Как научиться разбираться в схемах


Как читать электрические схемы ⋆ diodov.net

При изучении электроники возникает вопрос, как читать электрические схемы. Естественным желанием начинающего электронщика или радиолюбителя является спаять какое-то интересное электронное устройство. Однако на начальном пути достаточных теоретических знаний и практических навыков как всегда не хватает. Поэтому устройство собирают вслепую. И часто бывает, что спаянное устройство, на которое было затрачено много времени, сил и терпения, — не работает, что вызывает только разочарование и отбивает желание у начинающего радиолюбителя заниматься электроникой, так и не ощутив все прелести данной науки. Хотя, как оказывается, схема не заработала из-за допущения сущего пустяковой ошибки. На исправление такой ошибки у более опытного радиолюбителя ушло бы меньше минуты.

В данной статье приведены полезные рекомендации, которые позволят свести к минимуму количество ошибок. Помогут начинающему радиолюбителю собирать различные электронные устройства, которые заработают с первого раза.

Как научиться читать электрические схемы

Любая радиоэлектронная аппаратура состоит из отдельных радиодеталей, спаянных (соединенных) между собой определенным образом. Все радиодетали, их соединения и дополнительные обозначения отображаются на специальном чертеже. Такой чертеж называется электрической схемой. Каждая радиодеталь имеет свое обозначение, которое правильно называется условное графическое обозначение, сокращенно – УГО. К УГО мы вернемся дальше в этой статье.

Принципиально можно выделить два этапа совершенствования чтения электрических схем. Первый этап характерен для монтажников радиоэлектронной аппаратуры. Они просто собирают (паяют) устройства не углубляясь в назначение и принцип работы основных его узлов. По сути дела – это скучная работа, хотя, хорошо паять, нужно еще поучиться. Лично мне гораздо интересней паять то, что я полностью понимаю, как оно работает. Появляются множества вариантов для маневров. Понимаешь какой номинал, например резистора или конденсатора критичный в данной случае, а каким можно пренебречь и заменить другим. Какой транзистор можно заменить аналогом, а где следует использовать транзистор только указанной серии. Поэтому лично мне ближе второй этап.

Второй этап присущ разработчикам радиоэлектронной аппаратуры. Такой этап является самый интересный и творческий, поскольку совершенствоваться в разработке электронных схем можно бесконечно.

По этому направлению написаны целые тома книг, наиболее известной из которых является «Искусство схемотехники». Именно к этому этапу мы будем стремиться подойти. Однако здесь уже потребуются и глубокие теоретические знания, но все оно того стоит.

Учиться читать электрические схемы мы будем из самых простых примеров и постепенно продвигаться дальше.

Обозначение источников питания

Любое радиоэлектронное устройство способно выполнять свои функции только при наличии электроэнергии. Принципиально выделяют два типа источников электроэнергии: постоянного и переменного тока. В данной статье рассматриваются исключительно источниках постоянного тока. К ним относятся батарейки или гальванические элементы, аккумуляторные батареи, различного рода блоки питания и т.п.

В мире насчитывается тысячи тысяч разных аккумуляторов, гальванических элементов и т.п., которые отличаются как внешним видом, так и конструкцией. Однако всех их объединяет общее функциональное назначение – снабжать постоянным током электронную аппаратуру. Поэтому на чертежах электрических схем источники они обозначаются единообразно, но все же с некоторыми небольшими отличиями.

Электрические схемы принято рисовать слева на право, то есть так, как и писать текст. Однако такого правила далеко не всегда придерживаются, особенно радиолюбители. Но, тем не менее, такое правило следует взять на вооружение и применять в дальнейшем.

Гальванический элемент или одна батарейка, неважно «пальчиковая», «мизинчиковая» или таблеточного типа, обозначается следующим образом: две параллельные черточки разной длины. Черточка большей длины обозначает положительный полюс – плюс «+», а короткая – минус «-».

Также для большей наглядности могут проставляться знаки полярности батарейки. Гальванический элемент или батарейка имеет стандартное буквенное обозначение G.

Однако радиолюбители не всегда придерживаются такой шифровки и часто вместо G пишут букву E, которая обозначает, что данный гальванический элемент является источником электродвижущей силы (ЭДС). Также рядом может указываться величина ЭДС, например 1,5 В.

Иногда вместо изображения источника питания показывают только его клеммы.

Группа гальванических элементов, которые могут повторно перезаряжаться, аккумуляторной батареей. На чертежах электрических схем они обозначается аналогично. Только между параллельными черточками находится пунктирная линия и применяется буквенное обозначение GB. Вторая буква как раз и обозначает «батарея».

Обозначение проводов и их соединений на схемах

Электрические провода выполняют функцию объединения всех электронных элементов в единую цепь. Они выполняют роль «трубопровода» — снабжают электронные компонент электронами. Провода характеризуются множеством параметров: сечением, материалом, изоляцией и т.п. Мы же будем иметь дело с монтажными гибкими проводами.

На печатных платах проводами служат токопроводящие дорожки. Вне зависимости от вида проводника (проволока или дорожка) на чертежах электрических схем они обозначаются единым образом – прямой линией.

Например, для того, что бы засветить лампу накаливания необходимо напряжение от аккумуляторной батареи подвести с помощью соединительных проводов к лампочке. Тогда цепь будет замкнута и в ней начнет протекать ток, который вызовет нагрев нити лампы накаливания до свечения.

Проводник принять обозначать прямой линией: горизонтальной или вертикальной. Согласно стандарту, провода или токоведущие дорожки могут изображаться под углом 90 или 135 градусов.

В разветвленных цепях проводники часто пересекаются. Если при этом не образуется электрическая связь, то точка в месте пересечения не ставится.

Если в месте пересечения проводников образуется электрическая связь, то это место обозначается точкой, называемой электрическим узлом. В узле могут пересекаться одновременно несколько проводников. Здесь я советую познакомиться с первым законом Кирхгофа.

Обозначение общего провода

В сложных электрических цепях с целью улучшения читаемости схемы часто проводники, соединенные с отрицательной клеммой источника питания, не изображают. А вместо них применяют знаки, обозначающие отрицательных провод, который еще называют общий или масса или шасси или земля.

Рядом со знаком заземления часто, особенно в англоязычных схемах, делается надпись GND, сокращенно от GRAUND – земля.

