Размышления о терц-сексте. (или как приблизиться и понять высокоточную терцово-секстовую технику настройки)

Дата создания 11.10.2012, отредактировано 13.05.2013

Размышления о терц-сексте.

(или как приблизиться и понять высокоточную терцово-секстовую технику настройки)

В этой статье я намерен изложить собственные размышления и рассуждения о терцово-секстовой методике настройки фортепиано и показать маячки, которые сориентировали меня, помогли разобраться и понять данную технику настройки.

Может быть, эти мои размышления и рассуждения хоть как-то спровоцируют серьезно подумать моих коллег, которые по разным причинам еще пока не хотят использовать высокоточную терцово-секстовую технику настройки в своей работе. Может быть, данный труд хоть как-то разбудит, расшевели и даст хоть какую-то почву, для взвешивания и анализа в сравнении с той методикой, при помощи которой до сих пор они работают. Может быть, эта статья-размышление о терц-сексте хоть как-то сориентирует и даст хоть какую-нибудь зацепку, для старта, начала МЫШЛЕНИЯ и действия в этом направлении. А может быть мои размышления, поддержат того, кто уже ищет и в настоящее время пытается идти этим трудным в начале, но очень увлекательным и интереснейшим путем.

Разговаривая с коллегами в Екатеринбурге, прочитав форум и взвесив мысли, которые витают вокруг этого вопроса, у меня возникло предположение, что у моих коллег в головах тема «терц-секст» – это какая-то неизвестность, тайна, а может быть какое-то темное пятно и поэтому не совсем понятная и не очень удобная тема для разговоров. Потому и такая от части равнодушная, от части пренебрежительная, а от части и отрицательная реакция в среде большинства настройщиков фортепиано. Мои коллеги просто не понимают, от чего они сами себя закрывают. Размышления на форуме моих коллег, которые не владеют техникой настройки терц-секст, и пытаясь дать оценку данной технике настройки говорят такие вещи, которые явно показывают, что они просто не знают эту систему настройки. А если и знакомы, то очень поверхностно.

Я постараюсь объяснить с чего сам начинал и как постепенно-постепенно догадался. Может быть это Вас (уважаемые коллеги) заинтересует, и Вы сами пойдете своим путем. А может быть, поедете к Порвенкову Валерию Грирорьевичу и возьмете у него все «на блюдечке с голубой каемочкой». Почитав его комментарии, о Его школе, я был с начала немного удивлен его терминологией. Скажу, что такая подача интересна и логична, но она отлична от моей. И как показывает практика – отзывы учеников, она прекрасно работает. И у коллег здорово получается. Валерий Григорьевич систематизировал мировой опыт настройки и делится им. Я только радуюсь этому факту, потому что это постепенно все равно разбудит российскую настройщетскую гвардию. А то, уважаемые коллеги, за Державу обидно…! Весь мир настраивает правильно, а мы отстаем. А кто-то ухватился за тюнер и тешит себя, что у него получается. А на самом деле … извините меня. К сожалению я недавно узнал, что Валерия Григорьевича не стало. Он после себя оставил прекрасное наследие. Царство ему Небесное.

 Совершенно правильно считал Валерий Григорьевич Порвенков, что определенного «круга» и плана темперации при данной технике настройки нет. Поэтому и его школа, и последовательность шагов у него периодически изменялись. На самом деле (собственный анализ) владея необходимыми навыками мышления, слышания и определенную практику в этом направлении, ты выбираешь сам ту или иную логичную для себя последовательность интервалов для темперации инструмента. И эта последовательность (та или иная)  возникает у каждого в свое время. Другими словами – это зависит от степени глубины владения данной техникой настройки, или от степени «созревания» настройщика. (А может от того, кто и насколько хочет хорошо и качественно работать. Насмелюсь сказать.) И эта последовательность ходов при настройке постепенно (с годами) совершенствуется, изменяется и становится более совершенной (в смысле точности попадания в ноту и скорости работы). Я помню, как  в начале пути контролировал только большие терции и большие сексты (естественно обращал внимание и на ровность кварт и квинт). Потом было время, когда добавлялись, для контроля малые терции, но только с большой октавы и ниже. Находились другие интереснейшие ходы, темперируя инструмент. И все это на основе терцово-секстового МЫШЛЕНИЯ. Вот это МЫШЛЕНИЕ  я и постараюсь отразить в этом труде.

