Как научиться вибрировать на скрипке


Вибрация на скрипке. Как правильно вибрировать. Виды вибраций

Вибрация. Вибрация является самым выразительным средством исполняемой музыки. Только с ее помощью можно выразительно передать эмоциональное содержание. С точки зрения акустики, поставленный вибрирующий палец является подвижной опорой, которая вносит дополнительную негармоничность обертонов в колебания струны и повышает частоты компонентов звучания.

Поэтому, учитывая сказанное в разделе акустики, с помощью вибрации можно получить как оживленный, привлекательный звук, так и назойливый, зажатый, надоедливый или равнодушный. Все это определяется слухом и может быть изменено в желаемом направлении только при настоящем владении вибрацией. Многие упрекали Паганини в злоупотреблении вибрациями.

Однако из «украшения», применявшегося классической школой лишь эпизодически, вибрация у Паганини превращается в мощное эмоциональное средство художественной выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского искусства скрипача. В игре Паганини часто применял эффект трепещущей вибрации. Щемящие звуки его легато на баске в соединении со своеобразной вибрацией властно проникают в душу.

Широкое применение Паганини вибрации естественно вытекало из колористической трактовки скрипки, так как вибрация — это важнейший элемент звукового колорита. К сожалению, технике вибрации не уделяется внимание. Почему-то считается, что это врожденная способность. Вибрацию по методу исполнения делят на локтевую, кистевую и пальцевую, считая ее врожденной. А в действительности эти три типа зависят от того, какие мышцы наиболее расслаблены. Если же вся рука зажата, то вибрация судорожная, по звуку напоминающая козлиное блеяние.

Отсюда первое основное требование: рука должна быть полностью расслаблена и освобождена от напряжений, включая и хватательное сжатие большим и поставленными на гриф пальцами. Для этого до начала вибрации нужно, взяв скрипку, мысленно как бы внутри руки пройтись от плечевого сустава до кончиков пальцев, освобождая зажатости. После этого, полностью поставив палец на подушечку, но не прижимая его к грифу, начинаете вибрацию — раскачивание пальца. Постепенно, по мере развития умения расслабления руки, вначале появляется локтевая вибрация, в основном за счет движения предплечья в локтевом суставе, затем кистевая. У нее основное движение — движение кисти. Конечно, при этом участвует и предыдущее движение предплечья. И последним вы почувствуете вибрацию пальца, раскачивающегося на его подушечке.

При этом нужно мысленно запоминать внутренние мышечные ощущения, связанные со звуковыми результатами. Есть еще одна вибрация, нигде не описанная. Она выполняется следующим образом. Вибрирующий палец не раскачивается на подушечке, а скользит по струне, повышая и понижая тон. При этом палец, оставаясь расслабленным, почти распрямляется и как бы почти ложится на гриф. Такую вибрацию легче изучать в высоких позициях, постепенно переходя на более низкие. Эта вибрация может выражать наиболее напряженные эмоциональные чувства.

При изучении вибрации большое значение имеет угол между предплечьем и кистью, расстояние самой кисти от точки вибрирующего пальца, вынос локтя вправо, высота кисти над грифом, положение большого пальца. Вибрация по движению может быть медленной и быстрой, с большим размахом и едва заметным, с ускорением в сторону повышения или понижения, с задержками в крайних точках вибрации или, наоборот, с задержкой в середине.

Владея различными видами вибрации, сочетая их в различные комплексы, вы можете искать необходимое, нужное вам звуковое выражение: от веселого, радостного до плачущего, напряженного. Необходимо тщательно запоминать мышечные ощущения, соответствующие найденным звуковым выражениям, кото¬рые ярко передают исполняемую музыку. Наиболее полно исследование вибрации выполнено О. М. Огарковым. Результаты этого исследования изложены в очерке «Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке» (М.: Музгиз, 1956).

Слово «вибрато» принято для обозначения понятия вибрации как колебания звука, вызываемого колебаниями пальца. Приведем краткое изложение этой работы, соответствую¬щее предлагаемой методике. Для того чтобы выработать какой-либо навык, следует сначала поставить перед собой точную цель. В музыке это означает — сначала услышать, представить себе желаемое звучание, потом добиваться приближения к нему в своем ис¬полнении. Одним из важнейших факторов управления звуком является вибрато. Звуки всегда хорошо связываются друг с другом, когда между ними есть портаменто — глиссандо.

