Как научиться звук р произносить


Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Английский: Как произносить согласные B [b] и P [p]

С тегами: Звуковые инструкции

Эти два согласных соединены вместе, потому что они занимают одинаковое положение рта. Выучите правильное положение рта для этих звуков, чтобы произносить их четко и точно.

YouTube заблокирован? Нажмите здесь, чтобы посмотреть видео.

Видео Текст:

Согласные P и B. Эти два звука объединены в пару, потому что они занимают одинаковое положение рта.P - глухой, pp, что означает, что через рот проходит только воздух. А B озвучен, bb, что означает, э-э, bb, вы издаете звук своими голосовыми связками. Чтобы издать этот звук, губы будут оставаться вместе, а зубы немного расстанутся, pp, bb. Это стоп-согласные. В стоп-согласных есть две части. Есть остановка воздушного потока, и выпуск. Таким образом, происходит остановка воздушного потока, когда губы остаются закрытыми, и выпуск, когда они расходятся и воздух выходит наружу. Давайте посмотрим на природу стоп-согласной в образце слова «дремота».Na–, губы вместе, перекрывая поток воздуха, ворс, пп, и они разводятся, воздух выходит. Стоп согласные на концах слов или слоги иногда не отпускаются. Другими словами, это только первая часть, остановка воздушного потока. Возьмем, к примеру, предложение, которое я подниму позже. Я пойду позже. Итак, губы сошлись, чтобы образовать P - я поднимусь позже - но когда они открылись и звук продолжился, он просто перешел в согласный звук L, который был следующим, без разрыва.Я пойду, пойду, пойду позже.

Вот звук спереди, где губы вместе, но зубы слегка приоткрыты. Вот почему это не выглядит расслабленным. А вот со стороны. Опять же, вы можете увидеть это напряжение в подбородке, когда зубы слегка приоткрыты, хотя губы сомкнуты. Здесь части рта втянуты внутрь. В этом звуке мягкое небо приподнято, а сам язык немного приподнялся, но кончик языка все еще касается нижних передних зубов.Примеры слов: блокнот, плохой, горшок, купил. Пример предложения: выберите крупный шрифт на покрывале. Теперь вы увидите этот образец предложения вблизи и в замедленном движении как прямо, так и под углом, так что вы действительно можете изучить, как движется рот при произнесении этого звука.

Подбирайте, губы сжимаются, челюсть слегка опускается. Большие губы снова сжимаются, челюсть опускается. Печать, снова звук P. Язык поднимается вверх, чтобы сделать T. Губа подходит, чтобы сделать F как «for». Губы вместе, bb, покрывало, и здесь снова, чтобы сделать букву P растянутой.Челюсть опускается, чтобы произносить «а», как в «постели», гласный звук, и кончик языка поднимается, чтобы произносить D. А здесь под углом. Губы сжимаются, даже когда челюсть опускается, а зубы расступаются. Выберите звук «ih», как в «сидеть». Возьмите большой, губы снова сойдутся для буквы B, большой. И снова для P, печать. Язык для T. Для. Сложите губы вместе для буквы B в постели и снова для буквы p на покрывале. «Eh» как в «bed» и язык вверх, чтобы сделать это D. Вот и все, и большое спасибо за использование английского языка Rachel.

Видео:

,

Произношение r звук - Произношение: американский английский Произношение

Есть два разных способа создать звук «r» / r / , и хотя расположение языка у них сильно различается, звук, который они производят, очень похож. Важным аспектом American / r / является то, что кончик языка никогда не касается гребня зуба во время этого звука!

Метод 1 (сплошной): задняя часть языка приподнята так, чтобы стороны языка касались задних зубов.Центр задней части язычка расположен ниже, и воздух проходит через эту канавку, создавая звук. Кончик языка может указывать вверх или оставаться низко.

Метод 2 (пунктирная линия): кончик языка приподнят и загнут назад за гребень зуба, в то время как задняя часть языка остается низко.

Студенты должны экспериментировать, чтобы найти наиболее эффективный индивидуальный метод. Кроме того, / r / взаимодействует с соседними звуками, что может привести к позициям, которые представляют собой комбинацию вышеуказанных методов.

.

Звуки английского языка и международного фонетического алфавита

Выберите любое слово на этой странице, чтобы проверить его определение и произношение в словаре.

Щелкните коричневые слова, чтобы открыть всплывающее окно с объяснением.

© Томаш П. Шинальски, Antimoon.com

Эта таблица содержит все звуки (фонемы), используемые в английском языке. Для каждого звука это дает:

  • Символ из Международного фонетического алфавита (IPA), как используется в фонетических транскрипциях в современных словарях для изучающих английский язык - то есть в А.Фонематическая система К. Гимсона с несколькими дополнительными символами.

    На диаграмме представлены британские и американские фонемы одним символом. Один символ может означают две разные фонемы в американском и британском английском. См. Сноски для символов только для Великобритании и Америки.

  • Два английских слова , которые используют звук. Подчеркивание показывает, где слышен звук.
  • Ссылки с пометкой AM и BR воспроизводят звукозаписи. где слова произносятся в американском и британском английском.Британская версия приводится только там, где она очень отличается от американской версии.

Чтобы распечатать диаграмму, используйте версию PDF для печати.

