Лабиринты общения или как научиться ладить с людьми егидес а п
Скачать в архиве КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ,которое имеет смысл прочитать, хотя сам я предпочитаю читать книгу с середины, а потом, если понравится и захватит, то возвращаюсь к началу. Слишком уж обманчивы книги. Вдруг время только зря потратишь. Ведь есть же умная, ставшая бестселлером книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Чего же еще? Ну что ж, Карнеги — это действительно мило. Но мало. Он писал полвека назад. Да, до него подобных книг не было. И его парадоксальные находки, касающиеся бытового общения, убедительны. Но сам же он признается, что все его советы могут быть выписаны на одной почтовой карточке. А книга большая потому, что дается подробное обоснование его нестандартным коммуникативным теоремам... А так ведь только: запоминайте имена, не спорьте, не обвиняйте, умейте слушать... Кроме того, у психологов возникли и возражения (есть даже книга «Анти-Карнеги»), Но сами они часто разрабатывают в основном лишь понятийный аппарат и теоретические концепции... Причем иногда с досадой отмечаешь, что все это так лишь... предисловие к введению, общие подходы к частным подходам, глубина пустоты... А психотерапевты и психологи-практики должны помогать людям действенно и конкретно. Поэтому двадцать лет назад я начал заниматься с обычными живыми людьми, у которых, казалось бы, не было «проблем с общением», но, как оказалось, не было только видимых проблем. В центре Москвы, на улице Чехова, дом 9, есть уютный подвальчик, восемнадцать ступенек вниз — семь комнат, туалет, кухня, — много раз показанный по телевидению, сфотографированный и расхваленный корреспондентами журналов и газет. Это клуб психологической культуры общения «Маленький принц». Здесь и происходила обкатка программ тренинга и теоретического материала, которые легли в основу моих книг и публикаций. Здесь в живых дискуссиях с обучающимися оттачивались жизненные позиции и разрабатывались приемы тренинга новых, более успешных форм поведения. В 1991 году мы организовали филиал «Маленького принца» в школе № 1041 г. Москвы. И сам клуб, и его филиал в школе — это моя мастерская, лаборатория, полигон для занятий со студентами... Почти пятнадцать лет я работал доцентом на факультете педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета (МГОПУ) им. М. А. Шолохова. Стараниями декана профессора И. П. Клемантович факультет превратился в серьезный центр подготовки психологов и социальных педагогов. Некоторое время я заведовал кафедрой прикладной психологии на этом факультете. И первое издание книги «Лабиринты общения» предназначалось не только широкому кругу образованных читателей, но и студентам. Ректорат МГОПУ посчитал, что эта книга является учебником, и наградил меня дипломом первой степени за ее подготовку и издание. Но «время, вперед!». Теперь я доцент кафедры связей с общественностью в Государственном университете управления (ГУУ) — в том, корпуса которого высятся рядом со станцией метро «Выхино» в Москве. Я продолжаю сотрудничать и с МГОПУ. Но основные усилия сосредоточил на том, чтобы вместе с директором Института социологии и управления персоналом ГУУ профессором Альбертом Владимировичем Филипповым и, понятно, под его руководством обучать и воспитывать будущих специалистов по честным пи-ар-технологиям и честной рекламе. Что такое честная реклама? Роюсь на полках университетского магазина. Из множества красивых названий привлекло «Манипуляции в общении». Полистал, вчитался. Понятно написано. Явно нужно. Интересно, глубоко. Купил, начал читать, положил в стопку для непосредственной работы. Но все, что я откладываю для изучения, перехватывает и прочитывает моя жена Лена (экономист и в душе психолог). И вдруг она мне показывает рубрику «Литература». В ней автор В. Н. Панкратов выделяет книги, которые нельзя не читать. В их число он включил и «Лабиринты общения». Вот это и есть честная реклама... потому что лично мы друг с другом не были знакомы. Спасибо вам, Вячеслав Николаевич! Как-то общаться умеет каждый, но можно всегда научиться делать это успешнее. Можно улучшить, как говорят в психологии, психотехнику общения. Наше среднестатистическое общение насыщено ошибками, которые мы легче замечаем у других, чем у себя. Осознать, преодолеть, улучшить хорошее — хотите — пожалуйста. Не хотите? Считаете, что вы прелесть?.. Попробуйте прочитать эту книжку; увы, я гарантирую некоторое разочарование в себе. И уж потом захотите, может быть, прочитать еще раз иди еще не раз более тщательно. В книге много логико-графических схем и схематических рисунков, выполненных мною и Еленой Коробковой. В них мы заботились не о формальной правильности и натуралистическом сходстве, а о том, чтобы они лучше помогли понять смысл. Предупреждаю, что книга — хотя и написана публицистическим языком, — не для легкого чтения. И поэтому мы предлагаем вам которое можно было бы и не читать, но тогда придется к нему как к справочнику все время обращаться при чтении книги. Так что начнем преодоление с того, что заставим себя запомнить несколько психологических позиций, а потом уж можно будет читать главы в различной последовательности: хоть с последней начать, или с середины, или вообще в шахматном порядке — как захотите... ДЕЛОВОЕ И АФФИЛИАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕДоговоримся сразу, что не будем пугаться терминологии. Если ее понять, то она все же помогает, а не запутывает. Кроме того, это еще и интересно. Вот уже в арсенале нашем — термин «психотехника общения». А эти два новых термина (деловое и аффилиативное общение) объясним прямо сейчас. Сначала было дело, потом было слово — такое мнение высказывали многие мудрецы уже давно, если они не были теоретиками от религии. Это означает, другими словами, что в процессе именно совместного дела, в совместной деятельности возникает общение людей. Можно даже подправить этот тезис и сказать, что общение — это часть совместной деятельности людей, и трудно понять, что сначала: действие, которое совершается вместе, или знаки, которыми обмениваются люди в этом совместном действии. Интересно также, что, даже если человек занят делом в одиночку, он «про себя», а иногда и вслух разговаривает сам с собой, то есть фактически с воображаемым другим. Это мы разобрались с «деловым общением». Но, хотя речевое общение не может возникнуть без совместной деятельности, оно может тем не менее как бы отрываться от нее и приобретать самоценность. Нет-нет, в конце концов оно все