вместе жизнь не просто так?» Лучше задаться этими вопросами сейчас, пока мы живы, потому что время ограничено, помните об этом! Придет час, когда вы подумаете: «Ах, если бы ты был сейчас рядом со мной, сколько прекрасных слов я бы сказала тебе!» А что можно сказать мертвецу?

У одной старушки умер муж. Обоим было по восемьдесят лет. Я был на похоронах. Эта старушка оплакивала своего мужа, называя его трогательными, нежными словами: «Кипарис мой», «красавец мой», «любовь моя», «господин мой». Все в храме были очень растроганы и плакали. Я не знал, как эти пожилые супруги жили. А через несколько дней одна женщина пришла к старушке-вдове и сказала ей:

– Ты потрясла нас в церкви! Мы все плакали. Но меня удивляет вот что: когда твой муж был жив, ты никогда не говорила ему таких слов и постоянно его изводила. А на похоронах ты была совсем другой. Мы плакали.

Оказывается, пока покойный был жив, он доброго слова не слышал от своей супруги.

Давайте любить друг друга сейчас, пока мы живы, пока вместе.

Говорите вашей половинке ласковые слова. Ведь многие, лишившись своих супругов, страшно жалеют, что при жизни те видели от них так мало хорошего. И, приходя на могилу, эти люди говорят слова, которые их супруги никогда от них не слышали…

Будьте осторожны и с иронией. Супругам не следует иронично относиться друг к другу, задевать, ранить друг друга. Говорите своей половинке то хорошее, что думаете. А как иногда бывает? Жена просит мужа: «Скажи мне, что ты меня любишь! Что дорожишь мной!» – «Ну, люблю,» – отвечает муж. «Но я хочу слышать это постоянно!» – «Ох…» – «Я хочу, чтобы ты всегда говорил мне эти слова. Разве это трудно?»

Так устроен человек. Нам очень важно знать, что кто-то нас любит, кто-то рядом с нами и защищает нас. Это обычная человеческая потребность. Вот и говорите друг другу эти слова.

Мне вообще кажется, что единственное, для чего мы живем, – это научиться любить и стать истинными детьми Божиими. Ведь если человек умеет тонко чувствовать потребности и желания другого, – он становится чадом Божиим.

Перевод Елизаветы Терентьевой


Читайте также:

Учимся принимать себя - Урок 5 из практической христианской жизни

по специальному соглашению с


Наше счастье в жизни во многом зависит от нашего отношения. Наше отношение к себе, возможно, является самым важным из всех, потому что оно оказывает огромное влияние на нашу жизнь.

У такого отношения к себе есть особое название. Это называется «самооценка». Наше представление о себе - это то, как мы видим себя.

Наша самооценка важна, потому что она влияет на наше отношение к семье, друзьям и другим людям.Это также влияет на нашу работу и наши шансы на успех. Люди с плохой самооценкой обычно не ладят с другими людьми. В целом они недовольны.

Наша самооценка также влияет на наше отношение к Богу. Те, у кого плохая самооценка, как правило, злобны и обижены на Бога. Им трудно доверять Ему и верить в Его любовь к ним. Мы не должны думать о себе плохо, мы не должны гордиться или зазнаваться. Ни один из этих подходов не приносит счастья или правильных отношений.Бог хочет, чтобы у нас было правильное представление о себе. Он хочет, чтобы мы правильно думали о себе.

Мы созданы Богом

В Уроке 3 мы узнали о важности наших мыслей. То, что мы думаем, определяет, что мы делаем и что чувствуем. Мы управляемы тем, как мы внутренне видим вещи и верим в них. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит:

.

«Каковы мысли в сердце человека, таков и он». Притчи 23: 7

Поэтому важно, чтобы мы правильно думали о себе и видели себя такими, какими видит нас Бог.Для этого мы сначала хотим рассмотреть некоторые факты о человеке:

1. Мы созданы Богом.

Человек возник не в процессе эволюции. Мы созданы Богом. Сам Господь Иисус сказал:

«От начала сотворения мира сотворил их мужчиной и женщиной». Марка 10: 6

2. Мы были созданы по образу Божьему.

Бог почтил человека больше всех других сотворенных существ тем, что Он создал человека по Своему собственному образу. Даже ангелы не имеют такой чести.Только человек был создан по образу Бога. В Библии сказано:

.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» Бытие 1:27

3. Мы созданы, чтобы прославлять Бога.

У Бога была цель создать человека. Он создал человека для Своей славы. В Исаии 43: 7 Бог говорит: «Я создал его для Моей славы». Отцы церкви были правы, когда сказали: «Главная цель человека - прославлять Бога и вечно наслаждаться Им».