Думая о форуме, мне кажется немного странным отрицание моими коллегами терцово-секстовой системы настройки. Ведь если ЭТО ЕСТЬ и ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ, значит ты попробуй сначала, очень постарайся, подольше поищи, позадавай себе вопросы и снова поищи, а потом делай вывод и открыто рассуждай. А то получается, что человек, или совсем не пробовал изучать этот вопрос, или слегка прикоснулся, при этом мало, что  понял и берется судить, как опытный в этом деле человек. А может такое отношение появляется из-за того, что рядом нет человека, у которого получается и с которым можно посоветоваться. Поддержка, это вещь серьезная и важная. Наглядный пример, это вещь  стимулирующая. Неизвестность и отсутствие информации, это вещь убийственная. Мне на этот счет очень повезло. Я благодарен моему учителю Виктору Леонидовичу Толстых из Первоуральска, который выбрал такую методику подачи материала, после которой вся информация и все навыки просто прикипают к тебе.

Мне кажется, что отрицание моими коллегами терцово-секстовой системы настройки напрямую связано с неизвестностью в части этой области. У меня относительно долго было это чувство, поэтому я об этом открыто пишу. Но я видел, что у человека получается и он слышит. И это меня стимулировало на поиск удобных для меня ходов темперирования  инструмента. Ведь у Него получается!!! Именно этот путь и ориентиры, маячки, которые меня привели к пониманию терц-секста, я и хотел бы изложить в данной статье.

Когда я учился, то мне мой учитель Виктор Толстых, не говорил план темперации, от начала и до конца настройки формирования темперации. Приезжая к Виктору, я слышал от него только мышление при данном подходе настройки, только то, что он слышит и чувствует в процессе настройки. Виктор не говорил мне, каким количеством вибраций наделен тот или иной высокочастотный интервал.

Высокочастотные интервалы, это интервалы, биения или вибрация которых очень частые. От этого и название ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ – высокая частота вибрации за 1 секунду. Это секунды, терции, тритон, сексты, септимы, а также те же интервалы через 1 и 2 октавы.

Он лишь показывал мне на клавиатуре соответствия похожих высокочастотных интервалов, при этом не всех интервалов. Он так же говорил, что необходимо слушать вибрационные соотношения терций. У В. Г. Порвенкова это называется магазин накопления терций. (по моему, как-то так.)  Но какую точно (в цифре) придать вибрацию в том, или ином интервале я не знал и Виктор мне не говорил.

Когда я приезжал домой, я стремился найти последовательность ходов, которые помогут начать темперацию так, чтобы была более твердая уверенность в том, что данный ход предельно точный. Постепенно у меня стали появляться собственные логические цепочки из интервалов. Эти логические цепочки у меня возникали в связи с определенным уровнем развития практических навыков, а также в более глубоком осмыслении и понимании данного подхода настройки. В настоящий момент, при настройке и начале формирования темперации, меня устраивают только малые терции и малые сексты. Большие терции и сексты, для меня стали редко вибрирующими интервалами. На них в полной мере не получается выстроить постепенное ускорение и замедление одноименных интервалов. Конечно, ускорение и замедление интервалов есть, но с контролем малых терций и секст эта постепенность более плавная.

В настоящий момент я слышу, что если я не проконтролирую ту или иную ступень малой терцией или малой секстой, то данный высокочастотный интервал (б.3 или б.6) звучит не так определенно правильно. При контроле малой терцией, большая терция звучит более уверенно и более спокойно. И еще. Если не обращать внимания на малые терции, то и они звучат не достаточно ровно. Поэтому может страдать ровность одноименных аккордов, в которых есть малая терция. Это я слышу совершенно отчетливо, поэтому и пишу об этом. Раньше я этого не слышал. Поэтому предполагаю, что, возможно, для читающего настройщика эти строки могут звучать не очень понятно, но поверьте это так. Просто нужна тренировка на слышание этих вибраций. Так же со временем начало формирования темперации у меня опускалось все ниже и ниже в малую октаву.  На сегодняшний день формирование темперации у меня начинается между «до-малой октавы» и «ми-1 октавы». К этому я пришел не сразу. Мой опыт подсказывает, что чем ниже начинается формирование темперации, тем ровней и правильней темперируется весь инструмент.

