Православие как научиться молчанию


Молчание – золото праведных - ЕлицыМедиа

Что значит речь для христиан? В чём ценность молчания? Как спасались молчаливые праведники? Полезен ли мирянину обет молчания? Как молчание помогает здоровью? Попробуем в этом разобраться.

Что значит речь для христиан?

Современный мир страдает празднословием. Отовсюду слышатся речи, несущие мало полезной информации, зато изобилующие глупостью, лицемерием, злостью.

Женщины, живущие по-соседству, собираются по вечерам ради сплетен. Люди звонят друг другу, чтобы обсудить слухи. Мирская пресса тиражирует бесполезные  сообщения: «Модель показала грудь на пляже», «Актёр подал на развод» и тому подобное. Половина текстов несут негатив: «авария», «катастрофа», «изнасилование».

Читатель погружается в это болото – интернет и телевидение пожирают его время. По дороге с утра бредёт молодёжь, уткнувшаяся в экраны гаджетов. На работе, едва выдалась минуты, все открывают соцсети. Утомлённый, а порой раздражённый, человек выныривает из словесной чепухи и видит, что день уже клонится к закату. Он приходит домой и срывается на мат, слыша упрёки такого же перегруженного информацией родственника…

В чём ценность молчания?

Бог есть Слово, одно это напоминает, что к речи нужно относиться ответственно. Она становится мерилом силы воли и высокой нравственности: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

От наших речей – добрых или злых – зависит приговор на Страшном Суде:

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37).

Потому что: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).

Свои речи следует соизмерять с заповедями Божьими:

«Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140).

Ценность молчания для христианина заключается в возможности:

— Избежать суетных разговоров: споров, сплетен, осуждения.

— Погрузиться в мир молитвы, вспомнить о Боге, о своих грехах и путях исправления.

— Проанализировать свои знания о жизни и работе, сделать полезные выводы.

— Обдумать созидательную деятельность во благо ближним и себе.

— Обрести душевный покой.

В одной из молитв ко Пресвятой Деве говорится:

«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила».

Тишина эта внутренняя гармония, которой жаждет большинство современных людей, утомлённых градом раздражающих слов.  

Как спасались праведники-молчальники?

Христианские святые давно поняли важность молчания для спасения души. Многие замыкали уста кто на несколько лет, кто до конца жизни.

Молча́льник или безмолвник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.

Среди этих подвижников первый, кто принял на себя подвиг молчания до самой кончины — Саламан Молчальник.

Также по религиозным источникам особенно известны: Иоанн, родом армянин, на 28-м году получивший сан епископа, но ради безмолвия отказавшийся от сана; Исихий Хоривит, спасавшийся на горе Хорив близ Синая; Стефан пресвитер; Лука Новый Столпник.

Из русских святых к числу молчальников принадлежат Афанасий, Онуфрий и Феодор, затворники монастыря Киево-Печерского; Исаакий Радонежский; Игнатий Белозерский; Корнилий; Нил Столбенский; Вера Молчальница. Разумеется, это не все имена.

Сергий Радонежский принял обет молчания незадолго до смерти, чтобы посвятить последние дни только молитве. Несколько лет молчал иконописец Андрей Рублёв.

Жития молчальников обычно кратки: «замуровался в пещере на 12 лет»; «молчала 23 года», «закрылся в хижине до конца дней своих». Но земная слава нужна была святым менее всего. И если о них остались сведения, то только стараниями мирян.

Вера Молчальница своей известностью обязана легенде, в которой она отождествляется с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Якобы после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом, жена последовала его примеру. Сначала она спасалась в миру, обучая детей рисованию и грамоте. Обет молчания приняла не сразу.

Вера Молчальница на смертном одре

По словам церковного историка графа М.Толстого, Веру в монастыре приняли враждебно. Монахиням-завистницам не нравился интерес к ней со стороны прихожан, стремившихся к Вере за советами  — та писала ответы на бумаге.

Игуменья ездила к Петербургскому митрополиту Серафиму с просьбой выслать Веру Молчальницу из монастыря. На эту просьбу митрополит ответил: «Ах ты дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её; и вспоминать об этом не смей».

Недаром пустынники уходили в леса, чтобы избежать общения. Ведь даже в монастыре может найтись немало помех для спасения. 

«Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигали праведности. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии, они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них, и лишь тогда Бог посылал их, обретших добродетели, в среду людей для назидания человеков и исцеления болезней их. В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям» (Преподобный Аммон Нитрийский).  

Некоторым праведникам, обладающим талантом красноречия и даром убеждения, Господь воспрещал безмолвие, считая, что наибольшую пользу они принесут, проповедуя и наставляя ближних. 

Так Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, в начале своего духовного пути хотел стать молчальником. Он вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом, где практиковали безмолвие. Но Всевышний возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое!». 

Тяготы безмолвников

Казалось бы, молчание облегчает спасение, поскольку исключает словесные излишества, которые обременяют душу новыми грехами. Но на пути молчаливых подвижников немало терний.

Брань невидимая

Невидимой бранью именуют внутреннюю борьбу человека с силами зла. Бесы являются незримыми врагами каждого. Особенно они ополчаются на подвижников, желая сбить их с пути истинного. Для верующего человека бесы не аллегория страстей, а вполне реальные личности. Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом — в силу искажения ангельского образа — сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41:16).

Пока человек молится, не доверяет падшим духам, не прислушивается к их советам, бесы бессильны. Но нечисть никогда не оставляет свои попытки навредить и отвлечь от благочестивых размышлений.

По свидетельствам монахов, бесы способны:

— пугать по ночам, поднимая шум вокруг кельи; 

— являться в виде соблазнительных блудниц; 

— притворяться ангелами, ожидая поклонения;

— разжигать сомнения в избранном пути;

— внушать кощунственные помыслы и многое другое.

Таким образом, в сознании человека всё время идёт борьба за веру и добродетели. Никодим Святогорец написал на эту тему известный духовный труд «Невидимая брань».