равно часто включает разговор о деле и продолжается в дело, но может осуществляться и как бы само по себе. Мы ведь часто собираемся для того, чтобы «поболтать», потому что тянет друг к другу. Такому тяготению соответствует греческий корень «фил», и общение ради общения, общение как самоцель называется аффилиацией. Это «неделовое общение». И деловое, и аффилиативное (неделовое) общение играют большую роль в межличностных и коллективных отношениях людей. Работа, друзья, знакомые, продавцы, слесарь-сантехник, врач. И семейные отношения представляются здесь как нельзя более типичными... Деловое общение служит кооперированию в решении бытовых вопросов, взаимодействию по профессионально-трудовым и учебным проблемам членов группы, организации досуга и т. п. Аффилиативное общение играет роль эмоциональную — общаются близкие люди, понимающие друг друга и желающие понять друг друга еще больше. Они сочувствуют и сопереживают (эмпатия), готовы при эмоциональном дискомфорте оказать поддержку. Психологи А. В. Петровский и В. А. Петровский называют это действенной групповой эмоциональной идентификацией (ДГЭИ). Важно аффилиативное общение и для сплочения группы, что, в свою очередь, сказывается положительно и на деловом взаимодействии членов группы. В проблеме общения выделяются обычно вопросы передачи сообщения, вопросы социальной перцепции (восприятия человека человеком) и вопросы взаимодействия, или интеракции, как предпочитают иногда говорить психологи. Для оптимального взаимодействия нужно, чтобы сообщения передавались оптимально, а социальная перцепция была бы адекватной и достаточно тонкой. Но нас будет интересовать именно само взаимодействие, сузим-уточним, коммуникативное («общенческое») взаимодействие. Поэтому если мы и коснемся других вопросов, то лишь тогда, когда это будет необходимо для разрешения интересующих нас проблем в рамках коммуникативного взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие имеет множество аспектов, трудно поддающихся строгой классификации. Здесь и расширение круга общения, в том числе знакомство и заинтересовывание собою людей, и интимное сближение (и сама по себе сексуальность), и выступление перед аудиторией, и педагогическое общение, и общение в роли лидера, в частности ведение дискуссий, организация мозговых штурмов... Но больше из множества проблем нас будет волновать создание комфортного психологического микроклимата в группах. Основа для этого — нравственность, принципы которой одинаковы как для жизнеповедения в целом, так и для общения. Общение и принципы нравственностиКогда мы говорим о нравственности, то многие ее позиции настолько очевидны, что вроде и говорить о них не стоит. Нет, стоит, потому что, несмотря на очевидность при прямом их изложении, в житейских ситуациях ими могут пренебрегать. Нравственность в сфере отношений и общения предполагает много принципов. Надо учесть не только свои интересы, но в равной степени и интересы другого человека. А еще лучше — альтруизм, то есть благородные поступки на благо отдельных людей, групп и общества в целом (конечно, не в ущерб кому-либо). Или, по крайней мере, — справедливость, проявляющаяся в равенстве прав и обязанностей, в равенстве возможностей, зафиксированном в законах, в эквивалентном обмене, без обмана, результатами своего труда в соответствии с договором. Если говорить об отношениях в системе «личность — личность», главным принципом должен быть их субъект-субъектный характер. Я субъект, личность; и ты тоже субъект, тоже личность. Такая позиция предполагает активное противодействие субъект-объектным тенденциям в других личностях, но в особенности в себе; ведь в себе эти тенденции чаще всего не осознаются и означают, что я, мол, субъект, а другие люди для меня не более чем объекты. Тогда — решает такой «субъект» — я могу выжимать выгоду из любого человека любым способом: воровством, грабежом, угрозами, шантажом. Или скрытым психологическим принуждением. В психологии принято говорить о нем как о манипуляции — манипуляции человеком, который расценивается не более чем вещь. А. В. Петровский и В. А. Петровский (мы их уже цитировали, когда говорили о ДГЭИ) — ввели еще один важный термин — «персонализация». Persona — личность. А персонализация — это расцветание личности одного в личности другого. В общем, целесообразный психологический феномен, если только персонализация не субъект-объектна по своему характеру, когда я стремлюсь, игнорируя твои желания, переделать тебя по своему усмотрению; а нередко встречается именно этот противоречащий подлинной нравственности вариант. Наконец, еще одним принципом, связанным с перечисленными выше, является самоактуализация личности, то есть реализация всего личностного потенциала, всех способностей, сопровождаемая благородными устремлениями дарить результаты своего творчества людям. Все обсуждавшиеся выше принципы значимы и для сферы общения. Общение ведь тоже входит в более широкую сферу отношений. Включенность в нее делового общения понять легко: общение как бы обслуживает деловые отношения. Но и в аффилиативном общении игнорирование принципов нравственности может приводить к конфликтам. Когда мы будем разбираться в психотехнических подробностях, мы будем обсуждать, как именно тот или иной принцип соблюдается или нарушается в конкретных ситуациях общения. Общение в разнообразных малых группахОдна из общностей, в которых мы осуществляем взаимную коммуникацию, — семья. Для большинства людей с ней по значению соизмерима служебно-профессиональная сфера, но если сравнивать с общностью, скажем, друзей, то тут уж чаще всего бывает важнее именно семья. Понятно, внутрисемейные проблемы доставляют больше переживаний, чем менее значимые контакты, к примеру, с работниками сферы обслуживания. Но, с кем бы мы ни общались, у всех есть самолюбие, которое «чутко реагирует» на бестактность. И прохожий, и сосед могут выразить во взгляде презрение, а нам это неприятно. Повышенное внимание мужчины к красивой женщине заденет любую его знакомую, тем более жену. Окрик учителя оскорбляет достоинство подростка. Мы в дальнейшем будем говорить о том, что приложимо ко всем сферам общения. После многопланового разбора общих закономерностей вы сможете проводить самостоятельный анализ частных жизненных ситуаций. Психотехника общения в семье важна для отношений в ней самой. Но для семьи нужно, чтобы общение-отношения и в других сферах тоже были оптимальными. Тем более что сферы общения не только сходны в плане закономерностей общения, но и сопряжены друг с другом.
И что же будет дома? С близкими людьми мы куда менее сдержанны, чем с чужими. А накопленная агрессия сделает конфликт неизбежным и более острым. Но можно и иначе. Будем стараться не создавать конфликтных ситуаций. И будем правильно реагировать в тех случаях, когда партнеры по общению, не будучи спровоцированы нами, поведут себя в отношении нас несправедливо. То есть мы, не впадая в эмоциональную бурю, в то же время не сдерживаем агрессию, а планомерно разряжаемся в правильно организованном справедливом сопротивлении. И если будет воспроизводиться именно такое коммуникативное поведение, то в семье будет спокойнее. Ну а если семья поддерживает тебя в твоем творчестве, она защита, опора и отдушина, то и на работе дела спорятся, и доходы семьи больше... — это ведь не открытие. Отметим «отдельной строкой», что равномерно-оптимальная психотехника общения (кстати, иногда говорят просто «техника общения») должна процветать во всех отсеках нашего социального бытия. Так лучше. Конфликтогенное и синтонное коммуникативное поведениеРазведем эти понятия. Как достигается оптимальная обстановка для сотрудничества и аффилиации (помним, «аффилиация» — общение ради общения, то, что в интеллигентском просторечии называется «треп»)? Стремлением к обеспечению удовлетворения потребностей партнера по общению в соответствии с принципами справедливости и благородства. Такое поведение будем называть синтонным, то есть в тон его потребностям. Тон (в переводе с латыни) — звук, так что можно слово «синтонное» перевести как «созвучное». Получается, созвучное потребностям человека. Напряженность и конфликты обусловливаются тем, что деятельность одного партнера по удовлетворению своих потребностей мешает удовлетворению потребностей другого. Такое поведение и будем считать конфликтогенным, порождающим конфликты. Ведь это вызовет агрессивную реакцию у второго партнера, которая, в свою очередь, будет стимулировать агрессивность первого. Использовать понятие «потребность» для определения конфликтогенного и синтонного поведения предложил психолог Н. И. Козлов. Оно приложимо и к коммуникативному поведению. На наш взгляд, это определение не только правильно отражает существо вопроса, но и очень облегчает изложение и запоминание нашего материала. Когда-то, будучи молодым психологом, Козлов пришел к нам в «Маленький принц» и как творчески мыслящий человек стал участвовать в творческом процессе. До Козлова мы излагали отдельно конфликтогенное поведение и отдельно синтонное. А в соответствии с предложенным определением конфликтогенный посыл и синтонный посыл составляют как бы пару взаимоисключающих позиций в плане той или иной потребности партнера. Например, потребность не чувствовать за собой вины, или, как иногда говорят психологи, не иметь комплекса вины.
В дальнейшем для краткости мы так и будем говорить, но уже без кавычек, о конфликтогенах и синтонах. Если из поведения (по отношению к человеку) изымается все, что могло бы играть конфликтогенную роль, но и не подаются синтонные посылы — продолжим наш пример: вина не возводится на супруга, но и не берется на себя, — то такое поведение (в коммуникативном плане и в целом в плане человекоотношений) можно назвать нейтральным. И это деление «конфликтогенность — нейтральность — синтонность» мы постараемся выдерживать, если удастся, в дальнейшем изложении. Получается, что конфликтоген — антипод синтона. Это очень важно в практическом смысле. Если стремиться улучшить психотехнику общения, то стоит только поменять минус на плюс в плоскости той или иной потребности партнера по общению (деловому ли, аффилиативному ли), как у него увеличится чувство коммуникативного комфорта. В плане деления поведения человека на конфликтогенное и синтонное могут быть рассмотрены, наверное, практически любые потребности. Но если говорить о собственно коммуникативном поведении, то здесь задействованы потребности скорее не материальные, а нравственные. Действительно, что бы мы ни взяли, нравственная сторона оказывается затронутой. Нарушаются законы по отношению к нам — это означает, что нами пренебрегают. Или наоборот, сотрудники побывали во время перерыва в магазине и купили вам заодно важную для вас мелочь — несколько хорошо пишущих стержней, — это означает, что одновременно с материальными благами, пусть и ничтожными, вам дарят знаки уважения. Для того чтобы конфликтогены и синтоны могли легче распознаваться как таковые, сведения о них должны быть хорошо формализованы, описаны признаками. Должна быть проведена классификация. Но вот беда. Конфликтогены и синтоны очень трудно поддаются строгой классификации. Я обнаружил даже, что может быть «конфликтогенный синтон» (или, если так удобнее, «синтонный конфликтоген»). Что за парадокс? Это ведь что-то сродни твердой жидкости, горячему холоду... Да нет.
Здесь вообще многое переплетается. Сказав об одном явлении, мы вдруг обнаруживаем, что кое-что из сказанного относится и к другому. Но уж лучше пойти на некоторую избыточность обсуждения, чем упустить важные для практики нравственно-психологического совершенствования вещи. С другой стороны, не имея пока возможности проводить углубленный теоретический классификационный анализ, мы будем придерживаться принципа удобства изложения. Конфликтоген — это плохо!Допустим, вас оскорбили нецензурными словами, нелестно отозвались о национальности, к которой вы принадлежите... Конфликтогенное поведение! Моральный ущерб! Может быть, однако, имеет смысл говорить более широко о психологическом ущербе. Это включало бы моральный ущерб, но не исчерпывалось бы им. Допустим, над вами не без оснований посмеялись. Аморально ли это? В общепринятом мнении — нет. Ведь «смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». Но психологически человек чувствует себя неуютно. Поэтому все же — ...и моральный. Ущерб может быть и материальным. Вас обсчитывают, требуют деньги за упаковку, отпускают товар грязными руками, не выплачивают обещанные проценты по вкладам, а то не возвращают и сами вклады... При обсуждении вопросов, связанных с конфликтогенами, можно говорить о величине материального и морального ущерба... А если брать психологический план, то конфликтогены можно делить по тонкости. «Твое лицо не обезображено интеллектом» — язвительно и грубо... «Ты умный человек, ты должен знать такие веши» — это потоньше, но ясно все же, что это конфликтоген. А вот жена мужу: «Умничка, не забыл» — тут, пожалуй, без психологического анализа не каждый сразу обнаружит конфликтогенность. Более острый конфликтоген может сразу вызвать конфликт. Предположим, муж резко высказывается о невысоких способностях жены, после чего следует быстрая и практически всегда четко запрограммированная по типу «сам дурак» реакция. Может он быть и менее острым и тогда как бы поступает в копилку напряженности. Конфликтогены и синтоны могут касаться как личности партнера в целом, так и отдельных характеризующих его моментов: профессиональных навыков, внешности, вкусов, взглядов, привязанностей, реликвий, любой общности, к которой он принадлежит (его родственников, значимых для него групп, профессионального клана, национальности, его поколения, его учреждения). Как в русле отношений, так и в русле делового и аффилиативного общения конфликтоген может быть подан осознанно, преднамеренно и даже злоумышленно. Но он может оказаться нечаянным, незапланированным, ненарочным. Это зачастую не понимается, но все равно затрудняет процесс общения. Еще одно небезразличное для коммуникативной психотехники уточнение. Нельзя считать конфликтогенным посылом даже грубый промах и как следствие значительный ущерб для нас, если партнер старался сделать нам добро. А ведь часто в таких случаях возникает стихийный конфликт. Конфликтоген — это опасно. И ПСИХОТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА БЫТЬ ТАК СКОНСТРУИРОВАНА, ЧТОБЫ КОНФЛИКТОГЕНЫ НЕ ТОЛЬКО НЕ КУЛЬТИВИРОВАЛИСЬ, НО ЧТОБЫ ИМ ДАЖЕ НА БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ МОЩНЫЕ ФИЛЬТРЫ. И тогда психотехника общения станет психотехникой безопасного общения, или, если короче, психотехникой безопасности. Психозащитная природа конфликтогенного коммуникативного поведенияПсихологические механизмы подачи конфликтогенов связаны с механизмами поверхностной психической зашиты. Внимание! Новый термин — «психическая защита». Ну и — разъяснение. Сильная личность — это человек самоактуализирующийся, то есть реализующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый подает людям конфликтогены, то есть препятствует удовлетворению их обоснованных с точки зрения широкой морали потребностей, поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своем праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это и есть психологическая защита, то есть переустройство в психике, обусловливающее транквилизирующий (успокаивающий) эффект. Ведь что такое вор? Это творчески несостоятельный человек. Что такое сексуальный насильник? Часто это подобие мужчины, которое отвергают женщины. То, что сейчас прозвучало, — случаи довольно грубые. А вот потоньше. Что такое человек, который высокомерно высмеивает козла отпущения? Это нередко в чем-то неудачник, который самоутверждается, унижая более слабого. Психозащитные механизмы. Но они только так называются. Они не спасают, они загоняют переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть ее... Если все это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим поверхностно-психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения. Имеет смысл помочь в этом себе и другим. Как проявляются конфликтогены и синтоныПсихологи усиленно подчеркивают — и это очень резонно, — что в общении не последнюю роль играет невербальный, то есть несловесный, компонент. Действительно, интонация может одним и тем же словам придать в корне противоположный смысл. Иногда можно вообще обойтись без слов, а выразить эмоции позой, жестами, мимикой. Не стоит преувеличивать значение невербального компонента речи. Но в передаче эмоционального смысла невербальная составляющая очень важна. Это относится в том числе к синтонам и конфликтогенам. Вот такое вроде бы синтонное слово — «спасибо»... Произнесите его с иронией, и вы получите обратный эффект. Конфликтогены и синтоны проявляются в конкретной вербально-невербальной (словесно-несловесной) форме. Это определенные в той или иной мере вариативные и в той или иной мере стабильные — а сейчас выразимся сложнее, но и точнее — словесно-интонационно-мимико-пантомимические знаковые комплексы. Отношение к каждому из таких комплексов, известных в живой речи, должно быть хорошо продумано. От комплексов, несущих конфликтогенный заряд, целесообразно избавляться. А комплексы, имеющие значение синтонов, следовало бы чаще воспроизводить в своем коммуникативном поведении. В дальнейшем мы проанализируем ряд таких комплексов, чтобы читатель смог проделывать это самостоятельно, сначала по аналогии, а затем творчески переосмысливая свои наблюдения в процессе общения в своем окружении. В то же время в психологическом анализе трудно надеяться лишь на творчество. Проблемные ситуации часто сопровождаются дефицитом времени. Каждый более или менее вероятный конфликтогенный словесно-интонационно-мимико-пантомимический знаковый комплекс лучше не угадывать даже по подробному описанию, а как бы знать в лицо. Тогда будет легче оттормозить его и изъять из своего обихода. И можно будет быстро опознать коифликтоген в поведении партнера. Для того чтобы быстро реализовать оптимальные варианты реагирования. Пусть будет парирование, а не замешательство с тщетными и суетливыми попытками отыскать или изобрести в сложной эмоционально напряженной обстановке нужную формулу ответа. Аналогично и в отношении синтонов. Они тем быстрее будут выдаваться вовне, чем яснее будут ранее осознаны и даже заучены. Чтобы их тоже не надо было изобретать на ходу. То есть они должны в психике быть в зоне скорейшего воспроизведения. С другой стороны, коль скоро синтоны в поведении партнера будут как таковые нами регистрироваться без промедления, то от нас быстрее последует синтонный же ответ, что будет способствовать улучшению отношений. «Холодный» и «теплый» мирТеперь понятно: если устранить из поведения конфликтогены, мы добьемся улучшения микроклимата. Но это улучшение недостаточное, это обеспечение лишь нейтрального, «холодного» мира, так сказать, состояния «невойны». Для достижения же «теплого» мира, комфортного психологического микроклимата в паре или в группе наше поведение в целом, и коммуникативное в том числе, должно быть син-тонным. При этом случайные конфликтогены, которые, несмотря на старания, все же могут проскочить, растворятся в синтонах, партнер по общению не утратит самоуважения и уважения окружающих, если просто «не заметит» их. И конфликта не будет. Культивирование синтонных посылов в коммуникативном поведении при устранении конфликтогенных — это составляющая доброты, проявляемой личностью к людям. Ведь нелогично будет выглядеть поведение человека, который добр «одной стороной своей деятельности», но конфликтен в общении. Микроклимат в любой малой группе складывается не только из первичного коммуникативного поведения партнеров, которое, как только что говорилось, может быть преимущественно конфликтоген-ным или преимущественно синтонным, но и из реагирования на первичное коммуникативное поведение партнера. Ведь если первичное коммуникативное поведение партнера конфликтогенно («Он первый начал», — говорят дети), то наша реакция на это поведение может быть оптимальной и способствовать «теплому» миру, а может иметь те или иные дефекты, и тогда будет лишь «холодный» мир, а то и «холодная война», если и вовсе не разгорятся конфликты. В дальнейшем материале мы сначала разберемся именно в этом первичном коммуникативном поведении, а затем подробно обсудим реагирование на конфликтогены. Надо научиться разбираться в людях,если в процессе общения мы хотим учитывать их особенности. Конечно, любой человек имеет сходство с другими людьми и отличается от любого животного. Но психика людей зависит и от пола, и от возраста, и от национальной принадлежности, и от много чего другого. Более всего для нас важны особенности людей в зависимости от психотипа. В рамках нормы выделяется восемь значимых для нашей темы психотипов: паранойяльный, эпилептоид, гипертим, истероид, шизоид, психастеноид, сензитив и гипотим. Я сейчас не буду заниматься их описанием, но по ходу изложения мы будем кое-что комментировать в этом ключе. А если кому будет интересно узнать подробнее, чем об этом есть в справочниках, то читайте: А. П. Егидес и Н. Ш. Сугробо-ва. «Как научиться разбираться в людях» (Алма-Ата, издательство «Караван», 1990). Это настолько интересная тема, что я пишу сейчас расширенный вариант, главы из которого периодически публикуются в журнале «Воспитание школьников». И издается солидная книга в издательстве «АСТ-ПРЕСС». Ну вот длинное предисловие и закончено. Напомним, что материал по конфликтогенам и синтонам мы условились излагать дихотомически, то есть попарно: конфликтоген и как бы симметричный ему синтон, а посредине — «нейтральная полоса». Конфликтогены и синтоны, связанные с позициями «выше», «ниже», «на равных»Одной из наиболее фрустрируемых, то есть напрягаемых, ранимых, в процессе общения потребностей является потребность в социально-политическом равенстве. Она появляется у людей в процессе нравственного развития человечества. Вероятно, она связана с потребностью в превосходстве. Сама же потребность в превосходстве обусловлена, скорее всего, важностью ее для выживания индивида (выживет превосходящий). И может быть, большее значение здесь имеет биологически необходимая функция лидера в стаде животных одного и того же вида, внутри которого и проходит соревнование за право быть лидером. Лидером может быть тот, кто лучше всех способствует процветанию общности данного вида. Подчинение лидеру обеспечивает оптимальное в этом плане поведение всех. Можно согласиться с американским психологом Эриком Берном, который подчеркнул значение родительского доминирования и обратил внимание на то, что подчинение ребенка родителю лежит в основе подчинения взрослого (в котором как бы живет и ребенок — ведь каждый взрослый был ребенком) другому взрослому. Но, наверное, следует учесть, что существует и межвидовое доминирование, при котором играет роль возможность обеспечить себе безопасность, подчинившись более крупному или ловкому животному другого вида, однако это не позиция родителя и ребенка. В межвидовых отношениях доминирующее положение животного одного вида обеспечивает процветание этого вида за счет подавления животных другого вида. Для нас очень важно, что природа мотива доминирования именно биологическая, а не социальная. Вступлением в права собственно человеческого начала биологическое не ликвидируется, но вынуждено как бы потесниться. Многие люди стремятся занять положение «выше». Если это трудно, они соглашаются с положением равных, но сопротивляются положению «ниже». ЛЮДИ, У КОТОРЫХ РАЗВИТЫ НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО, НЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА ПОЗИЦИЮ «ВЫШЕ», ЕСЛИ ЭТО НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБЫ ДРУГИХ. А у тех, кто не разделяет идеи равенства, часто прорывается установка на превосходство. И вот человек вместо желанных знаков равенства или даже признания его превосходства в чем-то над вами получает от вас знаки превосходства над ним, что нередко сопряжено с чувством унижения. Теоретик театра режиссер Ершов говорит в таких случаях о пристройке сверху (в книге «Режиссура как практическая психология»): это конфликтогенно, так как вызовет ответное желание не уронить свое достоинство и оказать сопротивление. И это бессмысленно. Ведь демонстрирование превосходства происходит в расчете на большее уважение окружающих, в результате чего должно повыситься и самоуважение. Но разве повысится уважение и разве есть основания для самоуважения и высокой самооценки, если самовозвышение происходит за счет унижения других людей? Человек, самоутверждающийся таким путем, не выбрался из пут биологической стихии, где нравственность еще отсутствует. Реальное (а не иллюзорное) основание для самоуважения обеспечивается самосовершенствованием, возвышением над самим собой (я сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня), в том числе благодаря преодолению импульсов к доминированию. Демонстрирование превосходства к тому же часто обусловливается, как отмечают психологи, низкой (в глубине души) самооценкой, тогда и возникает психозащитное «я выше». Человек с адекватно высокой самооценкой не будет для поддержания духа постоянно выкрикивать такие «лозунги». Проявления превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: «хватит молоть чушь», «глупости все это». Но чаще превосходство проявляется в смягченной форме, преподносится в соответствии с правилами этикета и становится «допустимым» в общении. Например: «ты не понимаешь, что...», «ну ладно, ладно, ладно...», «ты же умный человек, а говоришь такие вещи», «не нервничай», «не обижайся». К категории тонких, смягченных проявлений превосходства относятся и такие невербальные «коммуникаты», как вальяжная снисходительность, доверительное обнимание, «дружеское» похлопывание, санкционирующий кивок — все правильно, дескать, — сопровождается это часто показным уважением, участием, простотой... В приведенных примерах позиция превосходства занимает видимое главное место, то есть здесь я ставлю целью показать свое превосходство. Но она часто прослеживается и в таких коммуникативных явлениях, которые имеют вроде бы другую с виду мотивацию. Например, в отрицательных оценках, обвинениях, высмеивании... При изложении материала по этим вопросам мы вернемся к демонстрации превосходства. До сих пор мы говорили о пристройке сверху как о кон-фликтогенном посыле как бы безусловно, без оговорок. Рассмотрим этот вопрос шире. Если проявления превосходства грубы и оскорбительны, то они определенно играют конфликте генную роль. Но если пристройка сверху осуществляется в смягченных формах, она конфликтогенна лишь тогда, когда партнер имеет основания считать, что он с вами на равных или выше. Причем в этом случае второй вариант более острый; например, дочь говорит матери: «Ты опять в квартире устроила беспорядок». С другой стороны, конфликтоопасна даже такая ситуация, когда один из партнеров демонстративно ведет себя на равных, а другой небезосновательно считает, что он выше первого. |
Как общаться с людьми
Забудьте о погоде и держитесь подальше от политики и религии! Прокомментируйте то, что носит человек. У него заметный акцент? Если да, спросите, откуда она, или угадайте, достаточно ли узнаваем акцент. Но будьте осторожны; не делайте шаблонных предположений и не задавайте вопросы. Это верный способ заставить кого-то чувствовать себя некомфортно. Разговор - это не допрос. Речь идет о компромиссах. Так что один вопрос и ответ за раз - хорошее практическое правило для эффективного общения.Когда вы спрашиваете чье-то имя, сразу же повторяйте его. Произнесение имени вслух помогает закрепить его в памяти. Часто используйте имя человека в ходе разговора. В конце концов, самые сильные слова в любом языке - это имя человека! Слушай дважды, говори один раз
Как гласит старая пословица: «У тебя два уха и один рот не зря: так что слушай вдвое больше, чем говоришь». Поэтому, пока другой человек говорит, уделите ему или ей все свое внимание. Не думайте о том, что вы собираетесь сказать дальше, иначе вы, скорее всего, упустите то, что говорит человек.Это может привести к большему смущению, чем задавать слишком много вопросов. Оставайтесь сосредоточенными, усваивайте предоставленную информацию и найдите способ ответить на вопрос, относящийся к теме, которую обсуждает другой человек. В конце концов, они предлагают вам информацию, поэтому грубо не проявлять к ней интерес, не задавая уточняющий вопрос - даже если это так просто, как: «Как вы себя чувствовали, когда это произошло?» активный интерес к тому, что интересует этого человека. Если это предмет, о котором вы ничего не знаете, используйте это в своих интересах - чтобы узнать больше о предмете.Признайтесь, это не знакомая тема. Не могла бы она рассказать вам об этом подробнее? Людям нравится делиться тем, что они знают, и ничто так не укрепляет уверенность, как делиться тем, что вам близко.
Важность хороших коммуникативных навыков
Учитесь на 100% онлайн из любой точки мира. Запишитесь сегодня! Институт корпоративных финансов- Курсы и программы
- Программы сертификации
- Финансовое моделирование и оценка (FMVA) ®
- Сертифицированный банковский и кредитный аналитик (CBCA) ™
- Аналитик рынков капитала и ценных бумаг (CMSA) ™
- Наборы курсов
- Машинное обучение и Python
- Каталог курсов
- Полный каталог
- Программы сертификации
- Для бизнеса
- Настройки учетной записи
- Выйти
- Курсы и программы
- Сертификация Программы
- Финансовое моделирование и оценка (FMVA) ®
- Сертифицированный банковский и кредитный аналитик (CBCA) ™
- Аналитик рынков капитала и ценных бумаг (CMSA) ™
- Пакеты курсов
- Машинное обучение и Python
- Каталог курсов
- Полный каталог
- Сертификация Программы
- Для Бизнес
Невербальное общение | SkillsYouNeed
Когда мы говорим о «коммуникации», мы часто подразумеваем «то, что мы говорим»: слова, которые мы используем. Однако межличностное общение - это гораздо больше, чем явное значение слов и информация или сообщение, которое они передают. Он также включает неявные сообщения, намеренные или нет, которые выражаются невербальным поведением.
Невербальное общение включает выражение лица, тон и высоту голоса, жесты, отображаемые с помощью языка тела (кинезика) и физическое расстояние между коммуникаторами (проксемика).
Эти невербальные сигналы могут дать подсказки, дополнительную информацию и значение помимо устного (вербального) общения. Действительно, по некоторым оценкам, от 70 до 80% общения является невербальным!
Использование невербального общения
Невербальное общение помогает людям:
-
Подчеркните или измените сказанное словами.
Например, люди могут энергично кивать головами, когда говорят «Да», чтобы подчеркнуть, что они согласны с другим человеком.Пожатие плечами и грустное выражение лица, когда вы говорите: «Я в порядке, спасибо», на самом деле могут означать, что все не так хорошо!
-
Передайте информацию об их эмоциональном состоянии.
Выражение лица, тон голоса и язык тела часто могут точно сказать людям, что вы чувствуете, даже если вы почти не сказали ни слова. Подумайте, как часто вы говорили кому-то:
«Ты в порядке? Ты выглядишь немного подавленным ».
Мы знаем, что люди чувствуют, благодаря невербальному общению.
-
Определите или укрепите отношения между людьми.
Если вы когда-либо наблюдали, как сидящая пара разговаривает, вы могли заметить, что они имеют тенденцию «копировать» язык тела друг друга. Они держат руки в одинаковых позициях, одновременно улыбаются и поворачиваются лицом друг к другу более полно. Эти движения укрепляют их отношения: они укрепляют взаимопонимание и помогают им чувствовать себя более связанными.
-
Оставьте отзыв другому человеку.
Улыбки и кивки говорят кому-то, что вы слушаете и согласны с тем, что они говорят. Движение и жесты рук могут указывать на то, что вы хотите говорить. Эти тонкие сигналы дают информацию мягко, но четко.
-
Регулировать поток связи
Существует ряд сигналов, которые мы используем, чтобы сообщить людям, что мы закончили говорить или что мы хотим поговорить. Решительный кивок и твердое сжатие губ указывают, например, что нам больше нечего сказать.Зрительный контакт с председателем собрания и легкий кивок указывают на то, что вы хотите выступить.
Изучение языка
Многие популярные книги по невербальному общению представляют тему так, как если бы это был язык, который можно выучить, подразумевая, что если бы значение каждого кивки, движения глаз и жеста было известно, настоящие чувства и намерения человека были известны. будет понятно.
Это, конечно, абсолютно верно.
К сожалению, интерпретировать невербальную коммуникацию не так просто.
Как и наша страница Interpersonal Communication , невербальное общение не является языком с фиксированным значением. На это влияет и управляет контекст, в котором это происходит. Это включает в себя как место, так и людей, которых это касается, а также культуру.
Например, кивок головы между коллегами на заседании комитета может означать нечто совсем иное, чем когда одно и то же действие используется для признания кого-то в переполненной комнате, и снова, когда два человека ведут социальный разговор.
Невербальное общение также может быть как сознательным, так и бессознательным. Выражение лица особенно трудно контролировать, потому что мы не можем видеть себя, чтобы знать, что мы делаем. Следовательно, мы можем усложнить общение, пытаясь передать одно сообщение сознательно, в то время как на самом деле бессознательно передавая совсем другое.
Межличностное общение еще более усложняется, поскольку обычно невозможно правильно интерпретировать жест или выражение лица .Невербальное общение состоит из полного пакета выражений, движений рук и глаз, поз и жестов, которые следует интерпретировать вместе с речью ( вербальное общение, ).
Невербальное письменное общение
На протяжении многих лет многие люди утверждали, что письменные слова также содержат невербальную коммуникацию. Ваш почерк может дать подсказку о том, что вы чувствовали, когда, например, писали заметку, и в настоящее время ваш выбор шрифта и цвета также кое-что говорит о вас.
Однако сейчас все согласны с тем, что эти формы невербального общения являются довольно ненадежными индикаторами характера. Они передают гораздо меньше информации, чем невербальное общение, которое является частью личного общения.
Культурный контекст
Хорошая новость в том, что большинство из нас учатся интерпретировать невербальное общение по мере взросления и развития. Это нормальная часть того, как мы общаемся с другими людьми, и большинство из нас используют ее и интерпретируют совершенно бессознательно.
Это может затруднить сознательную интерпретацию. Однако, если вы перестанете думать об этом, вы, вероятно, обнаружите, что имеете очень хорошее представление о том, что кто-то имел в виду.
Плохая новость в том, что невербальное общение может иметь очень специфическую культуру.
Примеры невербальной коммуникации, связанной с культурой
-
Популярный стереотип итальянцев, включающий большие жесты, много размахивание руками и много громких и возбужденных криков, может быть стереотипом, но он существует не просто так.В итальянской культуре волнение проявляется гораздо более явно, чем, например, в Великобритании. Невербальное общение, как правило, более очевидно. Это может значительно усложнить итальянцам интерпретацию невербального общения в Великобритании или США, где оно более тонкое. Однако даже в Италии есть географические различия.
-
Жест поднятие большого пальца, который обычно означает одобрение в англоязычных странах, считается оскорбительным в других странах, включая, очевидно, Грецию, Италию и некоторые части Ближнего Востока.
- Сделать такой круг большим и указательным пальцами - это нормально в западных культурах. Так его используют, в частности, дайверы. Однако в Японии это считается признаком денег, а в арабских странах - угрозой.
Будьте осторожны, используя жесты и язык тела!
Подробнее об этом читайте на наших страницах Межкультурная коммуникация и Межкультурная осведомленность .
Важность невербального общения
Важно помнить, что невербальные сигналы могут быть не менее важными, а в некоторых случаях даже более важными, чем то, что мы говорим.
Невербальное общение может иметь большое влияние на слушателя и результат общения.
Предупреждение!
Люди, как правило, гораздо менее сознательно контролируют свои невербальные сообщения, чем то, что они на самом деле говорят.
Это отчасти потому, что невербальное общение носит более эмоциональный характер и, следовательно, более инстинктивное.
Следовательно, если между ними есть несоответствие, вам, вероятно, следует доверять невербальным сообщениям, а не используемым словам.
Отсутствие невербального сообщения также может быть своего рода сигналом, предполагающим, что говорящий тщательно контролирует свой язык тела и, возможно, пытается скрыть свои истинные эмоции.
Типы невербального общения
Существует множество различных типов невербального общения. В их числе:
-
Движения тела (кинезика), , например, жесты рук, кивание или покачивание головой, которые часто являются самым простым элементом невербального общения, которым можно управлять;
-
Осанка , или то, как вы стоите или сидите, скрещены ли руки и так далее;
-
Зрительный контакт , где количество зрительного контакта часто определяет уровень доверия и надежности;
-
Пара-язык или аспекты голоса помимо речи, такие как высота звука, тон и скорость речи;
-
Близость или личное пространство (проксемика) , который определяет уровень близости и сильно варьируется в зависимости от культуры;
-
Выражение лица , включая улыбку, хмурый взгляд и моргание, которые очень трудно контролировать сознательно.Интересно, что широкие выражения лица, показывающие сильные эмоции, такие как страх, гнев и счастье, одинаковы во всем мире; и
-
Физиологические изменения , например, вы можете больше потеть или моргать, когда нервничаете, а также вероятно учащение пульса. Их практически невозможно контролировать сознательно, и поэтому они являются очень важным индикатором психического состояния.
Подробнее обо всех этих типах невербального общения можно узнать на наших страницах на страницах Body Language и Face and Voice .
Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны
Наши электронные книги о навыках общения
Узнайте больше о ключевых коммуникативных навыках, необходимых для более эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и они полны простой и понятной практической информации.
В заключение…
Невербальное общение - чрезвычайно сложная, но неотъемлемая часть общих коммуникативных навыков.Однако люди часто совершенно не осознают свое невербальное поведение.
Базовое понимание невербальных коммуникативных стратегий, помимо того, что на самом деле сказано, может помочь улучшить взаимодействие с другими. Знание этих знаков может быть использовано, чтобы побудить людей говорить о своих проблемах, и может привести к большему взаимопониманию, что, в конце концов, и является целью общения.
.
(/): невербальное общение
Невербальное общение
Язык играет командирская роль как средство общения. Когда мы общаемся с другими людьми мы используем выражение лица, зрительный контакт, движение тела, интонация, громкость голоса, одежда, тело украшение, время, пространство и многие другие способы передачи Информация. Такие средства общения без слов называется невербальным общением.Люди развили невербальные коммуникативные навыки задолго до того, как они начали говорить. Некоторые исследователи уверены, что невербальное общение более сильнее, чем вербальное общение. Рэй Бердвистелл из По оценкам Пенсильванского университета, 30–35 процентов человеческого общения происходит через слова, остальное через невербальные режимы. Первое научное исследование невербального коммуникации была книга Чарльза Дарвина «Выражение Эмоции у человека и животных »(1872).В этой работе Чарльз Дарвин изучил выражение лица.
Невербальный общение можно передавать с помощью жестов и прикосновений, язык тела или поза, выражение лица и зрительный контакт а также посредством объектной коммуникации, такой как прически или даже мебель. Другими словами, невербальное общение может быть считается «безмолвным языком», который служит для выражения чувств без слов.
Невербальный общение происходит одновременно с вербальным общение. Например, когда мы согласны или не согласны с кого-то, мы часто киваем или качаем головой, чтобы выразить позитив или негативные чувства. Мы можем показать человеку, что нам нравится его или ее или хотят быть дружелюбными, похлопывая его или ее по плечо. Слова любви и ласки часто сопровождаются объятиями или поцелуями.
Многие аспекты невербальное общение находится под сильным влиянием культуры.Люди из разных культур интерпретируют невербальное поведение по-другому. Например, в Австралии женщины подмигивают. неподходящий; в Финляндии, скрестив руки на груди, демонстрирует высокомерие и гордость; в Греции размахивание руками - оскорбление. Прямой зрительный контакт - это знак уважения и внимания в Америке и Европе; тогда как в опущенные глаза некоторых азиатских стран - знак уважения и внимание. Во многих азиатских культурах лук означает озабоченность культуры статусом и рангом.В Японии низкая осанка показатель уважения. В Соединенных Штатах, где люди обычно неформальный и дружелюбный, американцы часто падают на стулья или сутулиться, когда они стоят. В Германии и Швеции, где люди более формальны, сутулость - признак грубости и бедности манеры. В Гане и Турции сидят со скрещенными ногами крайне оскорбительно.
Близость и трогательное поведение часто выражает симпатию и привязанность во многих культурах.Латиноамериканцы и жители Южной Европы используют прикасаться к поведению часто и иметь более близкое расстояние для разговор. В Таиланде похлопывать взрослого по голове считается наступление.