4. Нам были даны определенные характеристики и способности от Бога.

Ни у кого не было выбора относительно его родителей, его расы, цвета его кожи, его интеллекта, его внешности или его природных способностей. Все они пришли к нам по рождению, и все они произошли от Бога.

Если у нас есть особые дары и способности, мы должны признать их такими, какие они есть - дарами Бога для нас. Мы не можем претендовать на них в большей степени, чем мы можем претендовать на их высокий рост или голубые глаза. Все природные качества и способности исходят от Бога. Поскольку это правда, с нашей стороны нет места для гордости.В Библии сказано:

.

"Ибо кто отличает вас от другого? А что у вас есть, чего вы не получили?" 1 Коринфянам 4: 7

Верно и то, что нам нечего стыдиться того, что мы получили от рождения. Бог - Создатель всех людей. Он не стыдится своего дела; и нам не должно быть стыдно.

Бог очень недоволен каждым, кто смотрит свысока на другого человека или презирает его. Если вы издеваетесь или высмеиваете кого-то, вы упрекаете Бога, потому что Он - Тот, кто создал этого человека.В Библии сказано:

.

«Смехающийся над бедным упрекает Создателя своего». Притчи 17: 5

Смотреть на себя свысока или презирать себя так же неправильно, как смотреть на другого человека свысока или презирать его.

Получение правильного самооценки

Принимая во внимание приведенные выше факты, мы хотим поделиться с вами некоторыми вещами, которые помогут вам сформировать правильное представление о себе.

Осознайте, что вы особенный человек.

Поскольку мы живем в эпоху множества чудесных научных изобретений, мы можем думать, что человек не так важен.Но самое прекрасное в мире - это не космический корабль или какое-то новое электронное устройство. Самое замечательное в мире - это человек. Дэвид сказал:

«Я восхваляю Тебя, ибо я устроен ужасно и чудесно». Псалом 138: 14

В нас важно не то, как мы выглядим. Важно то, что у нас есть потенциал стать членом Божьей семьи и трансформироваться в образ Самого Христа. Это то, что делает каждого человека таким ценным в глазах Бога.

Наш Создатель - Бог бесконечного разнообразия. Он не делает двух абсолютно одинаковых листьев. Он не делает две одинаковые снежинки. И Он не делает двух людей совершенно одинаковыми. Вы особенный, абсолютно уникальный, единственный в своем роде человек. И вы можете принести своему Создателю особую славу, которую никто другой не может принести.

Начните личные отношения со своим Создателем.

Мы были созданы по образу Божьему, и, будучи сотворенными по Его образу, у нас есть способность знать Его и вступать с Ним в личные отношения.

Вы никогда не увидите своей истинной ценности и не примете себя полностью, пока не вступите в личные отношения со своим Создателем. Как только вы познаете Бога и что-то от Его любви к вам, вы начнете видеть, насколько вы действительно стоите в Его глазах.

Господь Иисус указал своим ученикам, что даже маленький ничтожный воробей не может упасть на землю без ведома Небесного Отца. Иисус сказал:

"Итак не бойтесь; вы дороже многих воробьев."(Матфея 10:31)

Далее Иисус сказал, что даже волосы на нашей голове сочтены. Если мы так важны для Бога, то, безусловно, должны больше думать о себе. Чем больше мы узнаем о любви Бога к нам, тем больше мы осознаем нашу истинную ценность.

Не сравнивайте себя с другими.

Маленькие дети счастливы, потому что они не сравнивают себя друг с другом. Они счастливы быть самими собой и иметь то, что у них есть.

По мере взросления дети начинают оглядываться и сравнивать себя с другими.Именно тогда многие из них решают, что получили «грубую сделку» в жизни, потому что они не так красивы, как такие-то, или не так умны, как такие-то, или у них нет денег, как у таких-то. так что. Но Бог говорит нам не делать этого. В Библии сказано:

.

«… они, измеряя себя и сравнивая себя между собой, не мудры». 2 Коринфянам 10:12

Правильно реагируйте на «дефекты».

Большинство людей, особенно молодежь, очень озабочены своим внешним видом.Они внимательно рассматривают себя в зеркало. Поскольку никто не идеален, они обычно находят в себе одну или несколько вещей, которые им не нравятся. Они думают об этих «дефектах» большую часть времени. Вместо того чтобы пользоваться всеми многочисленными преимуществами, данными им Богом, они позволяют себе стать несчастными и подавленными из-за своих так называемых «недостатков».

На самом деле, идеального тела нет ни у кого. У каждого есть что-то, что можно назвать «дефектом». Но недостаток не обязательно должен мешать вам прославлять Бога в своей жизни.