Я помню, как Виктор говорил мне, что он настраивает аккордами. Обычными мажорными аккордами. Для меня это было, как что-то не мыслимое. И как он это делает и на что опирается, он не говорил. Он просто говорил, что слышит тембр аккордов и все. А теперь я так же могу настраивать. Я постепенно подошел к этому сам и понял, на что ориентироваться и от чего отталкиваться. Скажу, что этому предшествовала кропотливая каждодневная работа по тренировке и впитыванию высокочастотных интервальных вибраций.

Это я  пишу, потому что в данных размышлениях писать план темперации я не буду. Я намерен описывать лишь ход мышления при данной методике настройки. Скажу так, что в процессе проникновения в эту систему настройки план темперации возникает сам собой. Этот план темперации возникает  не на пустом месте. Он возникает на определенной базе мышления в этом направлении. И в зависимости от того, какая эта база, насколько она развита, насколько свободно человек ориентируется в практическом знании и характере вибраций высокочастотных интервалов, такой и план темперации, такие и методы контроля. Но даже если это совсем простые методы контроля, поверьте, это в любом случае лучше, чем кварто-квинтовая настройка.

У Порвенкова В.Г. была хорошо отработанная система обучения. Это я понял, почитав его сайт, отзывы учеников и форум, на котором были размышления и разговоры о методе терц-секст. И правильно писали ученики, прошедшие эту школу, что по прибытии домой очень важно закреплять навыки, приобретенные на обучении. А я считаю, что после такой школы надо просто жить этим. Забыть про все, что существует вокруг на один год и вникать, а если надо, то зубрить, пока не станет это твоим. Надо этим жить.

А у меня терц-секст вымучился. Для меня раньше, когда я только понял, что надо идти терц-секстом, этот метод для меня был настолько непонятным и страшным, что он воспринимался, как густо разросшийся и заброшенный сосновый лес в ночное время суток. Можете себе представить? И это сущая правда! А теперь это для меня, как березовый светлый лес в дневное время суток, с множеством широких, красиво оформленных дорожек. И все вокруг видно. И понятно куда идти. И понятно, что делать. При этом ты можешь повернуть хоть на право, хоть налево – не имеет значение. Ты просто знаешь, что делать в том или ином направлении. Просто супер!

Но у Валерия Григорьевича, я чувствую, была какая-то волшебная система. За столь короткий, на мой взгляд, период времени суметь объяснить такие вещи! И человек после этого сразу делает! У меня есть некоторые предположения на этот счет, а именно, почему такой эффект, но это можно выяснить только при встрече с Валерием Григрьевичем. А теперь только с одним из его учеников.

Мой опыт приобретения этого навыка совсем другой.

Повторюсь. Читая форум настройщиков о методе терц-секст, я видел, по задаваемым вопросам и размышлениям, что мои коллеги очень далеки от понимания и данного мышления настройки. Они мыслят просто не в той плоскости. И цель данной статьи, как-то сориентировать моих коллег, которые не могут понять этот метод, а кто серьезно думает над терц-секстом, то возможно найдет ответы на вопросы. Ведь проще сказать – ну-у, это чушь!

Интересный случай из моей практики.

