Спортивное ориентирование как научиться ориентироваться


Пособие по "Спортивному ориентированию" для начинающих

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.


В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП - дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.


2. Ориентирование по выбору.


В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Время пребывания на дистанции - ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие

Существуют еще несколько видов ориентирования по карте.

Соревнования по ориентированию на лыжах. Проводятся в двух дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов, таких как: Ориентатлон, Ski-O-thlon. Соревнования в заданном направлении проводятся аналогично соревнованиям бегом с той разницей, что используется зимняя карта, на которую нанесены лыжни. В дисциплине маркированная трасса участнику предоставляется, как правило, летняя спортивная карта без обозначенных контрольных пунктов (КП). Следуя по маркированной лыжне участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту путем прокалывания карты иголкой. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги. Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.

Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов.

Посмотри учебную карту.
Карту можно сравнить с захватывающей и содержательной книгой. Ее можно читать снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Чтобы научиться читать книги, тебе пришлось изучить особые знаки - буквы. Чтобы карта могла что-то поведать тебе, ты должен выучить азбуку карты - условные знаки.

В готовую карту вложен труд многих людей. Один из первых рабочих моментов - фотосъемка местности с самолета, которая дает изображение ее с натуры. Естественно, на фотографии натура сильно уменьшена, и не все детали воспроизведутся на готовой карте. Полученное фото позволяет создать основу карты, которой пользуются при работе на местности.

Карты для спортивного ориентирования подготавливают сами ориентировщики. Начальники дистанций соревнований по спортивному ориентированию, работая на местности, решают, что оставить, а что удалить или изменить на картооснове. Такая разведывательная работа даже над одной картой может занимать до тысячи часов, в зависимости от размеров карты, характера местности, качества картоосновы. Зацените!!!

После работы на местности происходит окончательное вычерчивание карты. Каждый цвет рисуют отдельно. Стало быть, нужны четыре разных оригинала - для черного, коричневого, синего и желтого цветов. Белый цвет имеется на подложке. Пользуясь особыми метками, типография затем печатает настоящую карту.

Разные типы карт - разные масштабы

Сравни: твой набросок карты комнаты и карту мира в атласе.
Чтобы уместить комнату на карте, тебе, естественно, пришлось уменьшить ее примерно в сорок раз. Чтобы уместить на одной странице школьного атласа какую-либо из частей света, ее придется уменьшить примерно в сто миллионов раз. Каждая карта имеет свое уменьшение, или масштаб. О карте комнаты можно сказать, что ее масштаб 1:40 (читают: один к сорока), а карты мира - 1:100 000 000.

В разных сферах деятельности человека применяются различные типы карт. Здесь же мы говорим только о картах для ориентирования, или, как их еще называют, спортивных картах. Основной масштаб их - 1:20 000. (Примечание: сейчас основной масштаб 1:10 000)

Масштаб 1:10 000 что это значит? Это значит, что один сантиметр на карте соответствует
10 000 сантиметрам на местности. Так как 10 000 см = 100 м, значит один сантиметр на карте соответствует ста метрам на местности. Чем подробнее карта, тем лучше.

Условные знаки для спортивных карт разработаны на основе знаков Международной федерации ориентирования, поэтому спортивные карты, выпускаемые в разных странах, выполняются примерно в одинаковых знаках.


Примечание: Обратите внимание на различие карт. Почему такие различия? Сейчас расскажу.
Это крупные топографические карты из атласа Московской области. Их прообраз - топокарты для лесников. А у тех все просто. Там где лес - значит зеленое, где не лес - соответственно белое. По этой же причине сохранились на карте названия деревень, рек, ручьев, номера лесных квадратов, породы деревьев и прочая специальная информация.
Спортсмены ориентировщики все упростили. Например зачем мне знать как называется речка, вдоль которой я бегу? Это лишняя информация. Она засоряет карту и затрудняет ее чтение. Более того! На зеленом фоне темные штрихи болот, дорог и тропинок читаются плохо. Решение? Лес обозначили белым цветом. А как же тогда открытое пространство? Пусть будет желтым! А участки труднопроходимого леса пусть останутся зелеными. Как-будто молодой ельник. Вот так!

Остальные условные знаки более менее совпадают (см рисунок условные знаки).

Поскольку методы ориентирования остаются неизменными, мы будем использовать в статье (и в соревнованиях) как спортивные, так и топографические карты.

Самое главное, что ты должен помнить, - всегда ориентируй карту.
Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна "укладываться" на местность.

Это можно достичь двумя способами:
1. С помощью местных предметов
2. С помощью красной стрелки компаса.

Ориентировать карту по местным предметам - значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.
Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.

Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.

Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.

Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.

Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Чтобы как следует усвоить эти правила, надо поработать с картой на местности, но сначала поупражняемся дома, выполняя задания.

Примечание: Как найти "север" карты? На грамотно составленой карте север всегда находится "вверху". Где "верхний" край карты, там и север. Узнать это можно по написаным на карте названиям, цифрам, ориентированым условным знакам и обозначениям, общему оформлению карты. На спортивные карты нанесены специальные голубые линии ЮГ-СЕВЕР. Они облегчают задачу ориентирования.

Медленно прочти приведенный текст, одновременно изучая карту справа.
Совершим "прогулку" по карте. В юго-западной части ее найди название Нусабю. Западнее названия расположены друг против друга два здания. Между ними в направлении север-юг проходит шоссе. Во время прогулки мы пройдем по нему на север до большого перекрестка южнее железной дороги.

Итак, мы на шоссе между домами в Нусабю. Ты ориентируешь по нему карту. Что ты видишь перед собой и по сторонам? Справа находится жилой дом, а слева -- значительно бельшее строение. Впереди поодаль -- опушка леса. Прежде чем отправиться в путь, спросим у карты, что нам предстоит пройти и как будет выглядеть местность. Читать карту будем по отрезкам. Итак пошли!

Вот мы на опушке. Здесь начинается подъем. Мы уже видели его на карте: шоссе "пересекают" три коричневые горизонтали. Далее слева подходит улучшенная дорога. Она так широка, что две машины могут разъехаться. Справа от нас гора.

Снова заглянем вперед по карте. Вскоре справа должна подойти четкая тропа, а слева в том же месте примкнет лесная дорога. Сразу после этого начнется подъем., в середине его ма должны пройти подканатной дорогой.

Пошли! Через несколько минут видим тропу и лесную дорогу, а посредине склона показалась подвесная дорога. Идем вверх по склону, читая карту. На самом верху слева от нас должен быть дом, напротив которого отходит лесная дорога. Мы можем заранее представить себе ее ширину: условный знак, выбранный составителем карты, означает, что дорога может пропустить одну машину. Наверное, посреди дороги растет трава. А дом, скорее всего, маленькая избушка. На гребне убеждаемся, что наши догадки были правильными. До чего же все просто, когда карта сориентирована по местности.
Дальше карта говорит, что нам предстоит спуск до поля справа от шоссе. В дальнем конце поля влево отходит улучшенная дорога и сразу за ней под шоссе протекает ручей. Он течет справа (смотри исток ручья).
Легко идти под уклон. Карта в точности соответствует действительности, и мы вскоре видим вдали большое поле и перекресток. На опушке спуск. А вот и пересечение шоссе.

Красная стрелка компаса показывает на север! Это самое главное, что надо знать о компасе. Север - важнейшая сторона горизонта. Ты знаешь, что верхняя сторона рамки карты всегда обращена на север. Знаешь также, что карта и местность совпадают лишь тогда, когда север карты и север компаса совмещены.
Почему стрелка компаса направлена на север?
Ты, конечно, слышал о северном магнитном полюсе. Там, куда смотрит северный конец компасной стрелки, нет ни большой глыбы намагниченного железа, ни чего-либо подобного. Весь земной шар представляет собой один огромный магнит. Вокруг Земли простирается магнитное силовое поле, оно-то и направляет стрелку компаса.

Стороны горизонта

Существуют четыре основных стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Если нарисовать взаиморасположение сторон горизонта, так называемую "компасную розу", она будет выглядеть так, как показано на рисунке справа.

Теперь представь себе, что ты нарисовал на земле большую "компасную розу". Встань в центре ее, лицом к северу. При этом запад окажется слева, а восток -- справа.

Восемь сторон горизонта

Имей ввиду, что север иногда называют НОРД, юг -- ЗЮЙД, запад -- ВЕСТ и восток -- ОСТ. Посредине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад, или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую "компасную розу" и выучить все восемь сторон горизонта.
Стрелка север-юг, как видим, выделена особо. С и Ю основные стороны горизонта. Поэтому-то и условились, что "промежуточные" стороны горизонта должны начинаться с буквы С или Ю. Не зазубривай все восемь сторон горизонта. Их надо заучить осмысленно.

Самостоятельное задание
Распечатайте на принтере нижний рисунок.
Попытайся добраться до финиша на рисунке ниже. Три первых направления уже нанесены. Продолжай:

 е) 2 клетки на СВ 

 к) 2 клетки на СЗ 

 б) 2 клетки на Ю 

 ж) 5 клеток на В 

 л) 2 клетки на З 

 в) 3 клетки на ЮЗ 

 з) 3 клетки на Ю 

 м) 2 клетки на СВ 

 г) 4 клетки на В 

 и) 2 клетки на ЮЗ 

 н) 2 клетки на ЮВ 

 д) 3 клетки на С 

 

 

Самый трудный условный знак - понятие о горизонтали

Основа каждой карты - аэрофотоснимки. Ими пользуются и тогда, когда надо рисовать горизонтали. Каждый участок земли фотографируют с двух разных точек, как показано на рисунке. Затем с помощью стереоинструмента рисуют кривые равной высоты.