Но оказывается, что, если два звука, между которыми есть портаменто, не вибрируют, портаменто звучит неприятно, напоминая мяуканье. Достаточно, чтобы хотя бы один звук был вибрирующим. Восприятие тембра как общей окраски звучания определяется не только обертоновым составом звука, но также вибрато, атакой и другими факторами. Во время вибрато колебательные движения рук скрипачей вызывают изменения всех трех характеристик звука — высоты, громкости и тембра. Основное изменение, конечно, вибрато высоты; небольшое изменение — вибрато громкости за счет изменения давления смычка; еще меньшее изменение — вибрато тембра за счет изменения состава обертонов.

Сам процесс вибрато характеризуется тремя моментами: частотой, размахом и формой. Нормальная частота вибрато рав¬на 6 — 7 периодам в секунду. Реже встречается частота от 5 до 6 и от 7 до 8 периодов в секунду. Лишь в исключительных случаях и на очень короткий период времени частота вибрато может оказаться более 8 периодов в секунду. Частота вибрато является наиболее важной для восприятия. Движения мышц, вызывающих вибрато, имеют определенный размах, определяющий степень отклонения звука по высоте. Для измерения дробных частей полутона установлен интервал в один цент, равный одной сотой доли полутона. Средний размах скрипичного вибрато высоты колеблется от 30 до 50 центов. Средний размах вокального вибрато высоты колеблется у разных певцов в пределах от 60 до 200 центов, большей частью — 90— 130 центов. Третья характеристика вибрато — его форма (степень задержки пальцев, характер их движений).

Больше всего воздействует на восприятие частота вибрато. При нормальной частоте — 6 — 7 периодов в секунду — тембр кажется наиболее красивым и естественным. Достаточно тренированные слушатели могут ощущать отдельно и размах вибрато. Форма вибрато непосредственно не воспринимается. На невибрирующем звуке слух улавливает детонацию 20 центов. Во время хорошего вибрато звук непрерывно изменяется по высоте в значительно больших пределах, тем не менее мы констатируем наличие точной интонации, выразительности и красоты звука. Интонация и тембр вибрирующего звука составляют один нераздельный комплекс. Вибрато нам нравится тогда, когда мы не слышим отдельных колебаний звука.

При нормальной частоте вибрато большинство слушателей не осознают его присутствия. Чем больше размах и чем меньше частота вибрации, тем отрицательнее воспринимается такой звук. Характер вибрато должен соответствовать музыкальному образу, а не формальному обозначению нюанса. На выбор исполнителем определенного вибрато больше всего влияет степень эмоциональной насыщенности музыки. Выработать хорошее вибрато без слухового контроля невозможно. Вибрато должно быть так же конкретно и разнообразно, как нюанс или темп музыкального отрывка.

Для достижения возможного разнообразия вибрато следует сразу выбирать такое положение руки и такую координацию движений, которые не тормозили бы возможность этого разнообразия. Если вырабатывать только какой-то один тип вибрато, даже если бы он казался идеальным, он потом может послужить препятствием для достаточного разнообразия красок. Начинать изучение вибрато можно только тогда, когда появится потребность в вибрато, и при отсутствии всех лишних напряжений в игровом аппарате учащегося. Правильная игра на скрипке требует столь минимальных доз напряжения, что можно говорить о «полной свободе».

Для полного освоения вибрато необходимо, чтобы в упражнениях были следующие элементы:

1. Вибрато во всех промежуточных элементах — локоть, кисть, пальцы.

2. Медленное и быстрое вибрато.

3. Ускоряющееся и замедляющееся вибрато.

4. Узкое и широкое по размаху вибрато.

5. Вибрато с постепенным увеличением и уменьшением размаха.

6. Все виды вибрато исполнять на всех нюансах и в процессе их изменения.

7. Все возможные комбинации использовать на всех пальцах.

8. Возможные комбинации попробовать на двойных нотах.

9. Все упражнения проводить в разных позициях.

10. Упражняться не только на одном пальце, но и во время перемены пальцев, добиваясь при этом непрерывности вибрато туда и обратно.

В работе над вибрато легко создается автоматизм, например при крещендо происходит ускорение вибрато и увеличение размаха и др. Чтобы избежать автоматизма и чтобы вибрато послушно выполняло ваше настроение, полезны следующие упражнения:

1. На длинном звуке смычок делает крещендо, а вибрато, начинаясь с максимума, постепенно сокращается по размаху и замедляется.