Серафим Саровский в лесу, художник Павел Рыженко

Видимые враги

Грешники ведут себя не лучше бесов, когда вмешиваются в жизнь праведников.

Так, Иоанн Безмолвник едва не погиб от нападения сарацинов в пустыне, но Господь послал ему защитника-льва. Зверь спугнул  разбойников.

И даже монахи могут стать гонителями, конечно, по наущению нечистого. Так Корнилий Молчальник, будучи послушником, претерпел немало насмешек от братии. Его считали простецом и юродивым. А Веру Молчальницу пытались завистницы изгнать из обители.

Преследования от властей

Вера Молч

Учимся любить тишину | Сайт Русской Православной Церкви

«Всему свое время, время всякому делу под небом, время молчать и время говорить» (Екклесиаст 2: 1,7

Если вы серьезный православный христианин, а я так полагаю, то вы также должны быть приверженцем монашества. Наше поклонение изобилует стилем и форматом монастыря, особенно во время Великого поста, включая то, как мы постимся и молимся. Монахини и монахи своим примером учат нас тому, что полезно для нашей души.Один высший урок основан на молчании. Подобно пророку Амосу, который сказал: «Разумные хранят молчание», (5:13), монахи чтят тишину, и мы прислушиваемся к их советам, если надеемся продвинуться к Царству Божьему. Но нам намного труднее, особенно в современном обществе. У нас есть так много великолепных электронных устройств, чтобы заполнить нашу жалкую жизнь.

Лето - пора отпусков и отпусков. Куда бы вы ни пошли, в одиночку или с семьей - в горы, на побережье или за границу - я призываю вас оставить дома все, что шумит или отвлекает.Вам действительно не нужны сотовые телефоны, радиоприемники, компакт-диски, вещи, которые вы держите в ухе или держите в руке, которые поглощают ваше внимание. Вы уходите от всего этого - тогда сделайте это. Освободите себя от всех препятствий на пути к безмятежности и тишине. Осознайте, что вы пристрастились или можете быть зависимы от звуков и изображений, которые закупоривают каналы к Господу и мешают вам глубоко погрузиться в свою душу, чтобы открыть для себя радость единения со Святой Троицей.

Вы говорите, что молитесь? Восхитительно! Можете ли вы в своих молитвах отгородиться от внешнего мира и погрузиться в молитву? Вы наслаждаетесь медитацией и находите убежище в Духе Божьем? Созерцание означает нахождение храма Господа между храмами прямо над вашими ушами.Пойдите туда и узнайте, что с вами происходит, когда вы делаете попытку. Есть ли отвлекающие факторы, которые бросаются на вас, как макаки-резусы в клетке в зоопарке? Как вы с этим справляетесь? Можете ли вы игнорировать их или заставить их уйти? Вот что один отец церкви говорит нам о непривязанности [отключении от окружающих отвлекающих факторов]:

«Духовное знание приходит через молитву, глубокую тишину и полную непривязанность - поэтому мы можем с уверенностью знать, в каком состоянии мы находимся в надлежащем состоянии, чтобы говорить о Боге, если в те часы, когда мы не говорим, мы сохраняем горячее воспоминание о Боге. в безмятежной тишине.Святой Диадок Фотикийский, О духовных знаниях, 9,11.

Стильные журналы с их очаровательными фотографиями, которые обещают доставить вам восхитительные удовольствия, экзотические впечатления, вкусную еду и незабываемые воспоминания, могут сделать все это возможным, а могут и не сделать. Но даже самый замечательный отпуск со временем превращается в воспоминания, фотографии и кинофильмы. Ты вернешься отдохнувшим, но больше ничего. И это не продлится долго. Я предлагаю вам использовать время вдали от дома, работы и рутины, чтобы улучшить свое духовное путешествие таким образом, чтобы полностью изменить ваше отношение к Богу, себе и обществу.

Отказ от старых привычек никогда не бывает простым. Вы можете решить, что для этого потребуется слишком много усилий, но при этом вы прилагаете физические усилия к упражнениям и диете, чтобы изменить свою внешность. Когда ты умрешь, это не имеет значения. Но задача вступить в путешествие в Царство Божье, найти отправную точку в самом своем сердце, будет иметь для вас бесконечно большую ценность и будет стоить всего, что нужно, чтобы приложить усилия. И это начинается с признания того, что вы можете быть рабом своего окружения. Если так, то с помощью Христа вы должны освободиться.И все начнется с тишины, внимания и решительных усилий.

.

Молчание, мученичество и призыв к смерти

Алисса Уилкинсон в своей рецензии на новый фильм Мартина Скорсезе «Молчание» написала:

Борьба за веру в мире, отмеченном страданиями и безмолвием Бога, присутствует в каждом кадре Silence . Ответы в фильме Скорсезе, как и в романе Эндо, находятся не в словах, а в промежутках между ними. …

В Silence Скорсезе нашел своего естественного соперника для решения этих вопросов, что он и делает с большой сдержанностью.(Читатели романа Эндо знают, что описания пыток вызывают тошноту; в руках Скорсезе они вызывают больше психологического, чем визуального страдания.) Он глубоко ныряет и приходит не столько с ответами, сколько с честным предположением, что всякий раз, когда мы думаем, что нашли ответы, мы сбились с пути. Он описывает создание фильма как своего рода «паломничество», которое означает и путешествие, и борьбу, и это видно. Silence красиво снято и движется, но это не то, что вы бы назвали воодушевляющим.Это фильм, который требует размышлений и пересмотра.

Этот ответ на фильм кажется довольно типичным среди евангелистов и некоторых католиков: движение состоит в том, чтобы преуменьшить любые ответы (я буду сопротивляться желанию использовать запугивающие цитаты), к которым приходят персонажи, в пользу подчеркивания пути, который они предпринимают, чтобы получить там. Речь идет о процессе и о том, что человек узнает в процессе, а не о пункте назначения.

Fr. Комментарии Джеймса Мартина о фильме, к удивлению никого, кто не знаком с его работами, имеют много общего с тем, что, я думаю, делает в своей рецензии Уилкинсон, и даже предполагают, что в предательстве Родригеса есть своего рода верность.(Пит Роллинз, без сомнения, радостно кивает.) Друг Mere O, Бретт Маккракен также сделал обзор фильма, написав в Christianity Today о том, как фильм является примером учения о силе и слабости, которое пронизывает Писание.

Во всех случаях меня поражает тот факт, что каждый человек, кажется, либо преуменьшает, либо даже оправдывает (в печальном случае отца Мартина) решение Родригеса явным образом отречься от Христа и продолжать регулярно отречаться от Христа до конца своей жизни. .Или, точнее говоря, они предполагают, что внешнее действие, символизирующее отвержение Христа, на самом деле является актом верности Ему. (СПОЙЛЕРЫ ПОСЛЕДУЮЩИЕ)

Какая связь между верой и действием?

Одна из любопытных вещей, которые я заметил в разговорах о фильме, заключается в том, что реакция среди моих друзей-евангелистов была в основном похожа на то, что Алисса и Бретт написали в своих рецензиях. (Я знаю и ценю их обоих, и я восхищаюсь их работой, поэтому я надеюсь, что эти комментарии будут приняты в том дружеском духе, с которым они были задуманы.)

С другой стороны, единственный католик, с которым я читал или говорил, кто ответил таким образом, - это о. Мартин, который, честно говоря, имел бы гораздо больше смысла и заслужил бы большего доверия, если бы он просто обратился в епископство. Буквально каждый другой католик, с которым я разговаривал, был шокирован этой историей, утверждая, что это ужасающее неверное толкование Священного Писания и церковного учения предполагать, что попирание иконы Христа и публичное отречение от него могут каким-то образом быть актом верности ему. .

Когда я спросил их, что, по их мнению, стоит за этим расхождением во мнениях, мои друзья-католики (как и следовало ожидать) обвинили sola fide . «Это нормально, что вы, ребята, действуете совершенно не в соответствии с христианской верой, - в основном говорили они, - вы в любом случае не думаете, что вам нужны дела».

Без повторного судебного разбирательства , что дебаты , я действительно думаю, что они на что-то . Я не думаю, что проблема в sola fide , учитывая, что с самого начала основные лидеры Реформации довольно недвусмысленно настаивали на необходимости добрых дел как признака спасительной веры.Мы, как говорится, спасаемся одной верой, но не верой, что - это только .

Однако я думаю, что мы можем сказать, что протестантское богословие (справедливо) сохраняет веру и дела, свидетельствующие об этой вере, отдельными, и это, при неправильном понимании, привело к тенденции среди менее осторожных протестантов преуменьшать или даже отрицать необходимость христианского поведения, соответствующего христианскому вероисповеданию.

По этой причине, я думаю, многим зрителям-евангелистам легче представить сценарий, в котором верность Христу на самом деле требует публичного отречения от Христа.

Однако здесь есть две проблемы.

  • Во-первых, Священное Писание полно упоминаний о необходимости устного исповедания веры. Павел пишет в Послании к Римлянам, что те, кто исповедуют устами Иисуса как Господа, будут спасены. В другом месте и еще яснее Христос говорит в Евангелии от Матфея, что «если вы отвергнете Меня перед людьми, я отвергну вас перед Отцом».
  • Во-вторых, следует отметить и более широкий момент: было бы одно дело, если бы Родригес отступил, чтобы пощадить японских христиан, а затем позже, как Томас Кранмер, отказался от своего опровержения и принял мученичество.Это не то, что он сделал. Скорее, он постоянно отступал на всю оставшуюся жизнь, чтобы жить жизнью, близкой к залам власти, довольно влиятельной и, по стандартам Японии 17-го века, в высшей степени комфортной. Это не совсем так, как «храбрые профили». Но более важный вопрос заключается в следующем: какое влияние на человеческую душу оказывает постоянное попирание Христа? Здесь помогает знание их Льюиса: представьте себе души, блуждающие в The Great Divorce .Попирать Христа - значит отрезать себя от источника всей красоты, жизни и истины. Делать это неоднократно и умышленно, как это делает Родригес до конца своих дней, - вещь суровая и ужасающая. Как это влияет на душу? И если мы вечные существа, как нас учит христианство, то кем может стать человек, совершающий подобное, если этот образец греха будет продолжаться в вечности? Вы можете иметь Христа и доброту или не иметь ни того, ни другого.

Молчание мучеников

Когда вы читаете Священное Писание и историю церкви, вы сразу сталкиваетесь с тем фактом, что мученичество не является необычным призванием в истории Божьего народа.Иисус обычно говорит своим ученикам ожидать жестоких преследований.

Если предание заслуживает доверия, это именно то, что они получили: 11 из 12 апостолов умерли мученической смертью, а тот, кто не умер, Иоанн, не выжил из-за недостатка усилий со стороны римских императоров. В Откровении говорится о крови мучеников, взывающих к Богу. Один из самых известных гимнов в истории церкви, «Те Деум» особо упоминает мучеников. Это нормальных в истории церкви, когда Бог призвал некоторых из своих последователей буквально отдать за него свои жизни.

Дело, как прекрасно сказала Розария Баттерфилд в конце прошлого года, в том, что крест безжалостен. Какими бы ни были наши идолы, какие бы грехи мы ни скрывали в своем сердце, они обнаруживаются благодаря работе Христа. Это одна из причин, по которой Льюис называл себя «сопротивляющимся» новообращенным; он знал, во что обойдется ему христианство - всего.

Действительно, одна из парадоксов фильма - это отступничество Родригеса, которое о. Мартин считает, что переживание обращения совсем не так: характерный грех Родригеса на протяжении всей истории - духовная гордость.Он знает, что миссия в Японию опасна, но он справится. Японские христиане могут растоптать фуми-э , но он - нет. Даже его верность Феррейре можно рассматривать как своего рода гордость: никто, кто когда-то был его другом и духовником, не стал бы отступником.