Молодой человек в Японии родился с ужасно деформированным телом и лицом. Мало кто когда-либо видел Кандуру, потому что его родители держали его в уединении.

С деформированным лицом и деформированным телом, неспособным ходить или говорить, чего он ждал в жизни? Вроде бы очень мало. Но его радио принесло ему весть о том, что Бог любит его и послал Господа Иисуса быть его Спасителем.

Когда к этому молодому человеку пришел христианин из Японии, Кандура с готовностью поверил в Иисуса Христа.Позже он нацарапал это сообщение:

Несмотря на то, что этот молодой человек был очень инвалидом, он прославил Бога и прославил Его за Его чудесное спасение.

Как мы можем пожалеть себя, прочитав это? Как мы можем чувствовать горечь и обиду на Бога из-за того, что нам не нравится в себе?

Дай мне Бог безмятежности принять то, что я не могу изменить… Смелость изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы понять разницу.

Осознайте, что Бог все еще работает над вами.

Библия говорит: «Ибо мы Его творение». (Ефесянам 2:10). Это означает, что Бог работает над нами, чтобы сделать нас такими, какими Он хочет, чтобы мы были.

Какой план у Бога для нас? Его план - сделать нас подобными Господу Иисусу Христу. Бог работает над тем, чтобы мы соответствовали образу Своего Сына. В Библии сказано:

.

«Кого Он предузнал, Он и предопределил сообразоваться с образом Сына Своего…» Римлянам 8:29

Бог многое делает в нас, чтобы сделать нас такими, какими Он хочет, чтобы мы были. Когда Он завершит Свою работу, мы будем подобны Господу Иисусу.Между тем давайте помнить, что Бог все еще работает над нами. Мы должны ободряться, зная, что Сам Бог завершит работу, которую Он начал в нас. В Библии сказано:

.

«Будучи уверенным в том, что Начавший доброе дело в вас совершит его до дня Иисуса Христа». К Филиппийцам 1: 6

Отказаться от горечи.

Бог хочет делать много вещей в нашей жизни, но Он требует нашего сотрудничества. Бог никогда не отменяет нашу волю. Мы должны позволить Ему идти своим путем в нашей жизни.Если мы огорчены и обижены, Ему препятствуют в Его работе по изменению нас.

Он может сделать что-то прекрасное в вашей жизни, если вы позволите Ему. Если вы испытывали горечь и негодование по отношению к Богу, исповедуетесь ли вы перед Ним в этом грехе прямо сейчас? Просто скажи Ему правду:

«Боже, я был огорчен и обижен на _________. Я признаюсь Тебе в этом грехе прямо сейчас».

Будьте благодарны.

Наше счастье в жизни не зависит от того, насколько мы красивы или красивы.Это не зависит от того, насколько мы умны. Это не зависит от того, сколько у нас денег. Это зависит от нашего отношения.

Много лет назад в результате трагической ошибки ребенок потерял зрение. Маленькая девочка, Фанни Кросби, родилась с нормальным зрением, но когда ей было всего шесть недель, у нее началось воспаление глаз. Местный врач применил неправильное лекарство к ее глазам, ослепив ее на всю жизнь.

Эта маленькая девочка могла быть огорчена и возмущена случившимся.Она могла ненавидеть того, кто совершил такую ​​трагическую ошибку. Она могла даже обвинить Бога в том, что он позволил этому случиться. Но ничего из этого она не сделала.

У нее была бабушка, которая держала ее на руках и учила знать и любить Господа Иисуса. Маленьким ребенком она открыла Ему свое сердце.

Когда Фанни Кросби узнала больше о Боге и Его любви к ней, она полностью отдалась Ему. Она сделала еще кое-что. Она решила быть довольной. Хотя она не понимала, почему Бог позволил ей ослепнуть, она была уверена в Его любви к ней.Когда ей было всего восемь лет, она написала это стихотворение:

«О, какое я счастливое дитя,
Хотя я не могу видеть!
Я решил, что в этом мире
Я буду доволен! Я слепой,
Я не могу и НЕ БУДУ. "

Когда Фанни Кросби выросла, она начала писать гимны хвалы и благодарности Богу. Она написала более 6000 гимнов! Христиане всего мира пели ее песни - такие песни, как «Богу слава», «Все, как ведет меня мой Спаситель» и «Благословенная уверенность».«

Хотя она была слепой и провела свою жизнь в темноте, Фанни Кросби была одной из самых счастливых христиан, которые когда-либо жили. В чем был секрет ее счастья? Это было так: она верила в любовь и мудрость Бога.