Настраивал я у клиента пианино «Этюд». Этот клиент имеет высшее музыкальное образование. Он скрипач. Он живо интересовался, по какой системе я настраиваю его пианино. И чем эта система отличается от кварто-квинтовой системы. Когда я ему объяснил и рассказал, что и как я думаю и делаю, в сравнении с кварто-квинтовой системой, то он сказал, что это похоже на фото технику с очень высокой степенью разрешения кадра. Другими словами, чем больше пикселе, тем более естественней и реальней (как живой) получается снимок природы или лицо. Ты, он говорит,  вычищаешь малые  терции и малые сексты, выравнивая другие более редко вибрирующие интервалы. Поэтому, когда поднимешься выше над интервалами, послушаешь (поиграешь аккорды), посмотришь (на фото сверху), то получается идеальное звучание гармонии (идеальное, как в жизни изображение). Вот так, уважаемые коллеги, понял очень тонкий музыкант терцово-секстовый подход и мышление. Интересное видение, да?

 

Продолжаю размышления.

И постепенно перехожу к реальным действиям, состоящим из 5 пунктов, для того чтобы вплотную подойти к началу движения в сторону практического применения данной системы настройки в своей работе. Первые 4 пункта, это теория, или переосмысление и подготовка. И только 5 пункт, это практика. Переходить сразу к практике не советую, т. к. просто ничего не получится.

В разговорах на форуме настройка круга была отмечена только в рамках ля-малой октавы и ля-1 октавы. Мой опыт говорит, что в этом диапазоне настраивать терции и сексты очень неудобно. Вибрация высокочастотных интервалов в этом диапазоне слишком частая, особенно в верхней части октавы (от ми 1 до ля 1). Соглашусь с тем, что вибрации в этой части октавы слышны и понятны, но только для прослушивания и контроля ровности темперации. Для непосредственной настройки, для поиска «точки звука» и фиксации этого звука не подходят, т. к. вибрации в этом регистре слишком частые и поэтому не могут давать высокой точности настройки и (собственный опыт) необходимого качества темперации. (Посмотрите по таблице биений терции в этом регистре.)

Поэтому, 1 (первое) на основании вышеизложенного. Первый пункт по перестройке мышления звучит так.

Формировать темперацию необходимо в том регистре, в котором вибрации терций и секст не такие частые, как в 1 октаве.

Поэтому, мой совет — лучше это делать в малой октаве. В малой октаве вибрации терций и секст в 2 раза реже, чем в 1 октаве. (Не помню, где узнал, что американцы и немцы именно там и формируют круг. От ноты фа.)

Что, на мой взгляд, нужно при этом делать.

Любому профессиональному настройщику известна таблица биений интервалов с обозначением суженного или расширенного интервалов. Эта таблица, как раз и дана в рамках ля – малая и ля – 1 октавы,  или чуть больше (выше). Рекомендую пересчитать все терции и сексты из первой октавы в малую октаву. Нужно просто все эти цифры разделить на 2. Составьте свою таблицу биений терций и секст в малой октаве напишите её на бумаге и твердо уясните, какие высокочастотные интервалы суженные и какие расширенные.

2, или далее.

Рекомендую сделать следующее.

Без инструмента с листом бумаги за столом необходимо найти примерно одинаковое количество вибраций в разных высокочастотных интервалах. Ищите просто одинаковые цифры у разных интервалов и все. Можно выписать их на отдельный листок. Сотые доли биений будут незначительно отличаться. Будет так, что будут находиться одинаковые цифры у терций и секст в парах. Запоминайте эти пары высокочастотных интервалов и анализируйте их отношения между собой. Можно написать эти пары интервалов на нотном стане. Знайте, что таких интервальных пар много. Эти пары впоследствии и надо использовать в составлении плана темперации. Постоянно ищите подобные вибрационные интервальные похожести, или соотношения.

3, или следующее.

Мой опыт освоения терц-секст привел меня к тому, что я вынужден был вникать в характер вибраций высокочастотных интервалов за 1 секунду реального времени и пытаться запомнить на слух эти различные вибрации. Например, большая терция в малой октаве «соль-си» должна давать 8 биений в секунду. В связи с этим я вникал в этот характер биений, придумывая различные ритмические рисунки из 8 ударов за 1 секунду реального времени. Также придумывал различные скороговорки. Этих ритмических группировок и скороговорок было много. После этого самую удобную, для себя ритмическую группировку  я брал на вооружение и запоминал, чтобы потом за инструментом применять именно эту группировку на терции «соль-си».