В различных люди разных стран по-разному приветствуют друг друга. Арабские мужчины часто приветствуют друг друга поцелуями в обе щеки. В Тайланде люди приветствуют, сложив обе руки перед грудью. В Японии, мужчины приветствуют поклонами, а в США люди трясутся Руки.
Даже высокий или низкая высота тона и громкость голоса играют очень играет важную роль в общении и может интерпретироваться по-другому. Арабы говорят очень громко, чтобы показать силу и искренность. Немцы используют командный тон, чтобы показать власть и самоуверенность. В Японии повышение голоса часто означает отсутствие самоконтроля. Для японцев нежный и мягкий голос отражает хорошие манеры.
Нам следует помните, что то, что приемлемо в одной культуре, может быть совершенно неприемлемо по другому. Например, "ОК" Жест в американской культуре является символом денег в Японии. Такой же жест является непристойным в некоторых странах Латинской Америки; в то время как для китайцев или людей на юге Франции он равен нулю или ничего.
Народный невербальные действия могут сказать нам гораздо больше, чем их слова.Для Например, ваш партнер хочет показать вам, что он спокоен, расслаблен и самоуверенный, но его голос дрожит, и вы замечаете его руки дрожат. Это означает, что на самом деле этот человек нервничает и неуверенен. Наблюдение за языком тела человека вы можете понять, говорит он правду или лжет. Когда кто-то говорит неправду, он часто произносит много речей ошибки, колеблется, краснеет или бледнеет.
Физический внешний вид играет очень важную роль в общении и помогает произвести благоприятное впечатление.Попадание в глаза может показать различные эмоции, такие как тепло, неодобрение, раздражение, недоверие, удивление, интерес, внимание, грусть и так далее.
Хорошо коммуникативные техники как вербальными, так и невербальными способами могут помочь вам стать успешным коммуникатором. Если мы хотим избежать разрывы в общении и личных отношениях, мы должны учитывать культурные различия и вести себя подходящий способ как вербально, так и невербально.Если вы заметите жесты, позы, мимика и движения человека, вы сможет поймать нужную информацию. Помните, что искренняя улыбка и дружелюбное выражение лица способствуют общению и помочь убрать преграду между собеседниками.
1. Прочтите следующие предложения и обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО:
1) Люди давно развили невербальные коммуникативные навыки. прежде, чем они начали говорить.T | F |
2) Рэй Бердвистелл из Пенсильванского университета по оценкам, 70 или 75 процентов человеческого общения происходит через слова. T | F |
3) Многие аспекты невербального общения очень важны. под влиянием культуры. T | F |
4) В Австралии подмигивание женщинам - знак восхищения и уважение. T | F |
5) В Финляндии скрещивание рук показывает задумчивость и концентрация. T | F |
6) В некоторых странах Азии прямой зрительный контакт является признаком уважение и внимание.T | F |
7) В Гане и Турции сидеть со скрещенными ногами считается крайне обидно. T | F |
8) Арабы говорят очень громко, чтобы выразить гнев и раздражение.
2. Завершите каждое предложение (A – H) одним из окончаний. (1-8):
A. Невербальная коммуникация может передаваться через
Б. Невербальная коммуникация имеет место
C. В Греции размахивая -
D. Во многих азиатских культурах лук означает
. Э.В Германии и Швеции сутулость - признак
. F. Латиноамериканцы и южноевропейцы используют прикосновение часто и имеют
G. В Японии повышение голоса часто означает
. H. Наблюдая за языком тела человека, вы можете понять, если
1. Забота культуры о статусе и ранге.
2. недостаток самообладания.
3. одновременно с вербальным общением.
4. жест и прикосновение, языком тела или позой, лицом выражение лица и зрительный контакт, а также через объект общение, например, прически или даже мебель.
5. оскорбление.
6. он или она говорит правду или лжет.
7. более близкое расстояние для разговора.
8. грубость и невоспитанность.
3. Люди часто используют «безмолвный язык», чтобы показать свои эмоции. и отправлять сообщения без слов. Какие невербальные режимы будут вы используете, чтобы показать, что вы
спешите
усталый
злой
в плохом настроении
скучно
возбужденный
удивлен
дружелюбный / недружелюбный
интересует
внимательный
нервная
доволен
Например: когда человек торопится, он может посмотреть на свое постоянно смотрит и беспокойно ерзает на своем месте.
4. На что могут указывать следующие невербальные сообщения?
Человек
(1) кивает головой; (2) похлопывает другого человека по плечу; (3) пожимает плечами; (4) прикладывает указательный палец к губам; (5) хранит молчание; (6) слегка кашляет; (7) машет рукой; (8) пристально смотрит на другого человека; (9) повышает голос; (10) заикается; (11) закрывает лицо руками; (12) улыбается много.
5. Ответьте на вопросы
1) Какие способы мы используем для передачи информации помимо язык?
2) Почему многие исследователи считают, что невербальное общение сильнее вербального общения?
3) Какая связь между невербальным общением и культура человека?
4) Как люди здороваются в разных странах? Как делать приветствуют друг друга в вашей стране?
5) Какую роль играют высокий или низкий тон и громкость звука? голос играет в общении?
6) Что может означать жест «ОК» в разных странах?
7) Почему внешний вид играет очень важную роль в общение?
8) Почему полезно развивать хорошие коммуникативные техники?
9) Что делать, чтобы избежать перерывов в общении и личные отношения?
10) Как облегчить общение?
6.Прочтите и переведите цитаты ниже. Выбери любой заявление и комментарий к нему
«Теплая улыбка - универсальный язык доброты». (Уильям А. Уорд)
«Это [общение] означает общее понимание, общее традиции, общие идеи и общие идеалы. (Роберт М. Хатчинс)
«Общение - это навык, которому можно научиться. Это как езда велосипед или набор текста. Если вы готовы работать над этим, вы можете быстро улучшить качество каждой части вашей жизни.'(Брайан Трейси)
«Эффективное общение - это на 20% то, что вы знаете, и на 80% - как вы чувствовать то, что ты знаешь ». (Джим Рон)
«Язык - это социальное искусство». (Уиллард Ван Орман Куайн)
Дополнительная информация о невербальном общении разных стран и подготовить отчет по этой теме.
А. Что вы знаете о невербальном общении? Дай определение этого термина.
Б. Прочтите текст «Невербальная коммуникация» и скажите, какие факты вы узнали о невербальном общении в разных страны.
" . . « .. 2012.
.