Однако следует знать, что общий провод не обязательно должен быть отрицательным, он также может быть и положительным. Особенно часто за положительный общий провод принимался в старых советских схемах, в которых преимущественно использовались транзисторы pnp структуры.

Поэтому, когда говорят, что потенциал в какой-то точке схемы равен какому-то напряжению, то это означает, что напряжение между указанной точкой и «минусом» блока питания равен соответствующему значению.

Например, если напряжение в точке 1 равно 8 В, а в точке 2 оно имеет величину 4 В, то нужно положительный щуп вольтметра установить в соответствующую точку, а отрицательный – к общему проводу или отрицательной клемме.

Таким подходом довольно часто пользуются, поскольку это очень удобно с практической точки зрения, так как достаточно указать только одну точку.

Особенно часто это применяется при настройке или регулировке радиоэлектронной аппаратуре. Поэтому учиться читать электрические схемы гораздо проще, пользуясь потенциалами в конкретных точках.

Условное графическое обозначение радиодеталей

Основу любого электронного устройства составляют радиодетали. К ним относятся резисторы, светодиоды, транзисторы, конденсаторы, различные микросхемы и т. д. Чтобы научиться читать электрические схемы нужно хорошо знать условные графические обозначения всех радиодеталей.

Для примера рассмотрим следующий чертеж. Он состоит из батареи гальванических элементов GB1, резистора R1 и светодиода VD1. Условное графическое обозначение (УГО) резистора имеет вид прямоугольника с двумя выводами. На чертежах он обозначается буквой R, после которой ставится его порядковый номер, например R1, R2, R5 и т. д.

Поскольку важным параметром резистора помимо сопротивления является мощность рассеивания, то ее значение также указывается в обозначении.

УГО светодиода имеет вид треугольника с риской у его вершины; и двумя стрелочками, острия которых направлены от треугольника. Один вывод светодиода называется анодом, а второй – катодом.

Светодиод, как и «обычный» диод, пропускает ток только в одном направлении – от анода к катоду. Данный полупроводниковый прибор обозначается VD, а его тип указывается в спецификации или в описании к схеме. Характеристики конкретного типа светодиода приводятся в справочниках или «даташитах».

Как читать электрические схемы реально

Давайте вернемся к простейшей схеме, состоящей из батареи гальванических элементов GB1, резистора R1 и светодиода VD1.

Как мы видим – цепь замкнута. Поэтому в ней протекает электрический ток I, который имеет одинаковое значение, поскольку все элементы соединены последовательно. Направление электрического тока I от положительной клеммы GB1 через резистор R1, светодиод VD1 к отрицательной клемме.

Назначение всех элементов вполне понятно. Конечной целью является свечение светодиода. Однако, чтобы он не перегрелся и не вышел из строя резистор ограничивает величину тока.

Величина напряжения, согласно второму закона Кирхгофа, на всех элементах может отличаться и зависит от сопротивления резистора R1 и светодиод VD1.

Если измерить вольтметром напряжение на R1 и VD1, а затем полученные значения сложить, то их сумма будет равна напряжению на GB1: V1 = V2 + V3.

Соберем по данному чертежу реальное устройство.

Как читать электрические схемы с минимальным набором радиодеталей мы разобрались. Теперь можем перейти к более сложному варианту.

Добавляем радиодетали

Рассмотрим следующую схему, состоящую из четырех параллельных ветвей. Первая представляет собой лишь аккумуляторную батарею GB1, напряжением 4,5 В. Во второй ветви последовательно соединены нормально замкнутые контакты K1.1 электромагнитного реле K1, резистора R1 и светодиода VD1. Далее по чертежу находится кнопка SB1.

Третья параллельная ветвь состоит из электромагнитного реле K1, шунтированного в обратном направлении диодом VD2.

В четвертой ветви имеются нормально разомкнутые контакты K1.2 и бузер BA1.

Здесь присутствуют элементы, ранее нами не рассмотрены в данной статье: SB1 – это кнопка без фиксации положения. Пока она нажата ее, контакты замкнуты. Но как только мы перестанем нажимать и уберем палец с кнопки, контакты разомкнутся. Такие кнопки еще называют тактовыми.

Следующий элемент– это электромагнитное реле K1. Принцип работы его заключается в следующем. Когда на катушку подано напряжение, замыкаются его разомкнутые контакты и размыкаются замкнутые контакты.

Все контакты, которые соответствуют реле K1, обозначаются K1.1, K1.2 и т. д. Первая цифра означает принадлежность их соответствующему реле.

Бузер

Следующий элемент, ранее не знакомый нам, — это бузер. Бузер в какой-то степени можно сравнить с маленьким динамиком. При подаче переменного напряжения на его выводы раздается звук соответствующей частоты. Однако в нашей схеме отсутствует переменное напряжение. Поэтому мы будем применять активный бузер, который имеет встроенный генератор переменного тока.

Пассивный бузер – для переменного тока.

Активный бузер – для постоянного тока.

Активный бузер имеет полярность, поэтому следует ее придерживаться.

Теперь мы уже можем рассмотреть, как читать электрическую схему в целом.

В исходном состоянии контакты K1.1 находятся в замкнутом положении. Поэтому ток протекает по цепи от GB1 через K1.1, R1, VD1 и возвращается снова к GB1.

При нажатии кнопки SB1 ее контакты замыкаются, и создается путь для протекания тока через катушку K1. Когда реле получило питание ее нормально замкнутые контакты K1.1 размыкаются, а нормально замкнутые контакты K1.2 замыкаются. В результате гаснет светодиод VD1 и раздается звук бузера BA1.

Теперь вернемся к параметрам электромагнитного реле K1. В спецификации или на чертеже обязательно указывается серия применяемого реле, например HLS‑4078‑DC5V. Такое реле рассчитано на номинальное рабочее напряжение 5 В. Однако GB1 = 4,5 В, но реле имеет некоторый допустимы диапазон срабатывания, поэтому оно будет хорошо работать и при напряжении 4,5 В.

Для выбора бузера часто достаточно знать лишь его напряжение, однако иногда нужно знать и ток. Также следует не забывать и о его типе – пассивный или активный.

Диод VD2 серии 1N4148 предназначен для защиты элементов, которые производят размыкание цепи, от перенапряжения. В данном случае можно обойтись и без него, поскольку цепь размыкает кнопка SB1. Но если ее размыкает транзистор или тиристор, то VD2 нужно обязательно устанавливать.