Теперь совершим поездку на берег моря. Поодаль от берега лежит небольшой остров Бьерке. На нем всего один дом, где живет семья рыбака. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад-восток. Большую часть острова занимает гора, ее крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Дом расположен в западной части. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная - выше, и с нее открывается чудесный вид. Гора на острове поможет нам понять, о чем рассказывают коричневые горизонтали на карте.

Призовем на помощь воображение. Мы сидим в самолете и летим на север к острову. Вот он появился! Камера с собой, и мы делаем снимок.

Еще раз прочти текст сначала и сравни его с рисунком.

Теперь сменим самолет на рыбацкую лодку, которая находится в нескольких сотнях метров южнее острова. Камера и на этот раз с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования пасмурная погода. Все же мы делаем снимок. Результат, как видишь, вполне сносный (см рисунок часть 2). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силует острова.
Прочти первый обзац еще раз и сравни описание с силуэтом.

Наконец используем третье средство передвижения - вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать ее кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота поднятся на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимемся еще на 5 метров и повторим все на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину.
Сейчас наш остров выглядит как на рисунке (часть 3). Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим картину показанную на рисунке (часть 4)

Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри - 20-метровая отметка, а береговая линия - самое внешнее кольцо.

Коричневыми линиями - горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы. Разумеется, ни в лесу, ни в поле никакие линии не нарисованы. Горизонтали вычерчиваются на картах по аэрофотоснимкам с помощью различных технических приспособлений.

На некоторых картах ты можешь встретить на горизонталях коричневые цифры. Они показывают, на какой высоте от уровня моря пролегает данная горизонталь.

Если ты понял и усвоил содержание этого раздела, то, несомненно, справишься с заданиями.

Самостоятельные задания

1) Подбери к каждому знаку правильную надпись.

1 2 3 4 5 6

1 Самый крутой склон на юго-западе

2 Две вершины, из которых южная выше

3 Ровное расположение по кругу. В высшей точке седловина и узкий проход

4 Гора практически отвесно обрывается к востоку

5 Южный и северный склоны очень крутые

6 На этом холме есть три места, где трудно подняться

2) Найди профиль холма, соответствующий рисунку.

1 2 3 4 5 6

Ответы:

задание 1: (рисунку 1 соответствует надпись 3, 2 – 6, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 5, 6 – 2)

задание 2 (1 – В, 2 – А, 3 – Е, 4 – Д, 5 – Б, 6 – Г)

Тебе для ориентирования тоже понадобится указатель севера. Он поможет совместить карту с местностью. Фактически этого достаточно, чтобы точно идти в желаемом направлении. Другими словами, нет необходимости брать азимут. Ты убедишься в этом, проделав несколько упражнений на карте. Действуй как указано ниже.

1. Положи карту перед собой и правильно сориентируй - север карты по северу местности. Пусть карта в течение всего упражнения остается на месте. Можешь приклеить ее к столу липкой лентой, а сам будешь ходить вокруг стола (рисунок справа).

2. Представь себе, что находишься на С (старт) на углу поля.

3. Встань на С так, чтобы смотреть на первый контрольный пункт (КП 1)

4. Ты уже знаешь направление, не беря его по компасу. Твой путь - продолжение мысленной линии между С и КП 1.

5. Итак, компас (северная стрелка) дает тебе направление по карте.

6. Проделай то же самое между КП 1 и КП 2. Север карты - по северу местности.


7. Представь себе, что стоишь на КП 2 и должен прийти на Ф(финиш).

8. Встань на КП 2 так, чтобы смотреть на Ф.

9. Здесь возникает проблема выбора пути. Ее мы рассмотрим в следующим разделе. Путь по компасу, напрямую, через лес, очевидно, и есть наилучший? Нет! Карта подсказывает тебе, что лес можно обойти справа по дорогам. Этот путь и будет наилучшим, так что воспользуемся им, встав так, как показано на рисунке.

Возьми за правило сначала ориентировать карту, а потом определять свой маршрут. Тем самым уменьшается вероятность ошибок.

Теперь ты знаешь как надо действовать, но ведь это было теоретическое упражнение. По-настоящему освоишь технику ориентирования только в ходе практических тренировок. Ведь нельзя же стать хорошим слаломистом, тренируясь в комнате или читая учебник. То же самое относится и к ориентированию.