2. Смычок делает диминуэндо, а вибрато, начинаясь с минимума, постепенно увеличивается в размахе и ускоряется.

3. Вибрато постепенно замедляется, а размах его увеличивается.

4. Вибрато постепенно ускоряется, а размах его уменьшается. Во время исполнения всех упражнений следует строго следить за возможно меньшим напряжением мышц. При получении красивого, выразительного звука, соответствующего вашему намерению для данного музыкального отрезка, запоминайте мышечные ощущения, чтобы в дальнейшем при необходимости этот звук воспроизвести. Вибрации уделено много внимания, но она этого заслуживает..."

http://fiddle.borda.ru/?1-1-0-00000005-000-10-0



Все, что вам нужно знать о скрипке с вибрато

Вы хотите научиться играть вибрато на скрипке? Ниже учитель скрипки Кэрол Бет Л. дает урок о том, как овладеть этим впечатляющим навыком…

Вы когда-нибудь были очарованы колеблющимися нотами в медленной части скрипичного соло? Если да, то вы, вероятно, слушали опытного скрипача, который досконально освоил скрипку вибрато.

Изучение скрипки вибрато - большой шаг в вашем музыкальном развитии.Освоение этого сложного навыка поможет вывести вашу игру на скрипке на новый уровень. В этой статье я расскажу вам все, что вам нужно знать о скрипке с вибрато.

Что такое скрипка вибрато?

Вибрато для скрипки - это техника, используемая в основном продвинутыми скрипачами для привлечения внимания к своей музыке, заставляя ноту колебаться вокруг основного тона.

Большинство скрипачей начинают изучать вибрато только после того, как они приобрели относительно твердый тон без вибрато и достигли определенного уровня легкости игры левой рукой.

На скрипке вибрато возникает из-за движения руки и / или запястья немного назад к свитку, а затем обратно к мосту.

Это позволяет передавать вибрацию через руку и пальцы, так что пальцы слегка колеблются вперед и назад вдоль струны.

Скрипач также может контролировать скорость своего вибрато через скорость, с которой пальцы, запястье и рука двигаются вперед и назад.

Типы скрипки вибрато

Существует три основных типа скрипки вибрато;

  • Вибрато для руки
  • Вибрато для руки (т.е.е. запястье)
  • Вибрато пальца

Вибрато запястья вызывается в основном движением запястья и обычно очень быстрое. Этот тип скрипки вибрато отлично подходит для придания изюминки конкретной песне.

Вибрато на руке приводится в действие рукой, оно намного медленнее и шире. Этот тип скрипки вибрато лучше всего использовать для медленных или грустных скрипичных песен, таких как Ave Maria.

Многие скрипачи сначала начинают изучать вибрато на запястье. Хотя разные скрипачи могут предпочесть разные типы вибрато.Для получения оптимального звука лучше всего использовать комбинацию всех трех типов скрипки вибрато.

Как выполнять вибрато на скрипке

Шаг 1: освоитесь с движениями

Чтобы начать тренироваться в вибрато, сначала потренируйтесь в движении запястья от скрипки. Например, попробуйте держать небольшой предмет, например резиновый мяч для снятия напряжения или пластиковое пасхальное яйцо, частично заполненное рисом или бобами.

Отведите руку назад от запястья, а затем снова вперед.

Шаг 2. Поместите руку в третью позицию

Когда вам это удобно, попробуйте поставить руку примерно в третью позицию. Другими словами, ваш первый палец будет там, где обычно находится ваш третий палец.

Это также означает, что ваша ладонь будет находиться очень близко к корпусу скрипки, которая затем может служить опорой, чтобы вы не двигались больше, чем хотели.

Шаг 3. Выберите палец

Выберите палец, желательно второй или третий, чтобы положить его на струну, и начните движение вперед и назад запястьем.

Это приведет к тому, что ваш палец откатится вдоль струны, а затем вернется в свое вертикальное положение. Сначала делайте это медленно, затем постепенно увеличивайте скорость. Вы можете попробовать поставить метроном где-то между 60 и 80.

Оттяните запястье при первом щелчке, затем вперед при втором, назад при третьем и так далее. Когда вы освоите все четыре пальца, переходите к двум движениям за щелчок, затем к трем, а затем к четырем.

Достижение полного комфорта с помощью четырех движений (и двух полных циклов вибрато) на один щелчок метронома всеми четырьмя пальцами может занять некоторое время, особенно для более коротких и слабых мизинцев.Так что не расстраивайтесь, если сразу станет нелегко. Когда будете готовы, попробуйте вернуться в тренировочную первую позицию.

Шаг 4: Практика медленных гамм

Когда вы освоитесь в первой позиции, следующим шагом будет тренировка с медленными гаммами, за которой последуют медленные, легкие пьесы. [Нужна помощь с гаммами для скрипки? Посмотрите это руководство для начинающих.]

Когда вы достигнете этой стадии, начните с песен, которые не слишком сложны, чтобы вы могли сосредоточиться на вибрато, а не на поиске нужных нот, получении хорошего звука или правильном смычке.

Все еще нужна помощь? Ознакомьтесь с этим кратким руководством по вибрато от учителя скрипки Наоми С.

Готова ли я к скрипичному вибрато?

Многие скрипачи среднего уровня стремятся овладеть техникой вибрато. Однако важно, чтобы вы были готовы к этому большому предприятию.

Перед изучением техники вибрато следует выработать полный тон, так как это обеспечит наилучшее звучание. Вы также должны хорошо понимать первую и третью позицию.

И, наконец, запястье и рука должны иметь хорошую форму, так как эта техника может быть очень напряженной для мышц.

Если вы можете с уверенностью отметить все эти флажки, то вы готовы изучить технику вибрато! Просто не забывайте проявлять терпение и не заставляйте себя слишком быстро.

Поначалу прогресс может показаться медленным, но с практикой вы достигнете своей цели. Работайте в тесном сотрудничестве со своим учителем игры на скрипке, чтобы придумать упражнения, которые помогут вам овладеть этим навыком.

Фото Гарри Найта

Автор сообщения: Кэрол Бет Л.
Кэрол Бет Л. преподает альт и скрипку в Сан-Франциско, Калифорния. В настоящее время она играет на альте в Городском оркестре Сан-Франциско и обучает студентов с 2012 года. Узнайте больше о Кэрол Бет здесь!

.

Начинаем играть на скрипке взрослым новичком: чего ожидать

22 мая 2018 г., 13:50 · Каково это учиться игре на скрипке, альте или виолончели во взрослом возрасте? Как учитель, я предупреждаю взрослых начинающих, что их может ожидать нечто среднее между детским садом и физиотерапией. Если вы примете эти два условия, то сможете пойти довольно далеко! Но это означает, что вы должны не чувствовать себя неловко из-за того, что по-настоящему начать с самого начала, и вам нужно подготовиться к тому, чтобы физически выполнять более повторяющуюся работу, чем вы могли бы ожидать.

Детский сад

Когда вы изучаете иностранный язык, вы начинаете с алфавита, цифр и очень простых слов и фраз, таких как «привет». Когда вы научитесь играть на музыкальном инструменте, вы начнете с простых мелодий и упражнений и, вероятно, не сразу погрузитесь в более сложную мелодию, которая вдохновила вас на игру. Конечно, вы все равно должны слушать эту мелодию и придерживаться ее как своей цели, но сначала нужно научиться базовой беглости.

На уроках не стесняйтесь играть, потому что у вас это плохо получается.Я заметил феномен у взрослых начинающих: иногда они говорят на уроках, чтобы не играть! Они на самом деле не знают, что делают это, но им просто удобнее, потому что они умеют говорить, но еще не умеют играть. Имейте в виду, что вы можете чувствовать себя странно, делая что-то, что у вас еще не получается, особенно в присутствии кого-то другого. Примите тот факт, что вы собираетесь делать ошибки, плохо играть, пищать, неправильно понимать инструкции, делать что-то неправильно и т. Д.Все это часть учебного процесса. Вы не научились ходить, не падая много-много раз. Падение - и снова подъем - это часть того, что дало вам равновесие. Хороший учитель полностью понимает это и всегда готов помочь вам найти этот баланс.

Кроме того, не стесняйтесь играть "Twinkle, Twinkle Little Star" или другие мелодии, которые кажутся простыми и, возможно, детскими. Есть причина, по которой новички начинают здесь; эти мелодии лежат в основе всего. (Вы когда-нибудь слышали, что Моцарт сделал с этой простой мелодией?) Если вы начнете с базового репертуара простых мелодий, вы получите основу для создания более сложной музыки.Сделайте прочный фундамент!

