Как научиться смирению


Как научиться смирению и терпению в христианстве, в православии

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби — не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала «Православие и мир» — беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.


— Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

— Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

— Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

— Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

— Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

— Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

— Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

— Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

— Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

— Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

— Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

— Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

— Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Читайте также:
Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение.
О смирении и достоинстве

Как смирение сделает вас величайшим человеком на свете

Подписывайся Авторизоваться
  • Начиная
    • Как медитировать
    • Внимательность для детей
    • Внимательность к боли
    • Как медитировать с тревогой
  • Медитация
    • Ежедневные практики
    • Управляемая медитация
    • Внимательные мини-курсы
    • Внимательные онлайн-курсы
    • Сообщество внимательных педагогов
  • Здоровье
    • Благополучие
    • Душевное здоровье
    • Физическое здоровье
    • Отношения
    • Дети
    • работай
    • Наука
  • каталог
  • журнал
    • Текущая проблема
    • Подписка на журнал Mindful
    • Сделать подарочную подписку
    • Продлить подписку
    • Все вопросы
    • Внимательное мобильное приложение
    • Полный цифровой архив
  • Магазин
    • Подписка на журнал Mindful
    • Сделать подарочную подписку
    • Руководства специального выпуска
    • Старые выпуски журнала Mindful
    • Внимательные онлайн-курсы
  • Новостная рассылка
  • жертвовать
  • Около
    • О внимательном
    • Фонд внимательного общества
    • Внимательные города
    • Новости
    • Получите Mindful Newsletter
. .

Как интеллектуальное смирение может повысить наше любопытство и способность учиться: прочтите результаты нового исследования

Фото через Wikimedia Commons

Когда я думаю о тех временах, я определенно знал, о чем говорю, по сравнению с теми временами, которые у меня вроде бы были, может быть… ну…. Скажем так, мудрость не всегда приходит с возрастом, но задним числом определенно приходит. Мы можем съеживаться, когда вспоминаем моменты, когда мы были чрезмерно самоуверенными, не в своей глубине и так далее, и так далее - когда нам не хватало критических способностей, известных как интеллектуальное смирение.Это качество, несомненно, может избавить нас от стыда, если мы относимся к тому типу людей, которые способны испытывать эти эмоции.

Но знать то, чего вы не знаете, - это нечто большее, чем избегать сожалений, как бы важно это ни было. Без интеллектуального смирения мы не сможем получить новые знания. Тем не менее, хотя мы можем найти «непредубежденные», перечисленные во многих профилях онлайн-знакомств, гибкость в мышлении и желание сказать «я не знаю» также подвергаются социальной стигматизации, - говорит профессор психологии Университета Пеппердайн Элизабет Дж.Крумрей-Манкузо:

Когда дело доходит до убеждений, люди склонны ценить непредубежденность других, но они также могут рассматривать людей, которые не уверены в своих убеждениях, как слабых, или они могут рассматривать тех, кто меняет свою точку зрения, как нестабильных или манипулятивных. Такое социальное восприятие может заставить людей бояться признать ошибочность своего мышления. Они могут полагать, что должны быть уверены в своей точке зрения, что может заставить людей бояться изменить свое мнение.

Фундаменталистская религия и поляризованные политические битвы, разыгрываемые в социальных сетях, изо дня в день разжигают огонь этой тенденции, создавая настоящий пожар сознательного невежества.Крумрей-Манкузо и ее коллеги намеревались исследовать обратное, «открыто и уравновешенно признавая свою интеллектуальную ошибку», - пишет Питер Докрил из Science Alert.

Их результаты были в чем-то похожи на те, которые популяризировал эффект Даннинга-Крюгера. Например, в ходе одного открытия исследователи обнаружили, что «интеллектуально скромные люди с меньше оценили свои когнитивные способности», возможно, не в полной мере раскрывая свой потенциал. Интеллектуально самоуверенные, как и следовало ожидать, переоценивали свои способности.Однако в целом выводы, как правило, вполне положительные.

В серии из пяти исследований, в которых было опрошено 1200 человек, авторы обнаружили, что интеллектуально скромные люди гораздо более мотивированы учиться ради них самих, с большей вероятностью будут получать удовольствие от сложных когнитивных задач, более склонны рассматривать различные точки зрения и альтернативные доказательства, и им меньше угрожает осознание собственных ограничений.

The Harvard Business Review указывает на важность исследований Пеппердайна в определении нечеткой концепции непредубежденности с четырехкратной мерой для оценки интеллектуального смирения людей:

  1. Уважение к другим точкам зрения
  2. Не проявлять излишней самоуверенности
  3. Отделение эго от интеллекта
  4. Готовность пересмотреть свою точку зрения

Становление интеллектуально смиренным может привести нас на некую неудобную территорию, в места, где мы не знаем, что говорить или делать, когда все вокруг кажутся такими уверенными.Но это также может дать нам толчок, который нам нужен, чтобы на самом деле изучить то, что мы вроде как притворяемся понимаем. Прочтите исследование Пеппердайна «Связь между интеллектуальным смирением и приобретением знаний» в The Journal of Positive Psychology .

Связанное содержимое:

Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие: анимированный урок Дэвида Даннинга (о знаменитом «эффекте Даннинга-Крюгера»)

Исследования показывают, что интеллектуальное смирение может сделать нас лучшими мыслителями и людьми; Хорошая вещь Есть бесплатный курс интеллектуального смирения

Как спорить с добротой и заботой: 4 правила философа Дэниела Деннета

24 распространенных когнитивных предубеждения: визуальный список ошибок психологических систем, которые мешают нам мыслить рационально

Джош Джонс - писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина.Следуйте за ним на @jdmagness


.

Смотрите также