Понятие выбор пути вовсе не означает, что надо выбирать между лесной дорогой и шоссе. Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея - каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Ведь решаешь же ты, какой путь предпочесть, когда идешь в лес по грибы или ягоды, совершаешь длинный лыжный переход или отправляешься летом в поход на велосипедах. Участвуешь ли ты в автоэкскурсии, или ходишь по незнакомому городу с планом в руках - в каждом случае тебе надо решать, какой путь выбрать, чтобы быстрее и лучше добраться до цели.

На рисунке приведен пример выбора пути. Изучи варианты А, Б и В между контрольными пунктами 1 и 2.

Какой из вариантов, на твой взгляд, лучше? Почему? Подумай и обсуди с товарищем.

Самостоятельное задание

В этом задании тебе надо изучить три предложенных варианта путей на каждый КП и выбрать один из них.
1. Изучи карты на рисунках ниже. Внимательно прочти легенды контрольных пунктов и описания вариантов пути.

2. При выборе пути ты должен учитывать три фактора:

- путь должен быть надежным

- путь должен быть самым быстрым

- постарайся найти надежную привязку как можно ближе к очередному КП; назовем эту точку последней надежной привязкой.

3. Выбранный путь должен по возможности удовлетворять этим трем требованиям.
Когда спортсмены после соревнования обсуждают выбранные пути на различных этапах, они не ходят вокруг карты, но непременно поворачивают ее так, чтобы этап "читался правильно".

Варианты ответов:

А - в обход проселку слева

Б - напрямую по азимуту

В - вдоль подвесной дороги до тропы, по ней на север до развилки, далее по тропе на КП

Варианты ответов:

А - слева по лесной дороге до развилки и затем по азимуту

Б - напрямую по азимуту

В - вправо по шоссе, вдоль подвесной дороги, топой до поворота лесной дороги, далее по компасу на КП

Варианты ответов:

А - напрямую по азимуту

Б - по ручью

В - вправо в обход по дороге


1 – В, 2 – Б, 3 - А

Понедельник. Утро. Нильс быстро съел завтрак и отправился в школу раньше обычного. Поставив велосипед, ворвался в коридор... Где же список участников, о котором говорил учитель физкультуры? Но вот он и сам: "Поздровляю, Нильс. Поедешь в субботу в Смедсхюттан, будешь представлять нашу школу на ежегодном школьном чемпионате по ориентированию". Нильс не сразу нашелся. Конечно, он надеялся поехать, однако слова учителя застали его врасплох. "Подумать только - чемпионат страны! Надо будет как следует потренироваться."

Всю неделю Нильс усиленно тренировался. Занимался физической подготовкой, но не меньше времени уделял технике ориентирования: читал карты, отрабатывал движение по азимуту, считал шаги. Дни тянулись невыносимо медленно... Наконец наступила суббота, и Нильс с друзьями (из их школы ехало три мальчика и две девочки) сели в поезд, идущий в Смедсхюттан. Оживленно обсуждая шансы перед завтрашним соревнованием, они дали друг другу слово постоять за честь школы.

В месте сбора увидели множество ребят со всех концов Швеции. Воздух гудел от голосов. Субботний вечер провели весело. Но вот настало время ложиться спать. Мальчиков разместили в гимнастическом зале; большинство привезли спальные мешки и надувные матрацы.

Нильс никак не мог заснуть. Сказывалось волнение перед завтрашним днем, щекотало под ложечкой. "Нет, надо отключиться и накопить силы к завтрашнему испытанию".

В воскресенье утром, уже в половине седьмого, тишину гимнастического зала прорезал звук свистка. Нильс тотчас проснулся. "Ну, конечно, сегодня чемпионат страны. Что ж, поборемся!" Свернул спальный мешок, надел спортивную форму и тренировочный костюм. Тщательно собрав вещи, засунул их в сумку. Компас положил сверху.
Выезд автобусов к месту соревнований был назначен на восемь часов, но сперва надо было позавтракать. Нильсу не очень-то хотелось есть, но пару бутербродов и тарелочку каши он все же одолел: без еды нельзя, "мотору" нужно горючее, особенно в такой день.

В автобусе на пути к старту горячо обсуждали, кто сегодня победит. Назывались многие имена, и Нильс понял, что борьба будет напряженной. Но ведь он обещал учителю и друзьям постараться, и это обещание надо сдержать. Нильс чувствовал, что подготовлен неплохо. Главное - не проскакивать КП и выбирать быстрейшие пути.

Скоро пора стартовать первым номерам. Стартовый номер Нильса - 53, а всего в его группе 94 участника. За 25 минут до своего старта положено выходить вдоль разметки к месту старта. Каждый сам должен следить за временем. Это несложно: рядом со стартовым протоколом висят большие часы.