По словам Мартина, отступничество Родригеса наступает тогда, когда он осознает, что ничем не лучше, чем кто-либо другой, когда Христос призывает его отказаться от своей гордости и «умереть» в манере выражения японцев.

Если задуматься, умственная гимнастика о. Мартин делает, чтобы получить там - это как-то весело: Что о. Мартин на самом деле говорит о том, что предполагаемое обращение человека, чей характерный грех гордыни - это сцена, в которой он определяет, что Иисус обращается к нему напрямую и , что он может быть в точности как Иисус, умерев, чтобы спасти других.

В этой сцене много всего, но это определенно не обращение Родригеса. Во всяком случае, это момент, который проклинает его не только из-за отступничества, но и потому, что он укрепляет его в духовной гордости, которая была его великой борьбой на протяжении всей истории.Фактический призыв, данный ему , вероятно, такой же, как призыв, данный японским христианам перед ним: мученичество. Это значит умереть для своего комплекса спасителя, уповать на благость Бога и успокоиться, зная, что кровь мучеников будет отомщена.

Настоящий опыт обращения, истинное самоубийство для Родригеса выглядел бы совсем иначе. Это означало бы признать, что он не Христос и не может быть Христом для жертв Иноуэ; только Христос может спасти.Все, что он может сделать, - это оставаться верным Христу в момент невыразимой боли и трудностей и доверять все остальное Богу, а не себе. (Конечно, если отрицание необходимости христианского поведения является распространенной проблемой протестантов, то священники, приравнивающие себя ко Христу, - обычная проблема католиков.)

Хотя это может показаться суровым по отношению к Родригесу, более чем бесчувственным и, возможно, также оторванным от повседневной жизни, на самом деле это совсем наоборот.Причина, по которой наши Священные Писания рассматривают мученичество как нормальное явление и даже как разумное ожидание для христиан, заключается в том, что наша смерть - не последнее слово. Мы живем в том, что Фрэнсис Шеффер называл миром с окнами; перед нами необработанное физическое творение не является суммой реальности. Мы идем на смерть с радостью ради Христа, потому что в воскресении мы воссоединимся с Ним.

Все христиане призваны на смерть.

В одном важном смысле выбор, сделанный перед Родригесом, по своей природе не отличается от выбора, стоящего перед всеми христианами.Павел сравнивает христианскую жизнь с ношением креста. В этом нет ничего удивительного - христианская жизнь состоит в том, чтобы по благодати преобразоваться в образ Христа, который, конечно, умер на кресте.

Таким образом, неудача Родригеса - это неспособность понять свое призвание, и эта неудача нанесла бы ему вред независимо от того, поехал он в Японию или нет. Он представлял себя спасителем, героическим (белым?) Христианином, который отправится в Японию и спасет заблудшую страну. Далекий от того, чтобы умереть для этой ложной идеи, когда он отступает, он удваивает ее, доходя до того, что видит в этой идее оправдание публичного отречения от Христа.

Мученичество не является чем-то необычным в истории церкви. Действительно, это нормально. Чтобы воскреснуть, мы должны сначала умереть. Значит, есть вещи намного хуже смерти. Трагедия Silence в том, что о. Родригес не понимает этого.

Понравилась статья? Платите писателю.

.

Официальный ответ Православия кальвинизму - Исповедь Досифея (1673)

Кирилл Лукарис

Православная церковь дала два основных ответа протестантской Реформации. Первой реакцией на лютеранство стало то, что лютеранские богословы Тюбингена и патриарх Константинопольский Иеремия II обменялись письмами с 1573 по 1581 год. Обмен закончился тупиком из-за непримиримых теологических разногласий. См. «Лютеранско-православный диалог в шестнадцатом веке.Второй ответ был на реформатскую традицию почти столетие спустя, в 1672 году, когда синод епископов собрался в Иерусалиме, чтобы откликнуться на кальвинистское исповедание 1629 Кирилла Лукариса. Совет решительно отверг реформатское богословие и подготовил официальное заявление, известное как Исповедание Досифея . Вскоре он приобрел статус окончательной позиции Православия в отношении реформатского богословия.

В этой статье я исследую Исповедь Доситея , чтобы понять, почему кальвинизм был отвергнут, и причины этого отказа.Иерусалимский Синод подробно ответил на три вопроса: (1) sola scriptura , (2) двойное предопределение и (3) иконы и молитвы святым. Кроме того, ответы были короче: (1) sola fide , (2) церковное управление, (3) таинства и (4) молитвы за умерших. Чтобы помочь читателю, некоторые части цитируемых отрывков были выделены.

Кирилл Лукарис

Кирилл Лукарис (1572-1638) родился на Крите, который в то время был оккупирован Венецианской республикой.Его образование было разным. Он учился в Венеции, Падуе, Виттенберге и Женеве, где столкнулся с реформатской верой. Некоторое время он был профессором Православной академии в Вильнюсе, Литва. Он был рукоположен в священники Александрийского патриархата. Позже он служил Патриархом Александрии с 1601 по 1620 годы. Затем с 1620 года до своей смерти в 1638 году он был Патриархом Константинополя. Срок пребывания Кирилла на посту Константинопольского Патриарха был бурным, отмечен его неоднократными смещениями и переизбранием в патриархат.Его нестабильное пребывание в должности отражает интриги турецкого правления и попытки католицизма распространить свое влияние на Россию и Османскую империю. В 1638 году султан приказал казнить Кирилла из опасения, что он настроит против него казаков.

Исповедь Кирилла

В 1629 году в Женеве на латыни было опубликовано Исповедь Кирилла. В ближайшие несколько лет он будет переведен на французский, немецкий и английский языки. Исповедь Кирилла вызвала серьезные споры среди православных. Между 1638 и 1691 годами его осудили шесть местных советов (Ware, стр. 96). В 1638 году Константинопольский синод объявил: «Анафема Кириллу, новому нечестивому иконоборцу!» (Пеликан, стр. 285) Принятие Кириллом кальвинизма можно объяснить тремя факторами: (1) привлекательностью реформатского богословия, (2) отсутствием точности до того момента в некоторых вопросах православного богословия (Пеликан, стр. 283) и (3) преимущество заручиться поддержкой протестантов против католицизма.

Исповедь Кирилла вызвала споры и в других отношениях. Были некоторые, кто полагал, что Признание Кирилла было подделкой. Однако следует отметить, что Исповедь находилась в обращении около девяти лет до смерти Кирилла в 1638 году. Кроме того, нет никаких свидетельств того, что Кирилл отказался от своего Признания в письменной форме. В его пользу было то, что Кирилл был низложен не синодом епископов, а турецким султаном.

Недавнюю оценку Кирилла Лукариса можно найти в о. Rock and Sand Джозии Тренхэма (2015). Будучи выпускником Вестминстерской семинарии (Эскондидо, Калифорния), Реформатской теологической семинарии (Джексон, Массачусетс; Орландо, Флорида) и получив докторскую степень под руководством Эндрю Лаута в Даремском университете, Англия, о. Иосия имеет хорошие возможности для оценки споров о богословских взглядах Сирила Лукариса. Он написал:

Историки расходятся во мнениях относительно подлинности этого исповедания, одни подтверждают авторство Лукариса, а другие отмечают, что у нас есть большое количество книг и писем от Патриарха, в которых он не защищает кальвинистские позиции и является защитником Святого Православия. .Нет сомнений в том, что иезуиты стремились ослабить Лукариса и заклеймить его как кальвиниста и предателя святого православия, чтобы ослабить его доблестное сопротивление латинским проискам. . . . Хотя говорят, что Патриарх Лукарис несколько раз устно отрицал авторство Исповеди, это никогда не было сделано в письменной форме.

Существует некоторая двойственность в отношении посмертного статуса Кирилла в Православии. Александрийский Патриархат признал его святым и мучеником, но другие православные юрисдикции еще не приняли это решение Кирилла.Я нашел несколько замысловатых попыток доказать, что Кирилла ложно обвиняли в протестанте. В свете отсутствия доказательств того, что Исповедь Кирилла была подделкой, а также отсутствия каких-либо доказательств того, что Кирилл отрекся от Исповеди , я склоняюсь к исповеданию Кирилла 1629 как подлинному доказательству того, что Кирилл принял реформатскую веру. Я также считаю примечателен тот факт, что два выдающихся ученых - митрополит Каллистос Вэр и профессор Йельского университета Ярослав Пеликан - считали Кирилла автором Исповеди 1629 года.Однако в центре внимания этой статьи будет ответ Синода 1672 года на реформатское богословие, а не статус верований Кирилла Лукариса.

Исповедь Досфея

Иерусалимский Синод был созван в 1672 году, чтобы ответить на разногласия, порожденные Исповедью Кирилла . Он встретился через 108 лет после смерти Кальвина и вскоре после того, как реформатская традиция составила два основных доктринальных утверждения: канонов Дорта (1619) и Вестминстерского исповедания (1646).Другими словами, Синод обращался к кальвинизму в то время, когда он достиг зрелого выражения. Иерусалимский Синод издал Исповедь Досифея , в котором прямо осуждались учения Жана Кальвина. Документ получил свое название от имени Досифея Нотараса, патриарха Иерусалима, который председательствовал на Синоде.

Исповедь Досифея состоит из вступительного абзаца, восемнадцати указов, четырех вопросов и эпилога. Исповедь недвусмысленно осудила Жана Кальвина и реформатские традиции.

. . . но это была бы Церковь злых (Псалом 25: 5), поскольку очевидно, что это церковь еретиков, и особенно церковь Кальвина, которые не стыдятся учиться у церкви, а затем злобно отвергать ее. (Постановление 2; Лейт стр. 487)

Здесь православный синод признал знакомство Кальвина с отцами церкви, а затем раскритиковал его за отказ от святоотеческого консенсуса. Еще более поразительным является сильный язык, используемый для описания реформатской традиции как «церкви еретиков».«Также следует отметить специфику языка документа. Сирил Лукарис упоминается по имени трижды: в Указе 10 (Лейт, стр. 492), в вопросе 4 (Лейт, стр. 515) и в эпилоге (Лейт, стр. 516). Кальвин упоминается по имени один раз в Указе 2 (Лейт с. 487), а кальвинисты дважды: в Указе 10 (Лейт с. 492) и в Вопросе 4 (Лейт с. 513).

Sola Scriptura

Консервативные протестанты и евангелисты будут счастливы обнаружить, что в Декрете 2 Православная Церковь подтверждает божественное вдохновение и непогрешимость Писания.Однако они обнаружат, что Синод отверг протестантский принцип sola scriptura (только Библию), настаивая на том, что Библию следует понимать в свете того, как Церковь интерпретировала Библию.

Мы верим, что Божественные и Священные Писания научены Богом; и, следовательно, мы должны верить тому же без сомнения; но не иначе, как то, что католическая церковь истолковала и передала то же самое. (Лейт стр. 486)

Синод предупредил, что без учительского авторитета Церкви последствия будут заключаться в том, что люди будут истолковывать Библию со своей собственной точки зрения, тем самым открывая путь ереси, теологической раздробленности и деноминационализму.

Ибо, если бы [мы должны были принять Священное Писание] в противном случае, каждый человек имел бы каждый день свое отношение к ним, Католическая Церковь [то есть Православная Церковь] не могла бы по благодати Христовой оставаться Церковью до сего дня, придерживаясь одной и той же доктрины веры, и всегда одинаково и твердо веря. Скорее, она будет разорвана на бесчисленные группы и будет подвержена ересям. (Лейт стр. 486)

Как упоминалось ранее, консервативные протестанты и евангелисты будут рады узнать, что Православие утверждает непогрешимость Писания.Однако им нужно будет бороться с утверждением, что, как Святой Дух вдохновлял Библию, так и Церковь. В заключительном предложении Декрета 2 утверждается, что и Библия, и Православная Церковь непогрешимы.

. . . для нее [Церкви] невозможно ошибиться в каком-либо смысле, или обмануть, или быть обманутым; но, как и Священное Писание, непогрешимо и имеет непреходящий авторитет.

В отличие от католицизма, который помещает непогрешимость в пределах папства, Православие понимает непогрешимость как результат того, что Святой Дух ведет всю Православную Церковь к истине (см. Иоанна 16:13).Магистериум (учительская власть) Православной Церкви определяется Священным Преданием, например, Никейским Символом веры, Семью Вселенскими Соборами, Божественной литургией, Отцами Церкви и т. Д. Указ 12 более подробно объясняет, как Святой Дух через Церковь Отцы хранят православную церковь от ошибок. (Лейт стр. 496)

Синод призвал всех православных христиан слушать Библию, отсылку к чтению Священного Писания во время литургии. Однако в вопросе 1 он не поощрял частное чтение Писания, если человек не был должным образом обучен толкованию и значению Писания.(Leith стр. 506-507) Вопрос 2 опровергает протестантское учение о ясности Писания, утверждая, что некоторые части Писания трудны для понимания. (Leith, стр. 507) В вопросе 3 подтверждается каноничность Второканонических книг (также известных как Апокрифы), которые многие протестанты не признают. Все это указывает на то, как Православие понимает и подходит к Писанию иначе, чем протестантизм. (Лейт стр. 507-508)

Двойное предопределение

Реформатское богословие хорошо известно своим учением о двойном предопределении.Мы находим, что Православная Церковь придерживается другого понимания предопределения. В первом предложении Декрета 3 утверждается, что Бог предопределяет людей, но однозначно отвергается доктрина двойного предопределения.

Мы верим, что наивысший Бог от вечности предопределил во славу тех, кого Он избрал, и предал на осуждение тех, кого Он отверг; но не для того, чтобы оправдать одного, а осудить и осудить другого без причины .(Постановление 3)

Можно задаться вопросом, как Православие может утверждать вечные веления Бога, отвергая двойное предопределение. Ответ заключается в том, что в отличие от кальвинизма, который учит безоговорочному избранию, Православие считает, что человечество сохранило способность к свободе воли после грехопадения и что Бог в своем всеведении заранее знал, как каждый человек будет осуществлять свою свободную волю.

Но поскольку Он предузнал, что один будет правильно использовать свою свободную волю, а другой - неправильно, Он предопределил одно или осудил другое.(Постановление 3)

Итак, [он все еще имеет] ту же природу, в которой он был создан, и ту же силу его природы, то есть свободную волю, жизнь и действие, так что он по природе может выбирать и делать то, что хорошо, и избегать зла и ненавидеть его. (Постановление 14)

Заявление

Указа 3 о том, что Бог не будет оправдывать или осуждать «без причины» - ссылка на кальвинистскую доктрину безусловного избрания - может быть истолковано как учение об условном избрании, то есть зависящем от морального выбора, который человек делает.

Очень поучительно отметить, как Иерусалимский Синод понимал свободную волю человека как основу доктрины синергии (сотрудничества человека с божественной благодатью). Более того, синергия действует во всех людях с двумя разными результатами: спасением или осуждением.

И мы понимаем использование свободы воли таким образом, что Божественная и просветляющая благодать, которую мы называем предотвращающей [или предупреждающей] благодатью, как свет для тех, кто находится во тьме, Божественной добротой , переданной всем , к тем, кто желает подчиняться этому - ибо он полезен только для желающих, а не для нежелающих - и сотрудничают с ним , в том, что он требует как необходимое для спасения, следовательно, предоставляется особая благодать.Эта благодать сотрудничает с нами и дает нам возможность и заставляет нас проявлять настойчивость в любви к Богу, то есть совершать те добрые дела, которые Бог хочет, чтобы мы совершали и которые Его предотвращающая благодать предостерегает нас. то, что мы должны делать, оправдывает нас и делает нас предопределенными. Но те, кто не подчиняется , и с радостью сотрудничают с ; и, следовательно, они не будут соблюдать то, что Бог хочет, чтобы мы совершали, и что злоупотребление в служении сатане свободной волей, которую они получили от Бога, чтобы добровольно творить добро, обречены на вечное осуждение.(Постановление 3)

Православное понимание таково, что даже после грехопадения человек сохраняет свободную волю и что Бог дарует предвосхищающую благодать всем народам: «Божественной добротой наделил всем ». Более того, он понимает, что предшествующая благодать «сотрудничает с нами», указывая на синергетическое понимание спасения во Христе. Применение доктрины синергии к спасенным и неспасенным можно увидеть в двух параллельных фразах: «желающие повиноваться» и «те, кто не будет подчиняться и сотрудничать с благодатью.Таким образом, все человечество в какой-то мере получило Божью благодать и выбрало либо положительно откликнуться на Божью благодать, либо отвергнуть ее.

Утверждение свободы воли в Декрете 3 ставит под сомнение одну из основополагающих предпосылок реформатской сотериологии: монергизм, учение о том, что Бог является единственным источником и определяющим фактором нашего спасения. То есть, если мы спасены, то это потому, что Бог так решил спасти нас, а если мы прокляты, то потому, что Бог в своей непостижимой мудрости избрал для нас эту судьбу.В монергической парадигме спасения, обнаруженной в реформатской теологии, нет места свободе воли или синергизму.

Читая далее Декрет 3, мы обнаруживаем тон возмущения и смятения со стороны отцов Иерусалимского Синода по поводу бессердечной жестокости, заключенной в реформатской доктрине двойного предопределения. Они недвусмысленно осудили это учение как нечестивое и кощунственное.

Но тогда, чтобы утверждать, что Божественная Воля, таким образом, единолично и беспричинно является автором их осуждения, какая еще большая клевета может быть нанесена на Бога? и какие еще больший вред и богохульство можно принести Всевышнему?

Но о вечном наказании, жестокости, безжалостности и бесчеловечности мы никогда, никогда не говорим, что Бог является автором, который говорит нам, что на небесах есть радость по поводу одного кающегося грешника.

Sola Fide

В Декрете 13 Исповедание Досифея отвергает основную протестантскую доктрину sola fide (оправдание только верой):

Мы верим, что человек оправдывается не только верой, но и верой, действующей любовью, то есть верой и делами. (Лейт стр. 496)

Они объяснили, что добрые дела - это проявление или плод веры, что сильно отличается от средневекового римско-католического понимания добрых дел как похвальных.

Но мы рассматриваем дела не как свидетелей, подтверждающих наше призвание, но как сами по себе плоды, через которые вера становится действенной, и как сами по себе заслуги через Божественные обетования {ср. 2 Коринфянам 5:10}, чтобы каждый из Верных мог получить то, что делается через свое тело, хорошее или плохое.

Краткий ответ Иерусалимского Синода на sola fide здесь, скорее всего, отражает то, что лютеране уделяют больше внимания sola fide , чем кальвинистам.

Иконы и почитание святых

В вопросе 4 Иерусалимский синод дал пространное опровержение реформатского иконоборчества. (Лейт стр. 508-516). В ответ на то, что кальвинисты сослались на вторую заповедь как на основание для отказа от изображений, Иерусалимский синод отметил, что за второй заповедью позже последовал Бог, поручивший Моисею сделать изображения херувимов, волов и львов, которые должны были быть помещены в Храм. Поместив вторую заповедь в более широкий контекст, Иерусалимский синод сделал то, чего кальвинисты не могут сделать тогда и даже сегодня.

Поэтому, когда мы созерцаем Самого Бога, говорящего в одно время: «Не делай себе никакого идола или подобия; ни поклоняться им, ни служить им »; {Исход 20: 4,5; Второзаконие 5: 8,9}, а во-вторых, повелевает сделать херувимов; {Исход 25:18} и, кроме того, что волы и львы {3 Царств 7:29} были помещены в Храм, мы не принимаем во внимание серьезность этих вещей. Ибо вера не в уверенности; но, как уже было сказано, рассматривая случай и другие обстоятельства, мы приходим к правильной интерпретации того же самого; и мы заключаем, что «Не делай себе никакого идола или подобия» - это то же самое, что сказать: «Не поклоняйся чужим богам» (Исход 20: 4} или, скорее, «Не совершай идолопоклонства.»(Лейт стр. 510)

Синод пришел к выводу, что вторую заповедь лучше всего понимать не как осуждение визуальных изображений в местах поклонения, а как поклонение ложным богам.

Иерусалимский Синод защитил почитание икон, отметив, что это была древняя практика, восходящая к временам апостолов, и что она была подтверждена Седьмым Вселенским Собором (Никея 787 г.).

А что касается святых, которых они [кальвинисты] выдвигают, говоря, что поклоняться иконам незаконно, мы приходим к выводу, что они [иконы] скорее помогают нам, поскольку в своих острых диспутах они ругали обоих против тех, кто поклоняется святым. Иконы с латрией [греч .: поклонение], а также против тех, которые приносят в храм иконы своих умерших родственников.Они [кальвинисты] подвергали анафеме тех, кто так поступал, но не против правильного поклонения ни Святым, ни святым иконам, ни драгоценному Кресту, ни другим упомянутым вещам, особенно после Святые иконы пребывают в Церкви и почитаются верными еще со времен апостолов. Об этом записывают и провозглашают очень многие, с которыми и в честь которых Седьмой Священный Вселенский Синод посрамляет всякую еретическую наглость. (Лейт стр.510)

С почитанием икон связано почитание святых.

Поскольку Святые являются и признаются католической церковью заступниками, как было сказано в Восьмом Указе, пора сказать, что мы почитаем их как друзей Бога и как молящихся за нас Богу всего. .

Православное понимание воскресения Христа сильно повлияло на его понимание того, что существует некое общение между Воинствующей Церковью на земле и Церковью Торжествующей на небесах и что святые находятся перед престолом Божьим.Это резко контрастирует с общей практикой кальвинистов и других протестантов, которые почти не обращают внимания на мертвых после их погребения.

Прочие отличия

Реформатская традиция отдавала предпочтение пресвитерианскому государству, форме церковного правления, типичной для которой правила собраний пресвитеров (старейшин). Это противоречит историческому епископству, в котором власть епископа основывалась на его принадлежности к цепи апостольской преемственности. По этой причине Иерусалимский Синод чувствовал себя обязанным защищать историческое епископство (Указ 10).

Декреты с 15 по 17 касаются таинств в целом, и крещения и Евхаристии в частности. Иерусалимский синод подтвердил необходимость крещения младенцев и отверг идею повторного крещения. Подтверждается реальное присутствие Христа в Евхаристии. Интересно отметить, что учение Лютера о консубстанции отвергается, а реальное присутствие определяется в терминах, очень похожих на римско-католическую доктрину трансубстанции. Это сходство можно увидеть в использовании аристотелевских категорий субстанции и акциденций.(Указ 17, Лейт, стр. 503; см. Также Уэр, стр. 97). Исповедь года подчеркивала, что реальное присутствие не может быть объяснено. (Лейт, стр. 504). Далее он настаивает на том, что единственной действительной Евхаристией являются те, которые совершаются православным священником, уполномоченным каноническим православным епископом. (Лейт стр. 505)

Что касается загробной жизни, Иерусалимский синод учил, что после смерти душа уходит либо в радость, либо в печаль, и что это временное состояние до воскресения, когда душа воссоединится с телом (Указ 18; Leith p.505). Он также подтвердил эффективность молитвы за умерших - практики, которой избегает большинство протестантов.

Резюме и заключение

Был ли Кирилл Лукарис кальвинистом или нет, в «Исповеди Досифея » недвусмысленно ясно говорится, что оно отвергало реформатское богословие. Она отвергла суть реформатской сотериологии, отвергнув двойное предопределение, безусловное избрание и утвердив свободную волю человека после грехопадения вместе с синергетическим пониманием спасения (Указ 3).Кроме того, он отверг другие основные протестантские доктрины: sola fide (Указ 13), sola scriptura (Указ 2). Что касается практики поклонения, реформатское иконоборчество отвергается (вопрос 4).

В свете всеобщего принятия Православием, Исповедание Досфея можно считать окончательным догматическим ответом Православной Церкви на реформатское богословие. Митрополит Каллист Вар в Православная Церковь отметили:

Хотя доктринальные решения общих советов непогрешимы, решения местного совета или отдельного епископа всегда подвержены ошибкам; но если такие решения принимаются остальной частью Церкви, тогда они приобретают вселенскую власть (т.е. универсальный авторитет, подобный тому, которым обладают доктринальные утверждения Вселенского Собора). (стр. 202-203)

Таким образом, Исповедь Доситея представляет собой официальный и окончательный ответ Православия на кальвинизм. Отказ Иерусалимского совета от столь многих основных доктрин протестантизма ( sola fide и sola scriptura ), а также отличительной сотериологии и экклезиологии реформатской традиции означает, что между двумя традициями существуют непримиримые различия.Таким образом, хотя эти две традиции могут иметь общие основания в отношении Троицы и христологии, они далеки от многих других доктрин.

Прореформатские симпатии Кирилла Лукариса в 1629 г. Исповедь оказала положительное влияние на Православие. Это заставило Православную церковь бороться со многими из ее скрытых убеждений, что привело к их переформулированию с большей ясностью и точностью. Ярослав Пеликан банкнот:

Когда Кирилл Лукарис писал свое «Восточное исповедание христианской веры», он стремился придерживаться официальной ортодоксии в отношении двух основных догм и использовать официальное молчание церкви по другим вопросам как повод для внедрения протестантизма в свое восточное православие.Результат спора по поводу его признания показал, что Восток на самом деле верил и учил гораздо большему, чем исповедовал, но он был вынужден сделать свои учения конфессионально явными в ответ на вызов. (стр.283)

Таким образом, Исповедание Досфея чрезвычайно полезно для людей, которые хотят сравнить и противопоставить Православие и кальвинизм (реформатская традиция). Это также очень полезно для православных христиан, которые хотят защитить свою религию от критиков-реформатов.

Роберт Аракаки

Первичные источники

«Исповедь Кирилла Лукариса» (1629), Голос , Институт христианских исследований. Дэвид Брахтер, изд.
«Исповедь Досифея (восточно-православное, 1672 г.)» на Голос , Институт христианских исследований. Дэвид Брахтер, изд.
Лютеранско-православный диалог в шестнадцатом веке

Вторичные источники

Энтони Дж.Хохар. «Кальвинистский Патриарх Кирилл Лукарис и его переводы Библии».
Джон Х. Лейт, изд. Символы веры церквей . «Исповедь Доситея (1673 г.)», стр. 485–517.
Ярослав Пеликан. Дух восточного христианства (600-1700) . Христианская традиция. Том 2.
Джозия Тренхэм. Камни и песок .
Тимоти (Каллистос) Уэр. Православная Церковь .

Статьи по теме

.

Оздоровление через медитацию от Ошо

Beautiful. Быстрое чтение и так мило. Некоторые отрывки я оставил для справки:

Но те, кто достигли небытия медитации, немедленно осознают, что они также достигли полноты Бога. Ваше ничто - это полнота Бога, это другой аспект. Вы становитесь ничем, и внезапно в вас нисходит великое изобилие - вы переполняетесь Богом. Став ничем, вы становитесь просторным, вы принимаете великого гостя.

Есть буддийская мантра: врата, врата, парагата - sw

Красиво. Быстрое чтение и так мило. Некоторые отрывки я оставил для справки:

Но те, кто достигли небытия медитации, немедленно осознают, что они также достигли полноты Бога. Ваше ничто - это полнота Бога, это другой аспект. Вы становитесь ничем, и внезапно в вас нисходит великое изобилие - вы переполняетесь Богом. Став ничем, вы становитесь просторным, вы принимаете великого гостя.

Есть буддийская мантра: врата, врата, парагата - сваха, «Ушел, ушел, совсем ушел; пусть идет в огонь ». Прошлое ушло, будущее еще не наступило. Зачем об этом беспокоиться? Когда дойдет, посмотрим. Вы будете там, чтобы с ней столкнуться, так зачем об этом беспокоиться? Ушедшее ушло, не пришедшее еще не пришло. Остался только этот момент, чистый, насыщенный энергией. Переживи это! Если это тишина, будь благодарен. Если это блаженно, слава Богу, верь ему. Если можно доверять, он будет расти. Если вы не доверяете, вы его уже отравили.

Значит, будут времена, когда вы не найдете ни минуты покоя, тишины, медитации, любви, блаженства. Но не теряйте надежды. Возможно, эти моменты необходимы, чтобы кристаллизовать вас, сделать вас сильнее. Будьте благодарны не только тогда, когда дела идут хорошо, но и когда все идет не так. Человек, который может быть благодарен, когда все идет не так, действительно благодарен; он знает красоту благодарности. Для него все может пойти не так навсегда, но его благодарность - такая преобразующая сила, она изменит все.

Это все обучение медитации. Вскоре наступает день, когда ум полностью безмолвен, наполнен великой радостью, тишиной. Но помните, это не ваше дело. Если хотя бы на мгновение вы думаете, что это ваше дело, оно может исчезнуть. Всегда помните, что вы являетесь творцом существования. Все хорошее произойдет с вами не благодаря вашим усилиям, а благодаря вашей непринужденной открытости, доступности.

Просто держите двери открытыми.
Гость придет - иначе я никогда не был.
Всегда приходит гость.

Всегда оставайся невинным в том, что касается вещей за пределами разума. Всегда оставайтесь любителем, никогда не становитесь экспертом.

.

Смотрите также