Она не понимала, почему Бог позволил ей ослепнуть, но она верила в Его любовь и мудрость. Она приняла себя и свои обстоятельства, и Бог дал ей благословение для всего мира.

Примите себя - СЕЙЧАС!

Принятие себя основано на доверии любви и мудрости Бога.Все сводится к следующему: буду ли я благодарить своего Создателя за то, как Он меня создал? Буду ли я доверять Его любви и мудрости в своей жизни?

Вы можете прожить жизнь с плохой самооценкой, с горечью и обидой на себя. Или вы можете иметь правильное представление о себе, приняв себя и доверившись Божьей любви и мудрости. Даже то, что кажется нам противным, может работать вместе на наше благо, если мы доверяем Богу. В Библии сказано:

.

«… мы знаем, что все содействует во благо любящим Бога…» Римлянам 8:28

Принятие себя такими, какими нас создал Бог, освобождает нас.Нам не нужно пытаться произвести впечатление на других людей. Нам не нужно бороться за признание. Нам не нужно пытаться быть кем-то великим.

Мы такие, какие мы есть. Нас любит и принимает Тот, кто создал вселенную. Нам не нужно беспокоиться или чрезмерно беспокоиться о том, что о нас думают другие. Бог принял нас, и это действительно важно.

Доверьтесь Божьей любви и мудрости в своей жизни. Скажи Ему прямо сейчас,

«Боже, я был неблагодарным и неблагодарным к Тебе.Я хочу признаться в этом грехе прямо сейчас и прошу Тебя простить меня. Я благодарю Тебя за то, как Ты меня сделал, и за Твое мастерство до сих пор. Я верю, что Ты сделаешь меня таким, каким Ты хочешь, чтобы я был ».


,

Как получать удовольствие от жизниРазберите мозг

В книге «Магия начала с малого» я ​​отметил, что именно дни определяют вашу жизнь. В этой статье я хочу бросить вызов распространенному мнению о том, что досуг можно только наслаждаться. В частности, эта статья нацелена на профессионалов, застрявших в рутине с 9 до 5, которые жаждут выходных и в процессе отказались от попыток получить удовольствие от обычных повседневных переживаний.

1. Цени красоту .Каждый день мы сталкиваемся с красотой самых разных форм и форм. Жалко, что многие люди настолько привыкли к этой красоте, что ее по большей части не ценят. Я предлагаю еще раз взглянуть на людей, растения, гаджеты и здания (чтобы назвать лишь несколько примеров) вокруг вас и уделить время тому, чтобы оценить, что делает их такими особенными.

2. Связь с природой . Природа - удивительный целитель от стрессов и напряжений современной жизни. Пообедать в парке, поработать в огороде на заднем дворе или полюбоваться закатом - вот лишь несколько простых идей, как вы можете наслаждаться отдыхом на свежем воздухе каждый день.

3. Смейтесь. Э. Э. Каммингс однажды сказал: «Самый потраченный впустую день - это день без смеха». Как очень верно. Никогда не будьте слишком заняты, чтобы смеяться, или слишком серьезными, чтобы улыбаться. Вместо этого окружите себя веселыми людьми и не зацикливайтесь на собственном чувстве важности.

4. Имейте простые удовольствия. Чашка хорошего кофе, когда я только просыпаюсь. Время, проведенное за игрой со своим 8-месячным сыном. Вечером готовлю вкусную еду. Это может показаться не слишком захватывающим, но это одни из простых удовольствий, которыми я наслаждаюсь в жизни.Если вы на мгновение притормозите и потратите время на то, чтобы оценить эти обычные события, жизнь мгновенно станет более приятной.

5. Общайтесь с людьми . Во многих отношениях именно наши отношения с людьми приносят нам наибольшее счастье в жизни. Тогда, возможно, лучший способ получить больше удовольствия от работы - это не повышение или повышение по службе, а, скорее, построение отношений с коллегами.

6. Учиться. Между обучением и счастьем существует тесная связь.Учитывая это, нет оправдания, чтобы не стимулировать свой мозг и каждый день узнавать что-то новое. Мой любимый способ найти время для обучения - максимально эффективно добираться до работы и с работы. Аудиокниги и подкасты отлично подходят для этой цели.

7. Переосмыслить утро и вечер . Утро для тебя - безумная спешка, чтобы выйти за дверь? Вы выключаете телевизор на ночь и сразу ложитесь спать? Я лично испытал на себе огромные преимущества установления распорядка утром и вечером.Например, утром вы можете проснуться на час раньше и потратить время на работу над собой, будь то чтение, письмо или упражнения. Вечером подумайте о том, чтобы провести некоторое время перед сном, проанализировав свой день или помедитируя.