И такую работу я проводил, увеличивая количество биений за 1 секунду. С накоплением  практического опыта в настройке я понял, что чем большее количество биений за 1 секунду ты сможешь осознать вышеуказанным способом, тем легче будет выстраивать ровную темперацию. Тем легче будет получаться контроль и фиксация вибраций в большем количестве высокочастотных интервалов. В этой работе необходимо проявить настоящее творчество, для поиска ассоциаций в нахождении понятных и удобных для себя ритмических рисунков. Лично я контролирую за 1 секунду реального времени до 12 биений, или вибраций. Возможно, кто-нибудь сможет еще большее количество вибраций услышать, понять и проконтролировать, но и этого количества мне вполне достаточно, для того, чтобы плавно выравнивать биения в процессе темперирования всего инструмента.

Это важно.

С каждым ритмическим рисунком, соответствующим определенной цифре (5, 6, 7), необходимо проводить закрепляющую работу в своей голове. Другими словами, в каждую ритмическую  группировку необходимо вживаться до такой степени, чтобы она легко всплывала в голове и укладывалась в 1 секунду реального времени. Это упражнение в последствии даст легкость и определенную скорость в работе с темперацией непосредственно за инструментом.

4, или последняя теоретическая подготовка.

Один из этапов в подготовке к пониманию и применению настройки терц-секстом является теоретический поиск логической цепочки из высокочастотных интервалов. Другими словами изобретение собственного плана темперации.

Основной настрой в данном поиске такой — любой шаг, любая ступень должны быть высокочастотным интервалом. По началу либо терции, либо сексты. Кварты и квинты обязательно будут присутствовать, т. к. они сами «всплывают» в процессе темперации и при этом они попросту необходимы для правильной темперации, но они должны использоваться лишь для попадания в зону темперации, а терциями или секстами, с их быстрой частотой вибраций необходимо будет попадать в то или иное количество биений в 1 секунду. (Вот тут-то и пригодятся заранее отработанные и приобретенные теоретическим опытом навыки знания различного количества вибраций.)

Изобретение собственной темперации – это серьезная работа, требующая больших творческих и временных ресурсов. Я этим периодически занимаюсь и до настоящего времени. Сейчас я это делаю мысленно в голове. Я предполагаю, что это бесконечный и, поверьте, интересный путь. Изобретая другой план темперации по сути, тем самым, я облегчаю и ускоряю себе работу.

5, или непосредственно практическая работа.

Вы должны находиться перед разобранным, для настройки инструментом. Для начала освоения этой работы я предлагаю следующее. Положите перед собой собственный план темперации, с конкретными цифрами высокочастотных интервалов. Делать надо так. Сначала надо попасть в зону темперации интервала и после этого аккуратно ловить вибрацию терции или сексты в этой зоне, далеко не отклоняясь. Ключом, при этом надо работать на микронном уровне, как ювелир с лупой. При этом в голове должна быть полная ясность того, какой это интервал, какое количество вибраций, в этом интервале и какую ритмическую группировку или скороговорку на это количество вибраций за 1 секунду реального времени необходимо «включить» в своей голове. И очень аккуратно работайте ключом, находя схожесть ритмической группировки в своей голове с вибрацией настраиваемого интервала. Таким образом, настраивайте ноту за нотой. Это и есть техника настройки непосредственно высокочастотных интервалов. По этому принципу я настраиваю весь инструмент. Сначала звук закидывается в зону темперации, а потом высокочастотным интервалом находится его окончательное место. Так настраивается каждый звук при данной технике настройки.

О настройке краев диапазона.

После формирования начала темперации следует продолжение темперирования всего инструмента по вышеизложенному принципу. При этой работе я дополнительно использую интервалы децимы – терция через 1 и 2 октавы. Также сексты через 1 и 2 октавы. В принципе я использую любые интервалы через октаву. Главное, чтобы была логичность и обоснованность в применении тех или иных интервалов по принципу использования возможно более частых вибраций. В моем видении, контрольные высокочастотные интервалы через 1 октаву и 2 октавы дают более точную и правильную настройку басов и дискантов, а по акустической оценке в целом – равномерно вибрирующие аккорды.