Нильс пришел к старту заблоговременно. Проверив, все ли в порядке, не забыл ли чего, он побежал трусцой, чтобы не остыли мышцы. Вот и его очередь. Прозвучал сигнал, Нильс получил карту и скомандовал себе: "Внимание!" До старта оставалась минута.

Первый КП - на маленьком открытом болоте. "Какой путь выбрать? Напрямую по компасу? Нет, тогда придется бежать через вершину. Слева по полям? Получится слишком длинный обходной путь. Лучше обойду холм справа, спущусь на поле, выйду к лесной дороге и от нее возьму КП".

Приняв решение, Нильс обогнул холм с правой стороны и помчался на полной скорости вниз. Он хорошо видел поле, ориентироваться было несложно, и Нильс умело воспользовался пересекавшими местность тропинками. Вот и поле. Перепрыгнув ручей, он побежал к краю поля, куда подходила лесная дорога. "Сориентировать карту. Взять точный азимут. Расстояние 200 метров. Как выглядит местность по которой я пойду? Для начала подъем. Считать шаги!" Все эти действия Нильс выполнял автоматически.

Судя по шагам, пройдено 150 метров... Скоро должно показаться болото. Кругом густой лес, кустарник. "Шаги кончались, а болота нет!" Ну, конечно, ведь в начале был подъем. А там шаг короче. Пройду-ка еще немного.

Догадка Нильса оправдалась. Впереди показалось болото и на нем -- желанная призма. Нильс подбежал и отметил свою карточку. С другой стороны подошли два мальчика. По их номерам было видно, что они стартовали раньше него. Значит, кое-кого уже постигла неудача...

Нильс стал планировать путь на второй КП, расположенный в ложбинке. "Какой путь быстрее и недежнее? Вниз до поля, в его северный угол и оттуда напрямую по азимуту на КП? Или направо на проселок, по нему до начала тропы и оттуда по компасу на КП? Нет, очень уж далеко. Пойду первым вариантом".

Нильс сориентировал карту, взял азимут и помчался вниз к полю. Там ориентироваться было легко. Северный угол поля - хорошая привязка. Карта подсказала Нильсу, что просеку надо пересекать там, где она проходит через вершину холма. Азимут брать не надо. Напрвление - север, знай беги по стрелке. Итак, полным ходом к вершине и просеке.

Пошли камни, надо было внимательно смотреть под ноги. Поднимаясь в гору, Нильс ждал, когда покажется вершина. Ага, вот дерево с затесом, очевидно, просека. Точно! Он вышел в то место, где просека пересекает вершину холма -- последнюю надежную привязку перед КП. По карте до КП оставалось метров 100. Нильс продолжал путь по красной стрелке. Вдруг рядом послышался шум. Два мальчика двигались ему наперерез. "Уже отметились на КП? Вряд ли, они бегут влево, а следующий КП расположен наискось вправо. Скорее всего, они идут от конца дороги и ищут КП. Пойти за ними? Пожалуй нет. Мой путь вернее. Ведь я бегу от ближайшей привязки и только что пересек просеку".

Преодолев соблазн "зацепиться" за других участников, Нильс продолжал идти своим путем. И выиграл на этом много драгоценных минут, потому что метров через 50 увидел впереди призму второго КП.

"Третий этап выглядит простым. Сориентировать карту, пройти наискось к просеке и следовать по ней до призмы. Раз на карте показана просека, значит, она должна быть и на местности!" Третий КП не вызвал никаких проблем.

Теперь к четвертой призме! Сориентировать карту!

Этап до четвертого КП в изгибе ручья оказался длинным, и снова встал вопрос о выборе пути. "Бежать слева по полям? Нет, они могут быть засеяны, и тогда придется огибать каждое поле. По большаку вокруг? Слишком длинно. Напрямую? Судя по карте местность довольно пересеченная. Побегу-ка я по тропинке вниз до дороги, затем по ней до узкого участка поля, срежу через него влево и возьму азимут до угла, где течет ручей. Тогда у меня будет точная привязка, и если я не выйду прямо на КП, то добегу до дороги и хутора за ним".

Сказано - сделано. Нильс побежал вниз. Вот и широкое поле. Теперь через него влево в угол поля с ручьем. Сориентировать карту... Азимут, расстояние, счет шагов... Что предстоит пройти?
Проделав привычные операции, Нильс двинулся дальше. Вдоль ручья бежать было трудновато. Вскоре он миновал холм. Белый треугольник на карте означает памятник, но где же он? Нильс продолжал путь до следующего ручья. Призмы не видно. Похоже он сбился с азимута. В какую сторону идти по ручью? Влево или вправо. Нильс колебался. В этот момент появилась девочка. Она бежала вдоль ручья справа. "Ты была на КП?" -- негромко спросил Нильс. Девочка кивнула, и Нильс по ручью туда, откуда она пришла. "Повезло и мне", -- подумал Нильс, подбежав к призме.

С четвертого КП по радио сообщали на финиш о времени прохождения пункта спортсменами, чтобы болельщикам было интереснее. Нильс услышал, что контролеры обратили на него внимание. "Иду хорошо? Может, я лидер? Нет, прочь такие мысли. Надо сосредоточиться на оставшихся этапах. На следующем КП я должен попасть в "яблочко". Какой путь выбрать? Вправо по дороге до тропы и затем вверх до КП? Пожалуй так длинновато. Правда, можно сойти с дороги на слабом повороте у болота. А, чего там, путь напрямую выглядит простым, во всяком случае на карте. Пойду по азимуту прямо на обрыв. Неужели не справлюсь?!"

Нильс решил рискнуть. Пройден Скумакарторпет. Нильс прибавил скорость. Уточнил азимут на ходу и вскоре увидел впереди склон с обрывом. "Теперь правее обрыва, через бугорок, точно сориентировать карту и пробежать последнии 50 метров до болотца. Отлично, вот и призма!" Из всех взятых КП этот был пока самым трудным.

Теперь оставался последний КП, на повороте подвесной канатной дороги. Похоже, этап несложный. Нильс поспешил сказать себе: "Ты еще не финишировал -- не расслабляйся!"

Сориентировать карту. До тропинки меньше 100 метров. Нильс начал уставать, но скорость сбавлять нельзя! Первый участок оказался трудноватым, и здесь особенно помогли упражнения по технике ориентирования, которые он проделывал дома.

Крутой спуск. А вот и тропа. Теперь -- полный вперед! Промелькнула дорога. Еще быстрее! Так, впереди тропа разветвляется. Взгляд на карту подсказал - надо бежать прямо, в прежнем направлении. Тут Нильс выскочил к подвесной дороге, пошел по ней влево, и вот уже сделана отметкапоследнего КП.

Остается последний рывок. Нильс выскочил на поле. Вот и финиш на склоне перед большой мельницей. Отрадное зрелище! Ну, еще наддать!

У финишного коридора собралось много народу. Нильс услышал в динамике свое имя и название школы. Зрители аплодировали и подбадривали. Нильс пронесся под финишним полотном уставший, но счастливый. Сдав судьям карту и карточку участника, он отошел в сторонку. Дыхание вскоре пришло в норму -- верный признак того, что Нильс был отлично подготовлен физически.

Его время еще не объявили, и он пошел в душ помыться и переодеться. После душа, волнуясь, поспешил к щиту информации. Верно ли, что лидирует? В самом деле! Его фамилия стоит выше всех. Он опережает ближайшего соперника на две минуты. Однако не говори гоп, пока не перепрыгнешь! На трассе еще много сильных ребят, они вполне могут обойти его. До чего же медленно тянется время... Но вот финишировал последний участник. Нильс был на седьмом небе от счастья. Он - чемпион Швеции среди школьников!

Дальше началась сплошная кутерьма... Приветствия друзей, вручение наград, крики "ура!", вопросы журналистов, путь домой... Но верхом торжества было, когда Нильс и его товарищи сошли с поезда у себя дома. Их встретили громогласными приветствиями друзья по школе и преподователь физкультуры с огромным букетом цветов в руках.

Засыпая вечером, Нильс обещал себе не зазнаваться, продолжать тренировки, чтобы на следующий год попытаться отстоять свой титул.

Карта и компас: как ориентироваться и ориентироваться

Вы бежите по лесу с картой в руке. Компас указывает направление, пока вы мчитесь на часах в поисках скрытых флагов.

Это спортивное ориентирование, спорт быстрого мышления и навигации в глубинке. , где неправильный ход серьезно сбивает с толку.

Навыки, используемые ориентировщиками, имеют фундаментальное значение для навигации вне тропинок.

Забудьте про устройства GPS. Хороший ориентировщик быстрее.Компас надежнее. Хорошая карта точнее. Опытных ориентировщиков можно бросить в любое место на планете, дать карту и компас и найти выход. Изучите эти навыки и станьте мастером путешествий по глуши.

Primer: Как ориентироваться

Это краткое руководство по основам спортивного ориентирования является учебным пособием как для опытных путешественников из глубинки, так и для людей с ограниченными возможностями. Примените эти приемы в следующий раз, когда будете в лесу с картой в собственном приключении.

Топографические линии и контрольные точки (красные кружки) являются частью визуального языка спортивного ориентирования.

Ориентирование по карте

.