Физическая терапия

Игра на скрипке (или альте, виолончели, басу, гитаре) - это физическая активность. Как и любая физическая активность, она требует силы, ловкости и мышечной памяти. Подобно тому, как физиотерапевт дает пациенту определенные упражнения для повторения при повторном обучении ходить после серьезной травмы, учитель игры на скрипке дает ученику различные упражнения и задания для развития техники. И если вы хотите достичь физической беглости игры на скрипке, вам нужно будет практиковаться ЕЖЕДНЕВНО и повторять эти различные упражнения удивительное количество раз.

Во-первых, нужно сыграть что-то правильно, и может потребоваться много попыток, прежде чем вы сыграете что-то в правильной позиции, с правильными пальцами, с правильной техникой смычка. Многие студенты думают, что они выполнили свою задачу, пройдя через трудный процесс правильного изучения чего-либо. Но на самом деле это только начало - потом нужно повторить правильно, как минимум 10 раз. И тогда вы должны повторить то же самое завтра, хотя бы 10 раз. Судзуки сказал, что 10 000 раз - это правильное количество раз, чтобы повторить что-то, и ученики и учителя, которые работали с ним, подтверждают, что он имел в виду это буквально.Один из моих учителей сказал: «Отлично, плюс 100!» Сотня повторений может быть более реальной целью для регулярной практики; это 10 дней в день в течение 10 дней. Или просто играйте свою пьесу дважды в день в течение 50 дней. А еще лучше играйте во что-нибудь, что вы знаете каждый день в течение года; после этого года это будет звучать неплохо!

Как видите, вы можете играть с математикой, но повторение абсолютно необходимо для достижения беглости игры на инструменте.

В поисках учителя

Вероятно, вы можете многое узнать о том, как играть на скрипке, из Интернета и, откровенно говоря, от Скрипача.ком! Но я бы порекомендовал найти учителя, чтобы кто-то мог услышать вашу игру лично и помочь скорректировать ваш распорядок занятий в соответствии с вашими конкретными потребностями. Неизбежно, что у разных учеников возникают разные проблемы с удержанием инструмента и т. Д., И эти проблемы требуют некоторой настройки со стороны учителя.

Вот целый блог о поиске учителя.

Как найти инструмент

Важно понимать, что наличие хорошо функционирующего, хорошо звучащего инструмента важно для вашего обучения как новичку.Плохая скрипка очень похожа на плохой компьютер: она не будет делать то, что вы от нее просите; для этого потребуется миллион обходов, которые заставят вас потерять время и концентрацию, и в конце вы почувствуете разочарование и захотите выбросить это в окно. Вот статья, в которой описаны многие подводные камни при покупке плохой скрипки.

Скорее всего, вам понадобится помощь в поиске инструмента, который будет служить вам, будь то ремонт скрипки, уже имеющейся у вас, аренда или покупка новой.

Если у вас уже есть инструмент, возможно, вам придется изменить свои ожидания относительно него. Если только бабушка или дедушка не были профессиональными музыкантами, маловероятно, что скрипка, которую вы нашли у нее на чердаке, на самом деле была бесценным Страдивари! И на самом деле 500 долларов, которые вы потратите на его ремонт, вполне могут быть потрачены просто на покупку новой скрипки. Но вам понадобится кто-то надежный, чтобы помочь вам сделать этот звонок.

А когда дело доходит до покупки скрипки, покупка в Интернете может быть дорогостоящей и очень разочаровывающей.Это действительно помогает начать с некоторых надежных и рекомендуемых брендов, но вы должны быть уверены, что слышите скрипку, прежде чем совершить покупку (с этой целью такие места, как Shar, предлагают домашние испытания инструментов). Вы можете найти много хороших рекомендаций, выполнив поиск прямо здесь на Violinist.com или задав вопрос на нашей доске обсуждений, но в конце концов, вероятно, лучше всего сделать эту покупку с помощью учителя скрипки или друга-музыканта, или арендовать на время, пока не почувствуете, что обладаете достаточными знаниями, чтобы принять участие в принятии решения о покупке.

Вот несколько моих мыслей, как давнего учителя игры на скрипке, о том, чего ожидать от взрослого ученика. Я приветствую мысли и взгляды других учителей, а также самих взрослых учеников!

Вам также может понравиться:


Твитнуть

Ответы

Эта статья была помещена в архив и больше не принимает комментарии.

. . .

Смотрите также