Учимся читать схемы с транзисторами

На данном чертеже мы видим транзистор VT1 и двигатель M1. Для определенности будем применять транзистор типа 2N2222, который работает в режиме электронного ключа.

Чтобы транзистор открылся, нужно на его базу подать положительный потенциал относительно эмиттера – для npn типа; для pnp типа нужно подавать отрицательный потенциал относительно эмиттера.

Кнопка SA1 с фиксацией, то есть он сохраняет свое положение после нажатия. Двигатель M1 постоянного тока.

В исходном состоянии цепь разомкнута контактами SA1. При нажатии кнопки SA1 создается несколько путей протеканию тока. Первый путь – «+» GB1 – контакты SA1 – резистор R1 – переход база-эмиттер транзистора VT1 – «-» GB1. Под действием протекающего тока через переход база-эмиттер транзистор открывается и образуется второй путь току – «+»GB1SA1 – катушка реле K1 – коллектор-эмиттер VT1 – «-» GB1.

Получив питание, реле K1 замыкает свои разомкнутые контакты K1.1 в цепи двигателя M1. Таким образом, создается третий путь: «+» GB1SA1K1.1M1 – «-» GB1.

Теперь давайте все подытожим. Для того чтобы научиться читать электрические схемы, на первых порах достаточно лишь четко понимать законы Кирхгофа, Ома, электромагнитной индукции; способы соединения резисторов, конденсаторов; также следует знать назначение всех элементом. Также поначалу следует собирать те устройства, на которые имеются максимально подробные описания назначения отдельных компонентов и узлов.

Разобраться в общем подходе к разработке электронных устройств по чертежам, с множеством практических и наглядных примеров поможет мой очень полезный для начинающих курс Как читать электрические схемы и создавать электронные устройства. Пройдя данный курс, Вы сразу почувствуете, что перешли от новичка на новый уровень.

Еще статьи по данной теме

Советы, чтобы набрать скорость

Добро пожаловать в учебник номер девять из нашей серии «Университет водителей». В этом руководстве будут рассмотрены:

  • Чему нужно научиться на новой трассе
  • Что можно и чего нельзя делать при использовании видео, тренажеров и инструкторов по водителям
  • Прогулка по кругу
  • Ваши первые круги по новой трассе
  • Как быстро набрать темп

Когда мне было 19 лет, я переехал в США. Для меня это был шаг в неизведанное, и, помимо изучения совершенно новой культуры, мне также пришлось изучить множество новых и сложных трасс.

В то время многие американские треки были более «олдскульными», чем европейские. Это означало захватывающие, хотя и немного опасные схемы с небольшим количеством места для ошибки. В 19 лет все, что я делал в гонках, было основано на инстинкте - у меня не было стратегии, как получить от вождения максимум удовольствия.

Эта статья представляет собой руководство, которое я хотел бы иметь тогда, когда не было бюджета на тестирование и мне приходилось изучать схемы во время тренировочных сессий на гоночных выходных.

Что вам нужно знать

Вы можете подумать, что изучение нового трека - это просто понимание того, куда пойдет следующий поворот, но это еще не все.Чтобы быть максимально быстрым на любой трассе, вам нужно знать детали:

  • Куда идет трасса - важно по понятным причинам!
  • Изменения поверхности - по мере того, как схемы развиваются с годами, различные участки могут заменяться, что приводит к различиям в уровнях сцепления
  • Неровности - влияют на уровень сцепления и скорость потери сцепления с дорогой
  • Бордюры - важнее знать на старых трассах, где есть большие различия в конструкции
  • Контрольные точки торможения - для больших зон замедления использование контрольных точек может помочь вам ускорить темп
  • Круговой развал - чем больше развал в повороте, тем больше нагрузка проходит через шину, что соответствует большему сцеплению
  • Высота - когда машину толкают на возвышенность (вспомните подъем Друидов в Брэндс-Хэтче), у нее больше сцепления.
  • Где безопаснее толкать - зная, где можно сделать ошибку и избежать наказания, поможет быстрее набрать скорость

ДРУГОЕ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Есть еще несколько вещей, которые важно знать о гонках и трековых днях - они не сделают вас быстрее, но, как хороший водитель, вы должны их знать:

  • Расположение линии старта / финиша - они могут немного отличаться, и их важно знать по очевидным причинам
  • Расположение линии зеленого флага - важно помнить во время гонок.Если есть машина безопасности, вам нужно знать, когда вы сможете обгонять. Некоторые чемпионаты разрешают обгон, как только развевается флаг, в то время как другие заставляют ждать, пока вы не пересечете линию
  • .
  • Где вход в яму - часто упускают из виду при изучении трассы. Всегда узнавайте, где он находится, прежде чем отправиться в путь, и ищите его на своем первом круге
  • Там, где проходят линии ограничения скорости на пит-стопах - критически важно для гонок с пит-стопами. Вы можете выиграть много времени, атакуя линии входа / выхода из ямы.
  • Зоны обгона / защиты - для трек-дней знайте, где находятся безопасные зоны (прямые) для обгона. В гонках есть общие зоны, где легче обгонять - обычно крутые повороты после длинных прямых, поэтому убедитесь, что вы знаете эти

Фаза исследования - соберите как можно больше информации

ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАШИ ЦЕПИ

Наряду с этими учебными пособиями по технике вождения, я подготовил несколько руководств по видеосхемам (см. Их здесь), в которых я очень подробно - почти покадрово - рассматриваю круги с разных трасс.

Я обрисовываю бортовые кадры и комментирую, чтобы объяснить ориентиры торможения, линии, бордюры и многое другое с точки зрения водителя. На данный момент существует всего несколько руководств, но в ближайшие месяцы я добавлю их еще.

Эти руководства полезны как до, так и после того, как вы будете в пути. Перед тем как отправиться на трассу, посмотрите гидов, чтобы узнать, как проходят повороты, и получить некоторое представление о гоночной трассе. После того, как вы проехали несколько кругов, посмотрите инструкции еще раз, когда вы лучше познакомитесь с трассой и сможете сосредоточиться на более подробной информации.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО (ВНИМАНИЕ!)

YouTube - отличный ресурс для поиска дополнительной информации о трассе. Однако, а это большая проблема, будьте осторожны. Тот факт, что кто-то умеет загружать видео в Интернет, не означает, что его техника и гоночные трассы соответствуют мировому уровню.

Просмотрев все не отвечающие стандартам повторы видеоигр о вождении и Project Cars, вы можете найти кое-что достойное. А из-за огромного количества видео вы, скорее всего, найдете видео с автомобилем, похожим на ваш, на той трассе, которую вы хотите.

Мы начали составлять плейлисты для каждой машины с высококачественным вождением на различных трассах, чтобы пользователи Driver 61 могли быть уверены, что усваивают полезную информацию. Нам еще предстоит добавить много машин, но вы можете увидеть начало списка здесь.

Итак, вы нашли хорошего водителя в своей машине на трассе, по которой собираетесь. Что дальше? При просмотре видео вы хотите обратить внимание на несколько вещей. Вот что я обычно делаю:

  • Посмотрите весь круг несколько раз - это поможет вам «попасть в поток» трассы
  • Начните смотреть на трассы гонок, особенно на точки вершин (подумайте о расстоянии вдоль внутреннего бордюра) и сколько выездных бордюров использует водитель - при необходимости приостановите или замедлите запись
  • Исследуйте места, где водитель тормозит, на наличие больших зон замедления - подумайте о ориентирах, которые вы можете найти, когда находитесь на трассе
  • Оцените скорость в поворотах - я не говорю здесь о точности +/- 1 мили в час, но знание того, на какой передаче работает водитель, поможет

Также стоит отметить несколько ценных указателей, включая потенциальные контрольные точки для торможения, точки вершин и другие вещи, которые могут вам понадобиться на карте трека.Процесс записи этой информации поможет вам вспомнить, когда вы находитесь в машине, и приблизитесь к своим умственным способностям.

Также стоит сказать, что вы не можете просто выйти на трассу и сразу скопировать быстрого водителя. Я расскажу о том, как быстро набрать скорость позже в этой статье, но при просмотре видео невозможно понять, чем могут отличаться машины или трассы - вы используете видео только как грубую помощь.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СИМУЛЯТОР ГОНКИ

Смотреть видео - это хорошо, но следующий шаг - попасть в симулятор.Симуляторы высшего качества стоят дорого (20 000 фунтов стерлингов), но их можно нанять на почасовой основе примерно за 150 фунтов в час, что по-прежнему дорого, но дешевле, чем изучение трассы в GT3 Aston.

Многие схемы в программном обеспечении симулятора сканируются лазером, и я должен сказать, что детализация и реализм невероятны - неровности, бордюры и уровни сцепления действительно очень близки. Возможно - и все более вероятно, - что ваша машина тоже будет включена в программное обеспечение, а это означает, что время симулятора круга будет недалеко от реального времени круга.

Лучший способ использовать симуляцию - это отслеживать обучение, а затем улучшать последовательность. Я часто использую симуляторы со своими водителями, особенно когда они раньше не были на трассе. Если они плохо знакомы с симулятором вождения, мы оставим многие вспомогательные средства вождения включенными и будем проезжать как можно больше, не вращая машину постоянно.

Также неплохо было бы иметь с собой тренера. Они могут перенести свой реальный опыт на симулятора, указав ориентиры, вершины и области, в которых вам может потребоваться соблюдать осторожность.

Практическая фаза - время выйти на путь

Итак, вы посмотрели наши путеводители по трассам, нашли короткое видео с водителем на YouTube, сделали некоторые заметки, проехали 300 кругов на симуляторе, и теперь, наконец, пришло время почувствовать настоящую гудронированную дорожку. Слава Богу.

Если у вас мало времени или вы гоняете на дорогом автомобиле GT, вам нужно как можно быстрее набрать скорость.

Без сомнения, лучший способ сделать это - нанять хорошего тренера-водителя. У меня были гонщики-любители, которые думали, что им не нужен тренер, и тратят столько дней гоночного времени, прежде чем наконец осознают эффективность обучения у профессионала.

Тренеры-водители могут быть дорогими - вы заплатите 350–500 фунтов стерлингов в день за приличный, но я искренне верю, что вы разовьете скорость в три или четыре раза быстрее. Когда вы вкладываете стоимость в общую схему вещей, дневная ставка становится относительно дешевой.

Тренер-водитель поможет вам разными способами:

  • Имеющийся у них опыт как в трассе, так и в технике вождения поможет вам быстро набрать скорость
  • Они смогут сесть рядом с вами в машину и объяснить любые проблемы с гоночной линией или техникой.
  • Тренер может установить контрольный круг для данных и описать, где вы теряете больше всего времени.
  • Можно сесть рядом с тренером и почувствовать, как на машине надо вести

ПОСЕТИТЬ ЦЕПЬ В МЕДЛЕННОМ АВТОМОБИЛЕ

Если вы участвуете в гонках на быстрой машине или новичок в гонке на треке, действительно стоит посетить новую трассу на более медленной гоночной машине - подумайте о MX5 или подобном.

Это то, что я делаю со всеми своими гонщиками, потому что это позволяет им детально изучить трассу, в то время как машина по-прежнему естественным образом толкает (скользит) по гоночной трассе.

Если вы попытаетесь изучить трассу на быстрой гоночной машине, вы быстро достигнете своих умственных способностей, а это значит, что усваивать информацию просто сложнее.

Когда вы будете знать каждый сантиметр трассы на более медленной машине, будет намного проще быть быстрым на гоночной машине.

ИДТИ ПО ДОРОГЕ

Для действительно увеличенного обзора трассы вам следует пройтись по трассе.Для меня прогулка по тропе - своего рода ритуал. Даже если я бывал на этой трассе 50 раз, я все равно пройду ее в субботу вечером. На треке вы видите то, чего никогда не видите, когда едете.

Лучше всего идти по трассе после того, как вы уже проехали несколько кругов, так как тогда вы поймете правильные линии гонок и точки торможения, которые может быть трудно понять без опыта трассы. При переходе по трассе обратите внимание на:

  • Изменения поверхности - хотя вы не можете определить уровень сцепления, вы можете принять к сведению, что, вероятно, произойдет смещение захвата.
  • Бордюры - действительно понимаете, насколько суровый бордюр, сколько его можно выдержать и будет ли скользким на мокрой дороге
  • Неровности - немного сложно увидеть при ходьбе, но все же важно попытаться найти
  • Выезд на астротурф / газобетон - полезно понимать, если вы бежите широко, часто можно проехать по астротурфу / газобетону и не терять времени
  • Убегайте / опасные зоны - вы должны искать места, где можно ошибиться и без всякой опасности убежать в сторону.Это те области, где вы можете сначала выйти за пределы торможения в относительной безопасности. С другой стороны, обратите внимание на участки, где не так много бега, и вам следует постепенно наращивать скорость.

Помимо детального изучения трассы, вы должны также сделать мысленные снимки точек поворота, вершины и выхода на вашем пути по трассе.

Убедитесь, что ваша голова находится на том же уровне, что и в машине, и вы находитесь в том же положении на трассе.Затем посидите немного и осмотрите все это. Это звучит немного у-у-у, но эти техники визуализации действительно работают и помогут вам попасть в «зону».

ПЕРВЫЙ ПРОЕЗД В ГОНКОВОМ АВТОМОБИЛЕ (БОЛЕЕ МЕДЛЕННО)

Итак, пора наконец сесть в машину! К настоящему времени вы должны быть хорошо подготовлены и хотя бы знать, куда идет трасса.

Ваши первые круги по трассе должны проходить медленно, с большим и дальним зрением, чтобы вы усвоили как можно больше информации. Если вы выйдете слишком быстро из коробки, вы задействуете все свои умственные способности, удерживая машину на трассе, и ничему не научитесь.Вот пошаговый процесс, чтобы выучить трек как можно быстрее:

  1. Сделайте первые круги со скоростью 60-70% - усвоите как можно больше информации
  2. Убедитесь, что ваше видение далеко вперед и широкое
  3. Сделайте более поздний апекс, чем обычно - это дает вам немного места для ошибки, так как на поворотах вы не сбежите с дороги.
  4. Сосредоточьтесь на том, чтобы гоночная линия была правильной и плавной, прежде чем беспокоиться о том, чтобы найти край сцепления
  5. Определите предел сцепления в более медленных и безопасных поворотах (в большинстве случаев уклонения) вначале
  6. Отключите тормоза раньше, чем обычно, чтобы вызвать недостаточную поворачиваемость автомобиля (объяснения см. В нашем руководстве по переносу веса)
  7. Если у вас есть регистратор данных, используйте временную дельту, чтобы найти время.Дельта времени показывает гонщику, идет ли он быстрее или медленнее своего самого быстрого круга в данной точке трассы. Я все время использую это, чтобы пробовать разные линии и выбирать, какая из них самая быстрая - я расскажу об этом более подробно в следующем уроке.
  8. По окончании тренировки сравните данные с кругом ваших тренеров и проработайте области с наибольшей разницей во времени.
  9. Записывайте контрольные точки торможения, точки вершин и информацию о бордюрах, неровностях и т. Д. Процесс «загрузки» этой информации поможет вашему вождению и повышению осведомленности.

ГДЕ ОБГОНЯТЬ? СМОТРЕТЬ ГОНКУ КАДРА

В идеале, вы впервые выезжаете на трассу не во время гоночного уик-энда, поэтому нет необходимости понимать, какие зоны являются основными для обгона и защиты.

Однако, если вы участвуете в гонке, важно знать, где будут стандартные зоны обгона, чтобы вы были готовы атаковать (и, возможно, защищаться) в этих зонах.

Быстрый поиск на YouTube британских гоночных автомобилей поможет выделить все возможные - а иногда и невозможные - места для обгона на различных трассах Великобритании.Также важно понимать, что когда вы мчитесь в «поезде» автомобилей, гоночная линия может полностью измениться, поскольку все в поезде находятся в режиме защиты.

Изучить новую трассу сложно - особенно если вам нужно изучить трассу во всех деталях, но ваш главный вывод должен заключаться в том, чтобы заранее как можно больше подготовиться, а когда вы, наконец, выйдете на трассу, не усложняйте задачу. открытые умственные способности для изучения схемы.

На этой неделе все, спасибо за чтение, увидимся в следующий раз, Скотт.

.

Как научиться читать электрические схемы - Другое

Даже хорошо зная условные обозначения, используемые в электронных схемах, трудно понять, как именно сигнал проходит от компонента к компоненту. Чтобы научиться не только называть отдельные компоненты на схеме, но и определять, как они взаимодействуют друг с другом, необходимо освоить ряд приемов.

Инструкция

один

Научитесь различать цепи питания и сигнальные цепи.Обратите внимание, питание каскада практически всегда изображено в верхней части соответствующего фрагмента схемы. Источник питания постоянного тока почти всегда сначала проходит через нагрузку, а уже потом - на анод лампы или коллектор транзистора. Точка соединения соответствующего электрода с нижним выводом нагрузки - это место снятия усиленного сигнала с каскада.

2

Входные каскадные цепи обычно не требуют пояснений.Однако отметим, что вспомогательные компоненты, расположенные вокруг управляющего электрода активного компонента, играют гораздо более важную роль, чем кажется на первый взгляд. Именно с их помощью задается напряжение так называемого смещения, с помощью которого компонент переводится в наиболее оптимальный режим постоянного тока. Особенности вытесняющего метода подачи различны для разных активных компонентов.

3

Обратите внимание на конденсаторы, расположенные как перед входом, так и после выхода каскада, усиливающие переменное напряжение.Эти конденсаторы не проводят постоянный ток, поэтому ни входной сигнал, ни входное сопротивление следующего каскада не могут вывести каскад из режима постоянного тока.

четыре

Также обратите внимание, что некоторые из каскадов предназначены для усиления постоянного тока. Формирователи напряжения смещения в них отсутствуют, и между собой они соединены без конденсаторов. Некоторые из этих каскадов работают в аналоговом режиме, некоторые - в ключевом. Во втором случае нагрев активного компонента минимален.

пять

Если в схеме несколько каскадов, научитесь определять последовательность, с которой сигнал проходит через них. Развивайте навыки определения каскадов, которые выполняют определенные преобразования по отношению к сигналу, например, преобразование частоты или обнаружение. Обратите внимание, что в одной схеме может быть несколько параллельных цепочек каскадов, в которых несколько сигналов обрабатываются независимо друг от друга.

6

Осветить все тонкости, без знания которых невозможно безошибочно прочитать электрические схемы, невозможно в рамках одной статьи.Поэтому обязательно приобретите любой учебник по схемотехнике.

.

Как читать схему

Добавлено в избранное Любимый 89

Обзор

Схема

- это наша карта для проектирования, создания и устранения неисправностей схем. Понимание того, как читать схемы и следовать им, - важный навык для любого инженера-электронщика.

Это руководство должно превратить вас в грамотного читателя схем! Мы рассмотрим все основные условные обозначения:

Затем мы поговорим о том, как эти символы соединяются на схемах для создания модели цепи.Мы также рассмотрим несколько советов и рекомендаций, на которые следует обратить внимание.

Рекомендуемая литература

Понимание схем - довольно простой навык в области электроники, но есть несколько вещей, которые вам следует знать, прежде чем читать это руководство. Посмотрите эти уроки, если они звучат как пробелы в вашем растущем мозгу:

Условные обозначения (часть 1)

Готовы ли вы к шквалу компонентов схемы? Вот некоторые из стандартизированных основных схематических символов для различных компонентов.

Резисторы

Самые основные элементы схем и символы! Резисторы на схеме обычно представлены несколькими зигзагообразными линиями с двумя выводами , выходящими наружу. В схемах, использующих международные символы, вместо волнистых линий может использоваться безликий прямоугольник.

Потенциометры и переменные резисторы

Переменные резисторы и потенциометры дополняют обозначение стандартного резистора стрелкой. Переменный резистор остается двухполюсным устройством, поэтому стрелка просто проходит по диагонали посередине.Потенциометр - это трехконтактное устройство, поэтому стрелка становится третьей клеммой (дворником).

Конденсаторы

Обычно используются два символа конденсатора. Один символ представляет поляризованный (обычно электролитический или танталовый) конденсатор, а другой - неполяризованные колпачки. В каждом случае есть два вывода, перпендикулярно входящие в пластины.

Символ с одной изогнутой пластиной указывает на то, что конденсатор поляризован. Изогнутая пластина обычно представляет собой катод конденсатора, который должен иметь более низкое напряжение, чем положительный анодный вывод.Знак плюс также должен быть добавлен к положительному выводу символа поляризованного конденсатора.

Катушки индуктивности

Катушки индуктивности

обычно представлены сериями изогнутых выступов или петлевых катушек. Международные символы могут просто обозначать индуктор как закрашенный прямоугольник.

Переключатели

Коммутаторы

существуют во многих различных формах. Самый простой переключатель, однополюсный / однопозиционный (SPST), представляет собой две клеммы с полусоединенной линией, представляющей привод (часть, которая соединяет клеммы вместе).

Переключатели с более чем одним ходом, такие как SPDT и SP3T ниже, добавляют больше посадочных мест для привода.

Переключатели с несколькими полюсами обычно имеют несколько одинаковых переключателей с пунктирной линией, пересекающей средний привод.

Источники энергии

Так же, как существует множество вариантов питания вашего проекта, существует большое количество символов схем источника питания, которые помогают указать источник питания.

Источники постоянного или переменного напряжения

В большинстве случаев при работе с электроникой вы будете использовать источники постоянного напряжения.Мы можем использовать любой из этих двух символов, чтобы определить, подает ли источник постоянный ток (DC) или переменный ток (AC):

Батареи

Батарейки, будь то цилиндрические, щелочные AA или литий-полимерные аккумуляторные батареи, обычно выглядят как пара непропорциональных параллельных линий:

Чем больше пар линий, тем больше ячеек в батарее. Кроме того, более длинная линия обычно используется для обозначения положительной клеммы, а более короткая линия соединяется с отрицательной клеммой.

Узлы напряжения

Иногда - особенно на очень загруженных схемах - вы можете назначить специальные символы для узловых напряжений. Вы можете подключать устройства к этим символам с одним контактом , и они будут напрямую связаны с 5 В, 3,3 В, VCC или GND (землей). Узлы положительного напряжения обычно обозначаются стрелкой, направленной вверх, в то время как узлы заземления обычно включают от одной до трех плоских линий (или иногда стрелку или треугольник, направленную вниз).

Условные обозначения (часть 2)

Диоды

Базовые диоды обычно представляют собой треугольник, прижатый к линии.Диоды также поляризованы, поэтому для каждого из двух выводов требуются отличительные идентификаторы. Положительный анод - это вывод, входящий в плоский край треугольника. Отрицательный катод выступает за линию символа (воспринимайте его как знак -).

Существует множество различных типов диодов, каждый из которых имеет специальный рифф на стандартном символе диода. Светодиоды (LED) дополняют символ диода парой линий, направленных в сторону. Фотодиоды , которые генерируют энергию из света (в основном, крошечные солнечные элементы), переворачивают стрелки и направляют их в сторону диода.

Другие специальные типы диодов, такие как диоды Шоттки или стабилитроны, имеют свои собственные символы с небольшими вариациями на штриховой части символа.

Транзисторы

Транзисторы

, будь то биполярные транзисторы или полевые МОП-транзисторы, могут существовать в двух конфигурациях: положительно легированные или отрицательно легированные. Итак, для каждого из этих типов транзисторов есть как минимум два способа его нарисовать.

Биполярные переходные транзисторы (БЮТ)

BJT - трехполюсные устройства; у них есть коллектор (C), эмиттер (E) и база (B).Есть два типа BJT - NPN и PNP - и каждый имеет свой уникальный символ.

Контакты коллектора (C) и эмиттера (E) расположены на одной линии друг с другом, но на эмиттере всегда должна быть стрелка. Если стрелка указывает внутрь, это PNP, а если стрелка указывает наружу, это NPN. Мнемоника для запоминания: «NPN: n ot p ointing i n ».

Металлооксидные полевые транзисторы (МОП-транзисторы)

Как и биполярные транзисторы, полевые МОП-транзисторы имеют три терминала, но на этот раз они названы исток (S), сток (D) и затвор (G).И снова, есть две разные версии символа, в зависимости от того, какой у вас полевой МОП-транзистор с каналом n или p. Для каждого типа полевого МОП-транзистора существует ряд часто используемых символов:

Стрелка в середине символа (называемая основной частью) определяет, является ли полевой МОП-транзистор n-канальным или p-канальным. Если стрелка указывает внутрь, это означает, что это n-канальный MOSFET, а если он указывает, это p-канал. Помните: «n is in» (своего рода противоположность мнемонике NPN).

Цифровые логические ворота

Наши стандартные логические функции - И, ИЛИ, НЕ и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ИЛИ - имеют уникальные условные обозначения:

Добавление пузыря к выходу отменяет функцию, создавая NAND, NOR и XNOR:

У них может быть более двух входов, но формы должны оставаться такими же (ну, может быть, немного больше), и все равно должен быть только один выход.

Интегральные схемы

Интегральные схемы

решают такие уникальные задачи, и их так много, что они действительно не получают уникального символа схемы.Обычно интегральная схема представляет собой прямоугольник с выступающими по бокам выводами. Каждый вывод должен быть помечен как номером, так и функцией.

Схематические символы для микроконтроллера ATmega328 (обычно присутствующего на Arduinos), микросхемы шифрования ATSHA204 и микроконтроллера ATtiny45. Как видите, эти компоненты сильно различаются по размеру и количеству выводов.

Поскольку микросхемы имеют такой общий символ схемы, имена, значения и метки становятся очень важными.Каждая микросхема должна иметь значение, точно определяющее название микросхемы.

Уникальные ИС: операционные усилители, регуляторы напряжения

Некоторые из наиболее распространенных интегральных схем получают уникальный символ схемы. Обычно вы увидите операционные усилители, расположенные, как показано ниже, с 5 выводами: неинвертирующий вход (+), инвертирующий вход (-), выход и два входа питания.

Часто в один корпус интегральной схемы встроено два операционных усилителя, для которых требуется только один вывод для питания и один для заземления, поэтому тот, что справа, имеет только три контакта.

Простые регуляторы напряжения обычно представляют собой трехконтактные компоненты с входными, выходными и заземляющими (или регулирующими) контактами. Обычно они имеют форму прямоугольника с выводами слева (вход), справа (выход) и внизу (заземление / регулировка).

Разное

Кристаллы и резонаторы

Кристаллы или резонаторы обычно являются важной частью схем микроконтроллера. Они помогают обеспечить тактовый сигнал. Кристаллические символы обычно имеют два вывода, в то время как резонаторы, которые добавляют два конденсатора к кристаллу, обычно имеют три вывода.

Заголовки и разъемы

Будь то обеспечение питания или отправка информации, разъемы необходимы для большинства цепей. Эти символы различаются в зависимости от того, как выглядит разъем, вот пример:

Двигатели, трансформаторы, динамики и реле

Мы объединим их вместе, так как они (в основном) все так или иначе используют катушки. Трансформаторы (не самые очевидные) обычно состоят из двух катушек, соединенных друг с другом, с парой линий, разделяющих их:

Реле обычно соединяют катушку с переключателем:

Динамики и зуммеры обычно имеют форму, аналогичную их реальным аналогам:

Двигатели

и обычно имеют обведенную буквой «М», иногда с небольшим количеством украшений вокруг клемм:

Предохранители и PTC

Предохранители и PTC - устройства, которые обычно используются для ограничения больших скачков тока - каждое имеет свой уникальный символ:

Символ PTC фактически является общим обозначением термистора , резистора, зависящего от температуры (обратите внимание на международный символ резистора там?).


Несомненно, многие символы схем не включены в этот список, но те, что указаны выше, должны дать вам 90% грамотности в чтении схем. В общем, символы должны иметь довольно много общего с реальными компонентами, которые они моделируют. Помимо символа, каждый компонент на схеме должен иметь уникальное имя и значение, которое в дальнейшем помогает его идентифицировать.

Обозначения имен и значения

Один из важнейших ключей к схематической грамотности - это способность распознать, какие компоненты какие.Компонентные символы рассказывают половину истории, но для завершения каждый символ должен сочетаться с именем и значением.

Имена и значения

Значения помогают точно определить, что такое компонент. Для схемных компонентов, таких как резисторы, конденсаторы и катушки индуктивности, значение говорит нам, сколько у них Ом, фарад или генри. Для других компонентов, таких как интегральные схемы, значением может быть просто название микросхемы. Кристаллы могут указывать свою частоту колебаний как свою ценность.По сути, значение компонента схемы вызывает его наиболее важную характеристику .

Имена компонентов обычно представляют собой комбинацию одной или двух букв и числа. Буквенная часть имени определяет тип компонента - R для резисторов, C для конденсаторов, U для интегральных схем и т. Д. Каждое имя компонента на схеме должно быть уникальным; если в цепи несколько резисторов, например, они должны называться R 1 , R 2 , R 3 и т. д.Имена компонентов помогают нам ссылаться на определенные точки на схемах.

Префиксы имен довольно хорошо стандартизированы. Для некоторых компонентов, таких как резисторы, префикс - это просто первая буква компонента. Другие префиксы имен не столь буквальны; индукторы, например, L (потому что ток уже взял I [но он начинается с C ... электроника - глупое место]). Вот краткая таблица общих компонентов и их префиксов:

902 902 902 902 902 902 902 902 902 D202
Имя Идентификатор Компонент
R Резисторы
C Конденсаторы
L Индукторы
Q Транзисторы
U Интегральные схемы
Y Кристаллы и осцилляторы

Хотя эти термины являются «стандартизированными» названиями для обозначений компонентов, они не всегда используются.Вы можете увидеть интегральные схемы с префиксом IC вместо U , например, или кристаллы с маркировкой XTAL вместо Y . Используйте свой здравый смысл при диагностике, какая часть есть какая. Символ обычно должен передавать достаточно информации.

Схема чтения

Понимание того, какие компоненты есть на схеме, - это более чем полдела на пути к ее пониманию. Теперь остается только определить, как все символы связаны вместе.

Сети, узлы и метки

Схематические цепи показывают, как компоненты соединяются в цепи. Цепи представлены в виде линий между клеммами компонентов. Иногда (но не всегда) они имеют уникальный цвет, например, зеленые линии на этой схеме:

Соединения и узлы

Провода могут соединять две клеммы вместе, а могут соединяться десятки. Когда провод разделяется на два направления, образуется соединение . На схемах изображаем стыки с узлами , маленькими точками на пересечении проводов.

Узлы

дают нам возможность сказать, что «провода, пересекающие это соединение , соединены ». Отсутствие узла на стыке означает, что два отдельных провода просто проходят мимо, не образуя никакого соединения. (При разработке схем обычно рекомендуется избегать этих несвязанных перекрытий, где это возможно, но иногда это неизбежно).

Сетевые имена

Иногда, чтобы схема была более читаемой, мы даем цепи имя и маркируем ее, а не прокладываем провод по всей схеме.Предполагается, что цепи с таким же именем подключены, даже если между ними нет видимого провода. Имена могут быть написаны прямо поверх сети, или они могут быть «тегами», свисающими с провода.

Каждая цепь с таким же именем подключена, как на этой схеме для коммутационной платы FT231X. Имена и метки помогают сохранить схемы от слишком хаотичного (представьте, если бы все эти цепи были действительно соединены проводами). Цепям

обычно дается имя, в котором конкретно указывается назначение сигналов на этом проводе.Например, цепи питания могут быть обозначены «VCC» или «5V», а цепи последовательной связи - «RX» или «TX».

Советы по чтению схем

Идентифицировать блоки

Действительно обширные схемы следует разбивать на функциональные блоки. Это может быть раздел для ввода мощности и регулирования напряжения, или раздел микроконтроллера, или раздел, посвященный разъемам. Попытайтесь распознать, какие разделы есть, и проследить за цепочкой от входа к выходу. По-настоящему хорошие разработчики схем могут даже выложить схему как книгу: входы слева, выходы справа.

Если ящик схемы действительно хорош (например, инженер, который разработал эту схему для RedBoard), они могут разделить части схемы на логические помеченные блоки.
Распознать узлы напряжения

Узлы напряжения представляют собой одноконтактные компоненты схемы, к которым мы можем подключать клеммы компонентов, чтобы назначить им определенный уровень напряжения. Это специальное приложение имен цепей, означающее, что все клеммы, подключенные к узлу напряжения с одинаковым именем, соединены вместе.

Узлы напряжения с одинаковыми названиями - например, GND, 5 В и 3,3 В - все подключены к своим аналогам, даже если между ними нет проводов.

Узел заземления особенно полезен, потому что многие компоненты нуждаются в заземлении.

Листы технических данных на стандартные компоненты

Если на схеме есть что-то, что не имеет смысла, попробуйте найти таблицу для наиболее важного компонента. Обычно компонент, выполняющий большую часть работы со схемой, - это интегральная схема, такая как микроконтроллер или датчик.Обычно это самый большой компонент, часто расположенный в центре схемы.

Ресурсы и движение вперед

Вот и все, что нужно для чтения схем! Зная символы компонентов, отслеживание цепей и определение общих меток. Понимание того, как работает схема, откроет вам целый мир электроники! Ознакомьтесь с некоторыми из этих руководств, чтобы попрактиковаться в новых знаниях схемотехники:

  • Делители напряжения - это одна из самых основных принципиальных схем.Узнайте, как с помощью всего двух резисторов превратить большое напряжение в меньшее!
  • Как использовать макетную плату - Теперь, когда вы знаете, как читать схемы, почему бы не сделать ее! Макетные платы - отличный способ создавать временные функциональные прототипы схем.
  • Работа с проводом - Или пропустите макет и сразу начните с проводки. Умение разрезать, зачищать и подключать провода - важный навык электроники.
  • Последовательные и параллельные схемы - Построение последовательных или параллельных схем требует хорошего понимания схем.
  • Шитье токопроводящей нитью. Если вы не хотите работать с проволокой, как насчет создания схемы электронного текстиля с токопроводящей нитью? В этом прелесть схемотехники, одна и та же схематическая схема может быть построена множеством различных способов с использованием множества различных носителей.
.Интегральные схемы

можно легко понять с помощью подходящего учителя

В течение многих лет я пытался понять, как на самом деле работают кремниевые чипы. Как намеренно загрязненный осколок стекла контролирует электроны? Время от времени кто-то придумывает учебное пособие, которое делает эти абстрактные концепции действительно легкими для понимания, как в случае с одной из кабинок в Maker Faire Bay Area. В дополнение к пониманию, которое это дало мне (и сотням посетителей ярмарки), вот пример лучшего из того, что олицетворяет Maker Faire.Ниже вы найдете видео с их презентации и изображения реквизита, использованного на стенде, крупным планом.

У будки Uncovering the Silicon был баннер и скатерть, но в остальном она была настолько скромной, что многие люди, с которыми я разговаривал, ее пропустили. Винделл Оскей, Ленор Эдман, Эрик Шлепфер, Джон Макмастер и Кен Ширрифф взяли логическую микросхему 50-летней давности и обнажили ее для всех, кто хотел остановиться и спросить, что демонстрируется. Fairchild μL914 - это двойной вентиль ИЛИ-НЕ, и его возраст имеет значение, потому что кремний не просто прост, он огромен по сегодняшним стандартам, что позволяет относительно легко заглядывать внутрь с помощью инструментов, доступных каждому хакеру.

ATmega328, снятый Джоном Макмастером, также был продемонстрирован на этом стенде.

Первая задача - добраться до самого кристалла. Это специальность Джона Макмастера, и вы, вероятно, знакомы по его веб-сайту Silicon Pr0n. Он снял колпачок с чипа (а также с ATmega328, на котором был запущен скетч мерцания Arduino с открытым кремнием). Посетители стенда могли посмотреть в микроскоп и сами увидеть схему. Но смотреть не значит понимать, и в этом вся эта выставка.

Чтобы показать нам, как работает этот чип, набор из вырезанного лазером акрила демонстрирует базу, эмиттер и коллектор одного транзистора. Цветовая кодировка и форма этой небольшой модели позволяют легко выделить шесть транзисторов 941 на полной модели микросхемы. Это позволяет вам начать прослеживать функцию схемы.

Для меня настоящим ахом моментом стали резисторы в конструкции. Резистивный слой создается за счет легирования полупроводника примесями, что ухудшает его проводимость.Но как добиться желаемого сопротивления для каждой детали? Это не изменение допинга, это остается прежним. Хитрость заключается в том, чтобы сам резистор занимал большую площадь. Большее физическое пространство для перемещения электронов означает меньшее сопротивление, а в модели вы можете увидеть красивый толстый резистор в правом нижнем углу. Доказательством этих моделей стал последний экспонат выставки, поскольку изображение кремниевого кристалла было выполнено в виде печатной платы с дискретными транзисторами, которые использовались для воссоздания функциональности исходного чипа.

Windell показывает нам презентацию стенда на видео ниже. Я думаю, вы будете впечатлены разбивкой этих концепций и тем, насколько хорошо они помогают в понимании. Это была блестящая идея для выставки; он собрал междисциплинарных экспертов, которых я уважаю и за работой которых слежу, и стремился пригласить всех лучше понять секреты, скрывающиеся в чипах, лежащих в основе этого технологического века. Это именно то, что я люблю видеть на Maker Faire.

.

Смотрите также