специальные символы
ИПА что это значит
ˈ Вертикальная линия ( ˈ ) используется для обозначения ударения в словах. Ставится перед ударным слогом в слове. Например, / ˈkɒntrækt / произносится вот так, и / kənˈtrækt / как это.Словесное ударение объясняется в нашей статье о фонетической транскрипции.
ʳ

ʳ означает, что r всегда произносится в американском английском, но не на британском английском. Например, если мы напишем, что дальний произносится как / fɑ: ʳ / , мы означают, что это произносится как / fɑ: r / в американском английском и / fɑ: / в британском английском.

Однако в BrE r будет слышно, если за ʳ следует гласная.Например, далеко ушли произносится как / ˈfɑ: ˈgɒn / в BrE, но далеко за произносится как / ˈfɑ: ˈraʊt / .

i i обычно произносится как сокращенная версия i: , но иногда (особенно со старомодным британским акцентом) он может звучать как ɪ . Примеры: очень / veri / , создать / kriˈeɪt / , предыдущий / ˈpri: viəs / , способность / əˈbɪlɪti / .
ə л

ə l представляет собой слоговое слово l или, реже, əl . Слоговый l - это l , который действует как гласный и образует слог, как в маленький / ˈlɪt ə л / , дядя / k ə л / .

Вместо ə l в некоторых словарях используется обычный л , как в / ˈlɪtl / .

ə n

ə n представляет собой слоговое слово n или, реже, ən . Syllabic n - это n , которая действует как гласная и образует слог, как в письменный / ˈrɪt ə n / , слушать / lɪs ə н / .

Вместо ə n в некоторых словарях используется обычный n , как в / ˈrɪtn / .

В этой таблице перечислены все звуки, которые вы слышите в британском и американском английском?

Эта страница содержит символы, используемые в фонетической транскрипции в современных словарях. для изучающих английский язык. В нем не перечислены все возможные звуки американского или британского английского.

Например, на этой странице нет списка обычный t (слышится в этом произношении буква ) и клапан t (слышен в этом) с отдельными символами.Он группирует их под одним символом: t . (Другими словами, он группирует количество похожих звуков под одной фонемой , для простоты. Чтобы понять, как звуки группируются в фонемы, прочтите статью о фонематическая транскрипция.)

На этой странице фактически перечислены фонем, (группы звуков), а не отдельных звуков . Каждому символу в таблице может соответствовать множество разные (но похожие) звуки в зависимости от слова и акцента говорящего.

Возьмите фонему p в приведенной выше таблице. Встречается в фонематической транскрипции pin / pɪn / и отжим / spɪn /. В пине пин эта фонема произносится с придыханием (дыханием). У этого «атмосферного» звука есть свой особый символ в IPA: . В spin фонема произносится «нормально»; этот звук «нормального p» представлен в IPA как p . Таким образом, фонема p представляет два звука : p и p .(Это может сбивать с толку, потому что p может означать как фонему p и звук p .)

Набор фонетических символов

Вы не найдете фонетических символов на клавиатуре компьютера. Как вы вводите их в документ Word, сообщение электронной почты или Коллекция SRS?

Шрифты IPA

Чтобы ввести символы IPA на вашем компьютере, вам необходимо использовать шрифт с поддержкой IPA. К счастью, во всех современных операционных системах есть хотя бы один шрифт с символами IPA.Если символы IPA не работают (например, вы получаете квадраты или вопросительные знаки вместо символов) следует выбрать в приложении шрифт с поддержкой IPA. (На этой странице есть список рекомендуемых шрифтов IPA для различных операционных систем.)

Однако во многих (большинстве?) Случаев вам не нужно ничего делать - даже если в вашем текущем шрифте отсутствуют символы IPA, многие приложения будут автоматически «заимствовать» отсутствующие символы из шрифта, в котором они есть (это называется заменой шрифта ).Эти заимствованные персонажи могут не соответствовать внешнему виду вашего текущего шрифта, но, по крайней мере, они будут читаемыми. Для достижения наилучших результатов используйте с самого начала шрифт с поддержкой IPA.

  • Вы можете использовать мою бесплатную фонетическую клавиатуру IPA на ipa.typeit.org. Это позволяет вам вводить свои транскрипции онлайн, и скопируйте и вставьте их в свой документ. Это хорошо работает, если вы время от времени набираете фонетические транскрипции. Однако, если вы делаете это часто, это не очень эффективно, потому что каждый раз, когда вы хотите что-то напечатать, вам нужно переключиться в браузер, а затем скопировать и вставить свой текст.
  • Вы можете использовать мое приложение - TypeIt для Windows (стоит 12,50 долларов США). Это позволяет вам вводить Фонетическая транскрипция IPA прямо в любом приложении или на сайте. Если вы регулярно набираете фонетические транскрипции, особенно если вы используете их в своей SRS, я определенно рекомендую вам получите приложение, так как оно недорогое и самый простой и быстрый способ набирать символы IPA на вашем компьютере.

Вы также можете использовать фонетический алфавит ASCII, который представляет символы IPA с «Нормальные» символы, которые можно вводить на клавиатуре.Фонетический алфавит ASCII не является стандартной системой, но вы можете быстро набрать его без специального программного обеспечения.

.

Смотрите также