8. Празднуйте свои успехи. В течение обычного дня у нас обязательно будут небольшие успехи. Возможно, вы успешно справились с трудным клиентом, совершили продажу или получили хороший комплимент за свою работу. Это не те события, ради которых стоит устраивать вечеринку, но почему бы не отметить свой успех? Поделитесь этим опытом с кем-нибудь, вознаградите себя хорошим обедом или просто мысленно похлопайте себя по плечу.

Питер пишет о том, как изменить свою жизнь в блоге The Change. Он также ведет блог для любителей аудиокниг под названием «Загрузки аудиокниг».

Изображение Робби Эдвардса


ПОЛУЧИТЕ КНИГУ
ЭРИНА ФАЛКОНЕРА!

Эрин показывает перегруженным, перегруженным женщинам, как делать меньше, чтобы они могли достичь большего. Традиционные книги по продуктивности, написанные мужчинами, почти не затрагивают клубок культурного давления, которое испытывают женщины, когда просматривают список дел. Как получить дерьмо научит вас, как сосредоточиться на трех сферах вашей жизни, в которых вы хотите преуспеть, а затем покажет, как избавиться от нагрузки, передать на аутсорсинг или просто перестать наплевать на остальные. ,

Как получать удовольствие от жизни и работы Дейл Карнеги

Дейл Карнеги - отец самопомощи

Вы - нечто новое в этом мире. Радуйтесь этому

Не притворяйтесь кем-то, кем вы не являетесь

Никогда не критикуйте других

Критикуя, вы легко можете демотивировать своих людей. Это задевает гордость, подавляет эго и порождает ненависть

Если критика необходима, тогда первый разговор о ваших слабостях

Если вы знаете, что приложили все усилия, не позволяйте критике влиять на вас

Помните эту несправедливую критику часто является замаскированным комплиментом.Помните, что никто никогда не пинает мертвого

Дейл Карнеги - отец самопомощи

Вы - нечто новое в этом мире. Радуйтесь этому

Не притворяйтесь кем-то, кем вы не являетесь

Никогда не критикуйте других

Критикуя, вы легко можете демотивировать своих людей. Это задевает гордость, подавляет эго и порождает ненависть

Если критика необходима, тогда первый разговор о ваших слабостях

Если вы знаете, что приложили все усилия, не позволяйте критике влиять на вас

Помните эту несправедливую критику часто является замаскированным комплиментом.Помните, что дохлую собаку никто никогда не пинает.

Большую часть жизни вы проводите на работе. У вас действительно есть выбор, как смотреть на эту работу. Можно сделать даже самую скучную работу, развлечься

Всегда будь благодарен за то, что у тебя есть. Не сосредотачивайтесь на том, чего у вас нет

Считайте свои благословения вместо того, чтобы сосредоточиться на своих проблемах

Сосредоточьтесь на важной работе. Не обременяйтесь тривиальными срочными задачами

Избавьтесь от беспокойства, организовавшись. Организуйте свой стол. Вычистите все, кроме того, что вам нужно

Когда ваше окружение в порядке, вы успокоитесь

Если вы начали задание, завершите его.Или вы можете передать кому-то еще

Приоритет

Научитесь расслабляться во время работы

Это напряжение и стресс от работы изнуряют вас

Беспокойство, напряженность и эмоциональные расстройства - три основных причины усталости

Вы также может устать, если вам скучно. Скука тормозит

Постарайтесь получать удовольствие от своей работы. Получите максимум от своей задачи

Вы не можете сделать счастливым весь мир. Если вы попытаетесь это сделать, вы сойдете с ума.

Ищите в людях хорошие качества и дайте им знать об этом.

Заставляйте человека что-то делать.Только тогда вы сможете заставить их делать то, что вы хотите.

Развивайте реальный интерес к другим. Не всегда говорите о своих интересах

Заставляйте других чувствовать себя важными. Не притворяйтесь

Все хотят одобрения, похвалы и признания

Если вы говорите людям, что они неправы; вы никогда не сможете заставить их согласиться с вами

Начните свое дело с признания того, что вы могли ошибаться

Совершенно естественно выступать против людей, которые причинили вам вред. Такие действия не помогут. Вы можете в конечном итоге ухудшить ситуацию

Как убедить других увидеть вашу точку зрения? Начните с того, что вы оба согласны.

Не осуждайте их в присутствии других.Помогите другим сохранить уважение, позволив им сохранить лицо

Вы можете добиться сотрудничества, заставив людей думать, что ответом была их идея

Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попробуем понять их

.

Смотрите также