Название вида спорта произошло от базового маневра с картой: ориентация карты так, чтобы имитировать окружающую среду.По сути, верхняя часть карты для спортивного ориентирования, которая всегда обозначает север, должна всегда быть обращена на север, независимо от того, в каком направлении вы смотрите.

Например, если вы стоите на тропе и смотрите на север, держа карту в руках горизонтально, карту можно держать в обычном режиме (весь текст и символы справа вверху). Но переверните так, чтобы вы смотрели на юг, и карту нужно было читать вверх дном, чтобы имитировать реальность. Верх страницы по-прежнему будет обращен на север.

То же самое, если повернуть лицом на восток или запад; всегда держите верх карты на севере.Эта техника сохраняет функции, отражающие их представление на печатной странице.

Использование компаса

Одно простое правило: все, что вам нужно знать, - это север. Современные компасы могут поставляться с зеркалами, разметкой градусов, вращающимися циферблатами и прицелами. Для большей части навигации все эти приспособления не нужны.

Большой компас для ориентирования

Взгляните на компас, чтобы увидеть, куда указывает стрелка (и, следовательно, в каком направлении вы должны ориентировать карту) - единственная проблема.

Точки атаки: навигация по миру Особенности

Техника нахождения флага для спортивного ориентирования - или любой точной точки на карте - это точка атаки. Эти физические особенности или формы рельефа могут использоваться в качестве ориентиров. Допустим, пункт назначения находится глубоко в густой зоне леса. Вместо того, чтобы блуждать в поисках, определите ближайший перекресток троп, поворот ручья или другой выдающийся объект местности.

На характерной особенности - точке атаки - проложите маршрут к конечной цели, оценивая направление и расстояние по карте.Например, это может быть 300 метров к юго-востоку. Возьмите эти знания, найдите пеленг компаса и вперед.

Навыки карты

Обычная карта для спортивного ориентирования показывает клубок топографических линий и эзотерических икон, представляющих все, от валунов и болот до линий электропередач, заборов, холмов, оврагов и впадин на земле. Пятнистые желтые и зеленые цвета изображают границы растительности. Озеро и реки голубые. Здания выглядят как блоки. Дороги и тропы представлены пунктирными и сплошными линиями.

Крупный план: Типичная карта для спортивного ориентирования

Поначалу графическая перегрузка может сбивать с толку. Но система форм и линий, разработанная в Скандинавии и оттачиваемая десятилетиями, становится упрощенной системой информации для опытных ориентировщиков.

Эти карты похожи на простые топографические карты, используемые для навигации по отдаленной местности. Если вы не знакомы, потратьте некоторое время на изучение своих карт и выясните, как элементы соотносятся с картой и реальным миром.

Масштаб карты

Типичные карты дикой природы, составленные Геологической службой США, имеют масштаб 1:24 000 или больше.В спортивном ориентировании наиболее распространен масштаб 1: 10 000, что значительно увеличивает количество деталей. Например, дюйм на карте масштаба 1: 24 000 представляет около 2000 футов в реальном мире; в масштабе 1: 10 000 дюйм равен примерно 800 футам. Эта большая детализация обеспечивает чрезвычайно точную навигацию. В спортивном ориентировании такие объекты, как валуны, парковые скамейки, столы для пикника, заборы и изящные выступы оврага, очевидны на картах масштаба 1: 10 000.

"Палец" на карту позиции

Ориентиры часто бегают с картой в руке, прижав большой палец к карте рядом с их текущим местоположением.

Техника проста: когда вы путешествуете пешком или пробегаете по ландшафту, переместите большой палец в новое место на странице, чтобы обозначить ваше текущее положение.

Переставьте большой палец на остановках, на основных участках местности или перед тем, как отправиться на сложный участок трассы. Эта техника позволяет вам лучше сосредоточиться на текущей навигации и позволяет вам быстро увидеть во время движения ваше приблизительное местоположение среди множества нанесенных на карту деталей в любое время.

- Узнайте больше и найдите местные соревнования и клубы по спортивному ориентированию в Федерации спортивного ориентирования США.

,

Ориентирование в школе для детей 6-12 лет, Глава 12: ОБУЧЕНИЕ ВОПРОСАМ

Глава 12: ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ

«ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ» - это педагогическое описание того, как изучать спортивное ориентирование последовательно и четко. Сначала идут основные элементы, за которыми следует возрастающая сложность.


ДАННОЕ РУКОВОДСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕМ к книге «Orientera i skolan» Шведской федерации спортивного ориентирования и содержит практические и конкретные рекомендации по использованию школы и ее окрестностей для обучения спортивному ориентированию в рамках учебной программы «Физическое воспитание».


НА ОСНОВЕ УРОВНЕЙ зеленого, белого и желтого цветов это руководство содержит ряд упражнений, которые учителя могут передавать для использования с их собственными школьными картами. Если у вас нет доступа к какой-либо карте школы, то есть к учебным материалам, в задней части папки есть дополнительная информация о том, как получить функциональные учебные материалы для обучения.


В РАННЕМ ШКОЛЕ обучение начинается с зеленого уровня. Многие контрольные точки предоставляют регулярную обратную связь, чтобы подтвердить, что учащийся все правильно.Короткие ножки для концентрации внимания. Следующая контрольная точка должна быть видна, как только вы найдете правильный контроль.


ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПА: Ориентируйте карту, красный цвет на красный, и пролистайте карту. Студенты должны повторять и подчеркивать эти три принципа при каждой возможности обучения. Это основа того, чтобы спортивное ориентирование было интересным и увлекательным. Когда вы понимаете, как все сочетается друг с другом, ученики с нетерпением ждут следующего испытания.


WHITE LEVEL требует от двух до трех решений чтения карты, чтобы найти правильный путь к контролю.Вначале вы перемещаетесь по одному шагу за раз. Со временем каждый шаг объединяется в более крупную единицу - «сначала на юг, через ворота, следуйте за домом на восток, а затем на север, вдоль живой изгороди, до контрольной точки.


ЖЕЛТЫЙ УРОВЕНЬ предназначен для обучения в средних школах, но части этого уровня можно использовать и в конце средней школы. В частности, за счет использования небольшого участка леса рядом с холмами. Место, где обычно играют дети. Учащиеся понимают, что на карте движется вверх и вниз.Район известен и безопасен для детей.


ЕСЛИ ЧТО-ТО ДЕЛАЕТ ОШИБКУ и «немного заблудился», лучше, если это произойдет в известной и безопасной среде. Они могут вернуться к учителю и начать заново. Если ребенок заблудится в менее знакомой местности, очень велик риск того, что этот опыт оттолкнет его на оставшуюся часть школьных лет, может быть, даже на всю жизнь.


ПРЕИМУЩЕСТВО, если у учителя есть опыт работы на уровне выше, чем у учителя.Для большинства учителей достаточно оранжевого уровня. Как учитель, вы являетесь катализатором, который делает обучение спортивному ориентированию максимально плавным. Игра и обучение на практике - факторы успеха в изучении того, что может быть немного трудным и сложным. Поэтому школьная территория, хорошая обновленная карта, простой компас и преданный своему делу учитель - это фундамент для успешного обучения и получения большого положительного опыта в спортивном ориентировании.

ЦЕННО СОТРУДНИЧЕСТВО с местным спортивным клубом.Если школа может одолжить электронное штамповочное оборудование, это повысит мотивацию к обучению.

Вернуться на СОДЕРЖАНИЕ

,

Спортивное ориентирование - Лучшее занятие для всех

Что такое спортивное ориентирование?

Что такое компас для спортивного ориентирования?

Упражнение оказалось настолько увлекательным, что пришлось переходить в спорт. Это быстро становится популярным, и легко понять, почему - это может сделать каждый.

1. Спортивное ориентирование

После Второй мировой войны популярность спортивного ориентирования резко возросла. К тому времени компасы стали намного более надежными, и ими можно было довольно легко пользоваться, в отличие от неуклюжих и ненадежных компасов, которыми пользовались первые пионеры этого вида спорта.

2. Кто угодно может это сделать

Сегодня любой желающий может принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Они также являются опорой для студентов-бойскаутов и девочек-скаутов, что свидетельствует о доступности этого вида спорта. По мере того, как повышается квалификация ориентировщиков, их курсы повышаются. Более того, технологические гаджеты, такие как GPS, пригодятся и незаменимы в качестве оборудования для ориентировщиков.

Если вы планируете заниматься спортом для удовольствия, вы будете рады узнать, что этот вид спорта предназначен для всех людей и для большинства возрастов.Если вы достаточно подготовлены для бега и достаточно хорошо читаете карту, вы можете присоединиться к этому событию для развлечения или соревнования.

3. События

Спринт - это скоростные соревнования. Цель игры - как можно быстрее добраться от линии старта, через контрольные точки и до финиша. Это один из наиболее распространенных видов соревнований по спортивному ориентированию, в котором могут участвовать как отдельные участники, так и группы.

В эстафетах

участвуют команды спортсменов, которые обычно берут масс-старт.Команда с наименьшим общим временем каждого члена команды добавляется к общему времени и объявляется победителем. Чтобы избежать скопления участников и преследования впереди идущих, команды обычно следуют разными маршрутами. Это делает игру справедливой для всех участников.

Оценка событий дает участникам

.

Смотрите также