При темперировании всего инструмента, октавы в чистом виде, или изолированно я не использую. Октавы в изолированном виде для меня воспринимаются, как кварты и квинты (скользкие, мыльные, неопределенно звучащие). Октавным звуком я вхожу только в зону звучания октавы, после этого, либо децимой, либо путем выравнивания одинаково-вибрирующих высокочастотных интервалов, в пределах этой октавы, нахожу и закрепляю эту октавную ступень. Потом снова прослушиваю звучание октавы в изолированном виде. Для того, чтобы настроить октавную ступень, после начала формирования темперации, у меня существует до 10 контрольных проверок, а когда настроено ¾ всего инструмента и более — до 16 контрольных проверок. Это происходит из-за того, что с расширением зоны отстроенной темперации появляются дополнительные возможности контроля. И в зависимости от акустики инструмента я использую те или иные контрольные проверки.

Я пишу это, для того, чтобы читатель понял, что может открыться перед ним в мире темперации. У меня такое количество контрольных проверок появилось далеко не сразу, а по мере моего созревания и взросления на пути стремления к равномерной темперации. Думается мне, что этот путь бесконечен. Поэтому, как я писал в начале моих размышлений, я освещаю только маячки, при помощи которых я смог догадаться и научиться слышать, то чего раньше для меня было «темным лесом». Идите по этим маячкам, и у Вас будет свой интереснейший путь. Возможно, у Вас появятся свои приемы в этом пути и отличные от моих.

Те приемы и контрольные проверки, я предполагаю, одинаковы у всех, кто настраивает терциями и секстами. Они, я предполагаю, как закон есть и все, их только надо знать. Но для этого необходима очная встреча и долгие занятия. При этом не принципиально, каким путем идешь, сам ищешь эти приемы контрольных проверок, или тебе дают это, результат должен быть одинаковым – равномерная темперация. Я уверен, что имея устойчивое желание и упорство, можно сориентироваться и начать понимать, отличать и делать то, чего раньше не делал. Ведь у меня (автор) это получилось. Почитайте отзывы артистов с мировым именем.

Есть другой вариант освоения нового метода настройки.

Ехать в Москву к Валерию Григорьевичу Порвенкову. Условия обучения мне не известны. (Но, к великому сожалению, осенью 2012 года Валерий Григорьевич умер. Царство ему Небесное. Жалею, что не удалось с ним встретиться у инструмента. Значит только самому… изучать.)  На форуме я прочитал, что Валерий Григорьевич настраивает по одной струне начало темперации  в районе октавы за 10 минут, при этом все одноименные интервалы постепенно увеличивают свои биения, при подъеме по полутонам вверх. Раньше я никогда не проверял свою скорость работы. Просто работал и все. Случилось так, что я перенес операцию, после которой требовался месячный покой. После этого я решил проверить свою скорость настройки темперации в зоне формирования круга. Результат меня ошеломил. Ребята, я не хвастаюсь. Те же 10 минут, только я оттемперировал дециму, а не октаву. (У меня вообще формирование темперации начинается не с октавы, а с децимы.) Темперация получилась ровная и это после месячного бездействия. И при этом я четко понимаю, почему это получилось.  Возможно, что так у меня получилось от того, что никто меня не смущал своим присутствием, или попались хорошие струны, но это факт.

      В мае 2013 года на данном сайте я опубликовал анонс  собственной школы акустической настройки фортепиано по терциям и секстам. И готов небезвозмездно поделиться опытом своей работы.  Если Вы дочитали до этого места, то я смею предположить, что Вам это будет интересно.

Вот, кажется, и все.

Что скажете, уважаемые коллеги?

Жизнь продолжается. Желаю всем и во всем успехов!

Геннадий.


Комментарии

Размышления о терц-сексте. (или как приблизиться и понять высокоточную терцово-секстовую технику настройки) — 3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: